Х-Объективные основы антистрессовой саморегуляции

В социально-психологическом аспекте возрастание уровня психоэмоционального стресса, и следовательно, распространенности связанных с ним нервно-психических и психосоматических расстройств – долгосрочный тренд современного образа жизни, На уровне же психофизиологическом механизмы стресса являются неотъемлемой частью как физиологической, так и психологической адаптации человека (М.Е. Сандомирский, 2009). Соответственно актуальной задачей представляется разработка и внедрение систем управления стрессом, включая как диагностику текущего стресса, так и анамнестический анализ его причин, а также прогнозирование последствий стресса (Н.Е. Водопьянова, 2009).
В качестве таких систем могут выступать методы рефлекторной психокоррекции, технологическим принципом которой является формирование условно-рефлекторных связей между отдельными аудиальными, визуальными и кинестетическими раздражителями, с одной стороны, и базовыми преформированными, безусловно-рефлекторными  психофизиологическими ресурсами  - с другой (М.Е. Сандомирский, 2009).  В частности, используется ассоциация кинестетических и визуальных условно-рефлекторных стимулов («якорей») с безусловно-рефлекторными, которые связаны с физиологическими процессами (интроспективное отражение кровотока, водного обмена, регионарного  тканевого метаболизма). За счет этого облегчается дальнейшая произвольная репродукция функциональных состояний, связанных с генерализованной реакцией релаксации.
Ресурсный системный подход на телесном уровне заключается в частности в системном телесном осознавании, представляющем собой психологическую основу физиологически-ориентированной индукции транса (М.Е. Сандомирский, 2009). Сюда в частности включаются следующие механизмы трансовой индукции (М.Е. Сандомирский, 2001, 2007, 2009).:
а) Количество одновременно осознаваемых сенсорных стимулов превышает константу Миллера (7±2), создавая внутреннюю (интроцептивную, соматорецептивную) информационную перегрузку на фоне внешнего экстерорецептивного информационного дефицита (аутизации сенсорной сферы).
б) Наблюдение телесных ощущений осуществляется системно, кросс-ассоциированно, с отслеживанием взаимосвязей их динамики (сенсорная кинестетическая синхронизация). Используется также взаимодействие анализаторов: синестезии, аудиально- и визуально- кинестетические ассоциации, респираторно-кинестетические ассоциации (Сме 2001).
в) Телесное осознавание представляется как целостное восприятие: параллельно наблюдению отдельных индуцированных телесных ощущений, формируется 
целостный телесный образ, репрезентирующий специфическое функциональное состояние (ФС). Фактически, это утилизация известной общей закономерности восприятия: отдельные раздражители объединяются в целостную структуру - гештальт (М. Вертхаймер). Применительно к лежащей в основе психологической саморегуляции произвольной сенсорно-ориентированной репродукции эмоциональных состояний, можно рассматривать подобное телесное осознавание как утилизацию модели A. Damasio  (М.Е. Сандомирский, 2007), в которой эмоции рассматриваются как церебральные интерпертации телесных состояний. Соответственно целостный телесный образ формирует «чувство происходящего» (Дамасио), а отдельные репродуцируемые ощущения (кинестетические «якоря») становятся соматическими маркерами  заданных ФС. Эти репрезентации внутренней среды организма на основе условно-рефлекторной связи совмещаются с виртуальной репрезентацией внешнего мира (визуальной, аудиаьной) –  образными «якорями» саморегуляции, ассоциативно объединяемыми в целостную систему реперных точек для произвольной репродукции заданных саногенетических ФС (М.Е. Сандомирский, 2007, 2009).
Методологической основой для разработки описываемой технологии служат:
1) Объективизированное, психобиологическое понимание организации психических процессов, соответственно объективный физиологически-ориентированный подход к управлению стрессом (Сандомирский, 2001).
2) Принцип саногенеза, адаптивного самовосстановления психики, лежащий в основе интенсивных интегративных психотехнологий (В.В. Козлов).
3) Принцип целостности психики, ее холистичности (К. Голдштейн).
4) Принцип психосоматического континуума (Ю.И. Александров, 2007).
5) Системно-структурный подход к описанию психики по Л.С. Выготскому (Любоцкий  Д.В., 2007).
6) Практическое приложение (4) - ресурсно-ориентированный системный подход в психокоррекции, положенный в основу российской психотерапевтической модальности РОСТ (М.Е. Сандомирский, Л.С. Белогородский).
   В рамках описываемого подхода нейроиммунологическая и нейроэндокринная модель патогенеза психосоматических и нервно-психических расстройств (Саймонтон & Саймонтон) совмещается с нейропсихологической моделью их саногенеза, основанной на работах А.Р. Лурия (2006, 1973). С этой точки зрения Такое восстановление достигается за  счёт перестройки соответствующих функциональных систем, в том числе формирования новых связей между I и III функциональными блоками мозга, лежащих в основе произвольного контроля непроизвольных функций организма (Сандомирский М.Е.,  2007).
       Этот саногенетический механизм может быть использован не только в случаях органического поражения мозговых зон, но и в случаях функциональной дезадаптивной перестройки мозга, связанной с формированием пограничных нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний.


Рецензии