Голубая роза

(На  выставке)

Мы входим в зал полупустой.
В углу, на стенде, в добром слове –
Дань памяти Прекрасной – той,
Чей замысел лежит в основе.

Он, верно, созревал и рос
Одновременно с болью темной…
В декоративных вазах роз
Букеты голубеют томно.

От пола и до потолка
И там, и здесь пространство сжато
Прозрачным тюлем. Он слегка,
Как воздух сам, голубоватый.

В полотнах на стене царит
Аквамариновая краска:
Фонтаны, тени, фонари,
Фигуры в карнавальных масках.

Захваченная красотой,
Я вижу вдруг особым зреньем
Жемчужно-матовый платок,
Поправленный твоим движеньем.

Он сколот брошью. Как топаз,
Чуть дымчаты ее размывы.
И ты мне кажешься сейчас
Такой пленительно-красивой.

На тонком пальчике кольцо
Играет блеском драгоценным.
И просится твое лицо,
Весь облик – быть запечатленны.

А голубые розы ввысь
Взмывают от руки незримой…
Жизнь и искусство вновь слились,
Обычно несоединимы.

21 января 2000 г.


Рецензии
Роза,а что за картина? Про которую Вы так интересно написали?

Надежда Шлезигер   26.04.2018 06:14     Заявить о нарушении
Надя! Извините, пожалуйста, что не сразу не отвечаю. Постараюсь дать Вам сейчас подробный ответ на Ваш вопрос. Вам - громадное спасибо за Вашу рецензию и интерес к картине.
«Голубая роза» – содружество молодых художников начала ХХ века. Получило название, предложенное поэтом-символистом В.Я. Брюсовым для выставки, состоявшейся в 1907 году. Образ голубой розы олицетворял тоску по неведомому, недостижимому, а также ассоциировался с «голубой (синей) птицей» М. Метерлинка.
Характерной особенностью выставки было изящное убранство залов, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, украшенных живыми цветами. Всё это вместе с красотой мягких нежных красок в картинах погружало зрителя в иллюзию сна и сказки. Открытие было устроено «с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда», – так отзывались об этой экспозиции.
В советские годы деятельность «Голубой розы» была предана забвению как «буржуазное и чуждое явление». Лишь в начале ХХI столетия она стала предметом пристального внимания.
В стихотворении речь идёт о выставке в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в 1999–2000 гг., которая была организована под руководством одной из сотрудниц музея (к сожалению, я не записала её имени и не смогла найти его в Интернете). Она была смертельно больна в период работы над экспозицией, но ушла из жизни, только закончив работу. Перед входом в выставочный зал зрители видели её фотографию и слова, посвященные памяти этого прекрасного человека. Работникам музея удалось воспроизвести атмосферу выставки 1907 года.
Мы посетили музей с подругой, которой я и посвятила стихотворение. В нём мне хотелось передать силу воздействия искусства на состояние наших душ.

Роза Горник   30.04.2018 15:21   Заявить о нарушении