Струит серебро отдаленная Вега. Лариса Рейснер

Струит серебро отдаленная Вега. Лариса Рейснер
Зера Черкесова
 

 «Была барышня Лариса Рейснер.  Барышня писала стихи.За барышней ухаживали.Над стихами смеялись».

 Так резюмировал отношение к легендарной Ларисе Рейснер современник.
 Лариса была многогранно-образована и и интеллектуальна. Первая студентка Московского университета. Не Высших женских курсов, а именно единственная девушка-студентка на юридическом факультете университета до революции.
 По всеобщей оценке Лариса Рейснер была необычайно красива.При этом,как неизменно подчеркивали:"тяжеловесной германской красотой".
 Она мечтала стать знаменитой поэтэссой, выступала на многочисленных поэтических «тусовках» начала 20 в. Не стяжав поэтического первенства, гордая Лариса, ушла в революцию.
  О ней осталось немало поражающих воображение легенд. Например, та, что залп »Аврора» будто бы был произведен по Зимнему дворцу по ее приказу, ибо была она-Комиссарша. Морской министр ЧК. Всеволод Вишневский в известном произведении, наполненном пафосом революционной романтики, в «Оптимистической трагедии», вывел, как считается, её, Ларису Рейснер, в безымянном образе Комиссарши.   
               
 »Паллада Революции», назвал Ларису Рейснер в статье, посвященную ее памяти, Лев Троцкий. Другое широко известное ее прозвище:»Валькирия революции».К стати,Валькирии — образ из германских же легенд и мифов. Вспомним  "Полет Валькирий" Р.Вагнера.


 Среди ее подвигов не только на революционном, но и на любовном фронте значится соперничество с Анной Ахматовой за любовь Николая Гумилева.
 И соперничество-поэтическое.В любовном поединке,как считала сама Ахматова,  победила Рейснер.А вот в поэтическом-Анна Ахматова,бесспорно. Кто теперь   помнит поэтессу Ларису Рейснер?А жаль - незаслуженное забвение. Впрочем, победа оказалась пиррова:Комиссарша была бессильна против власти Большого Террора. Гумилев был репрессирован. Не миновали Молоха репрессий и ее последующие избранники:
 Дипломат Федор Раскольников.
 Один из  большевистской верхушки Карл Радек.
Роковая женщина.
 Странно, что до сих пор об этой страстной и колоритной по необычному смешению-»амальгаме» черт и дарований, личности, не создано ни одного сколько-нибудь известного художественного фильма.  »Оптимистическая трагедия» - это все же не о ней.
   Ее образ был бы находкой для нового авантюрного сериала о Серебряном веке, о котором у нас столько говорят,но так  мало достойных экранизаций.


   А стихи?
 Право, не понимаю над чем здесь смеяться, вместо того, чтобы наслаждаться совершенной красотой слога и картинной яркостью метафор - характерной чертой поэзии Л.Рейснер, отмечавшейся решительно всеми:



   
      
 В открытые окна – вся ночь мне видна,
 От каменной тверди до звездного дна.
 В грядущем и бывшем от края до края
 Струится медлительно ночь голубая.
 И там, где от неба нисходят поляны,
 Предел свой открыли далекие страны:
 Там ярче и легче над бледностью снега
 Струит серебро отдаленная Вега.
 И тихо, свершая предвечные круги,
 Созвездия чертят звенящие дуги,
 Восходят все выше — безмерно, далёко —
 Туда, где не видит подзвёздное око.



 Ну не дивные ли стихи?!


 Или вот:


   «Эрмитаж»
   

 Сегодня, как всегда, озлобленно-усталый,
 Я отдохнуть пришел в безлюдный Эрмитаж.
 И день благословил, серебряный и талый,
 Покрывший пепельной неясностью порталы,
 Как матовым стеклом анатолийских ваз.
 В упругой грации жеманного Кановы,
 В жестокой наготе классических камней
 Недвижно-радостны, мучительны и новы
 Творящей красоты рельефные основы,
 Мечты, почившие в безмолвии камней.
 Как правильно дворца нарядные пороги
 Лепного потолка усиливают гнет;
 Не оживут однажды скованные боги,
 И никогда пожар бичующей тревоги
 Любви царящего полета не вернет.

   
© Copyright: Зера Черкесова, 2011
 Свидетельство о публикации №11107198553
 
 Зера, здравствуйте!
 Благодарна Вам за то, что Вы так трепетно и заботливо рассказываете об уникальных Личностях, забытых сокровищах, обогащая мир, раздвигая горизонты познания!
 Лариса Рейснер - красавица, как яркая Звезда озарила собой те, очень не лёгкие, времена. Стихи мне очень понравились и возможно, они не были в достаточной мере оценены её современниками, так как эти стихи ближе к нашему стилю написания, особенно в первое - космическое, и нам они более понятны.

 С интересом и уважением, Ирина.

Ирина Ландес   21.07.2011 12:25 

илл.:фото Ларисы Рейснер.
рамочку сделала.
   


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.