Монтаж Атракционов

По улице Зодчего Росси
В эпоху `а ля Франкенштейн`
Бродил человек рабочий
С фамилией Эйзенштейн...

(Учился у Мейерхольда,
А до того был фронт
Мальчишки, что и Изольду
Пролеткультом взял бы на понт...

Вовку знал Маяковского,
Часто ездил в Париж
И снял фильм про аборты,
Не `Потёмкина` лишь...

Умер ночью от приступа
В сорок восьмом году,
Присев на Новодевичьем,
Не толкаясь, в четвЁр-том ряду...)

Бродил и писал сценарии,
Рвал их, когда не шли,
Ругался тихо... как в арии,
Которую не нашли...

Жизнь его была длинная?
Академик, доктор наук?
Полвека река Неглинная
Отмерила в Стиксов круг...


На фото - Сергей в Париже, 1930 г.

Эйзенштейн родился 10 (22) января 1898 года в Риге в еврейско-русской семье инженера, архитектора, действительного статского советника и дочери состоятельного купца. С детства изучал три иностранных языка. В 1909 году родители развелись, и по решению суда он остался с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года вступил добровольцем в Красную армию. С 1920-го учился в Академии Генерального штаба, затем поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921—1922 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссёром театра Пролеткульта, тесно сотрудничал с группой Владимира Маяковского, в его журнале «ЛЕФ» в 1923 году опубликовал свой творческий манифест «Монтаж аттракционов»;

Сергей много путешествовал, выступал по берлинскому радио, читал лекции в Париже, Гамбурге, Берлине, Лондоне, Кембридже, Антверпене, Амстердаме, делал доклады по `Интеллектуальному кино` в Брюссельском университете, снимал кино в САСШ и Мексике, в Швейцарии в 1929 году был сорежиссёром образовательного документального фильма об абортах, снимаемым Эдуардом Тиссэ под названием `Frauennot - Frauengl;ck` (Горе и радость женщины);

Улица Зодчего Росси в Центральном районе Санкт-Петербурга ведёт от Александринского театра к площади Ломоносова и состоит из пяти зданий, построенных по единому проекту с единым фасадом, так что создаётся впечатление, что на каждой стороне улицы по одному зданию. Строгость архитектурных форм фасадов улицы подчеркивают величественность и пышность здания театра. Уникальна своим точным следованием античным канонам — ширина улицы равна высоте зданий её образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метров;

Он умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года за работой над статьёй «Цветовое кино». Предпоследний инфаркт случился с ним во время танца на вечере с актрисой В. П. Марецкой. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).


Рецензии