Психоделика - феномен и модерн современной поэзии

 «Психоделика - феномен и модерн современной поэзии»

Хотелось бы рассмотреть психоделику Чёрного Георга на предмет феномена и модерна современной поэзии 21 века на примере нового, свежего стиха ЧГ " Разжимая пальцы привязанностей"

Разжимая пальцы привязанностей
Чёрный Георг Предел Невозможного
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раскидистая ель, ровесница судьбы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . На утреннем лугу пасущееся стадо.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Окопы, – след войны. И белые грибы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нет больше ничего. И ничего не надо.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Евгений Филин-Соколов, "Ничего")


...А ещё мне не нужно соснового бора,
липких шляпок маслят, раздвигающих хвою.
Мне не нужно луны за отдёрнутой шторой,
и не нужно пустынного пляжа – с тобой...
Мне не нужно лежать и глядеть сквозь травинки
на вечернего солнца оранжевый берег.
Мне не нужно, к постельному кофе привыкнув,
отрываться от книг – и пускаться в побеги...

Мне достаточно слышать биение пульса,
ощущать циркуляцию воздуха в лёгких
и проращивать в памяти стебли настурций,
оставаясь – то близким, то очень далёким...
Непрерывность сменяет собой единичность;
бесконечно большое находится в малом.
Если нужен огонь – надо жертвовать спичкой.

...Как мне это успеть объяснить тебе, мама?..

http://www.stihi.ru/2009/06/02/1514


Если рассматривать этот стих с позиций работы трансгрессии, то очевидно, что стих можно разделить на этапы, при которых и происходит трансгрессия в психоделичном произведении.

Давайте, сравним определение философа Гусаченко о трансгрессии с внутренними пружинами, которые работают в стихе:

«Таким образом, трансгрессии модерна рассматриваются как феномен эволюции модерна, который изменяет его периферийные элементы, сохраняя основной смысл (рациональность), однако не исключает возможности перехода как в трансформацию (существенное структурное преобразование системы), так и в катастрофическое состояние.
Сквозь призму трансгрессий модерна рассматриваются глобализм и модернизация.
Основной вывод исследования – социальные трансгрессии модерна составляют сущность постмодерного социума.»

Итак, из определения Гусаченко, следует, что модерн трангрессии состоит в том, что при трансгрессии

а)изменяются "периферийные элементы"
б)сохраняется основной смысл (рациональность)
в) происходит трансформация существенного структурного преобразование системы), так и в катастрофическое состояние.

Что же это за периферийные элементы могут быть в поэзии, которые изменяются, сохраняя свой основной смысл и рациональность?

Поскольку, я считаю, что невозможно обойти философские размышления прошлого о трансгрессии, например, у метаисторика философа Даниила Андреева, то у него можно найти пояснение периферийным элементам.
По мнению Д.Андреева, в книге "Роза мира", где он обозначил метод познания метаистории как ТРАНСфизический: познание совокупности миров вне зависимости от процессов там протекающих,- трансфизические странствия, которые могут состоять из трёх последовательных стадий. Молниеносное...озарение переживание исторических феноменов, или внутреннее ежедневное созерцание, вглядывание в исторические образы и затем, метаисторческое осмысление.

Таким образом, периферийные элементы трансгрессии, при которых сохраняется рациональность и основной смысл есть: созерцание, осмысление и озарение.

В этом плане рассмотрим стихотворение и выясним, в чём состоит его двоякость, или двусторонность феномена восприятия, при котором периферийные элементы изменяются, сохраняя при этом основной смысл и рациональность, то есть, сохраняя при этом основной признак реализма в литературе и поэзии - правдивость отображения бытия.


1. созерцание.
Внутреннее самосозерцание лиргероя:

...А ещё мне не нужно соснового бора,
липких шляпок маслят, раздвигающих хвою.
Мне не нужно луны за отдёрнутой шторой,
и не нужно пустынного пляжа – с тобой...
Мне не нужно лежать и глядеть сквозь травинки
на вечернего солнца оранжевый берег.

2. осмысление: Если нужен огонь – надо жертвовать спичкой.

...Как мне это успеть объяснить тебе, мама?..

Мне не нужно, к постельному кофе привыкнув,
отрываться от книг – и пускаться в побеги...

Мне достаточно слышать биение пульса,
ощущать циркуляцию воздуха в лёгких
и проращивать в памяти стебли настурций,
оставаясь – то близким, то очень далёким...

3. озарение идеей. Или трансформация существенного структурного преобразование системы.

Непрерывность сменяет собой единичность;
бесконечно большое находится в малом.

4. трансформация идеи в катастрофическое состояние, которая отделяется в произведении от основного текста пропуском, или паузой:

Если нужен огонь – надо жертвовать спичкой.

...Как мне это успеть объяснить тебе, мама?..

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что данный стиль психоделики - это есть феномен модерна в современной поэзии 21 века, где переферийные элементы - созерцание, осмысление и озарение - изменяются, сохраняя при этом основной смысл и рациональность, которое есть высший признак реализма и его основного признака - правдивости отображения бытия.
Но ещё феномен модерна психоделики состоит в том, что, основная идея приоизведения катастрофически трансформируется и приобретает двусторонность, или двоякость восприятия идеи, опять же сохраняя при этом свою рациональность и реализм правдивости,- " наподобие тех двусторонних курток, которые были когда-то в моде: выворачиваешь ее наизнанку - и она становится такой же курткой, только другого цвета и фасона."(ЧГ)

В чём же происходит трансформация идеи в произведении?
А в том, что в "жертвенной спичке" для огня обнаруживается мудрость, философия, авторское мировоззрение и опыт жизни восприятия бытия таким, какое оно есть.
Приходится жертвовать малым для большого; жертвование малым огнём для большого огня.
Заключительная строка о маме - пронзительная и болезненная переверчивает восприятие читателя к названию стихотворение, которое есть ключ к пониманию произведения и ещё больше ошеломляет читателя откровением правды жизни:
"Разжимая пальцы привязанностей".
Разжимать пальцы привязанностей к своим близким и родным - катастрофически больно. Но.. лиргерою приходится жертвовать "одной спичкой" для большого огня "единичности", где "бесконечно большое находится в малом", - это вечность и пространство, - это бытие большого поэта.
Это - психоделика.

Таким образом, дорогой Георг, мы с тобой, как бы с разных концов, но приходим к одному убеждению, что психоделика - есть новейшее направление в современной поэзии, где феномен модерна в современной поэзии 21 века, где периферийные элементы - созерцание, осмысление и озарение - изменяются, сохраняя при этом основной смысл и рациональность, которое есть высший признак реализма и его основного признака - правдивости отображения бытия.
Психоделика - есть феномен модерна психоделики состоит в том, что, основная идея произведения катастрофически трансформируется и приобретает двусторонность, или двоякость восприятия идеи, опять же сохраняя при этом свою рациональность и реализм правдивости,- " наподобие тех двусторонних курток, которые были когда-то в моде: выворачиваешь ее наизнанку - и она становится такой же курткой, только другого цвета и фасона."(ЧГ)

Позвольте напомнить, что я об этом писала два года назад:

"Трансгрессия в психоделике двустороннняя!!!
Со стороны, как автора, так и со стороны читателя.
В этом есть особенность неотранссимволизма и психоделики.
То есть, автор в поисках темы своего творения в начале созерцает проблему, находится в размышлениях до тех пор, пока его не постигнет внезапное озарение и приход Идеи.
После озарения и нашедшего вдохновения автор, в зависимости от его мастерства, претворяет озарившую его Идею в текст.
Читатель так же, когда знакомится с текстом стихотворения, читая,- созерцает текст и находится под впечатлением до тех пор, пока его не озаряет авторская Идея, которая трансформируется затем в новое понимание и осмысление Идеи стиха."
http://stihi.ru/2007/06/20-320

"И, как бы Георг, ни упирался, заявляя, что психоделика,- это лишь метод, который можно применить к любому стихотворению, таким образом, нивелируя достижения психоделики по настоящему талантливых авторов,- однозначно, что подойти к подобному стихотворению лишь на основе метода,- никак не возможно.

Лишь выявив, основные признаки психоделики, как части нового направления в русской поэзии неотранссимволизма, на основе наличия второго подтекста и трансгрессии,- можно подходить с анализом и разбором к подобным глубоким, образным философским произведениям новой поэзии начала 21 века."
http://stihi.ru/2007/05/24-1458

Таким образом, на протяжении двух лет, анализируя и практически разбирая психоделичные произедения Чёрного Георга, мы, как бы с разных сторон в обсуждениях, спорах и полемиках, используя наработки философии о трансгрессии философа Гусаченко и метаистории Д. Андреева, а так же размышления французского философа Джоржа Батая, Дарриды, приходим к единому мнению и выводу, что психоделика - это новейшее направление в русской современной поэзии, и не только в русской, но и мировой литературе, которая есть феномен и модерн современной литературы и поэзии, с присущими только этому направлению методами и приёмами, которые раньше, до психоделики не применялись и не разрабатывались.


Рецензии