Не будите её...

Это был день последней репетиции перед весенним концертом в музыкальной школе.
Мне лет двенадцать, не больше. Я сижу на возвышении, на сцене, перед роялем. Пальцы у меня холодные, слишком холодные. А клавиши у рояля гладкие, слишком гладкие. Холодные пальцы, средоточие ужаса. И не уходящие в глубину, упрямые скользкие клавиши. От этого непонимания, возникшего между клавишами концертного рояля и моими пальцами, звук поверхностный, сухой, некрасивый. Я сама это слышу, но ничего поделать не могу -
ни с клавишами, ни со звуком, ни с собой. Рояль я ненавижу, но он меня, кажется, тоже.
Себя я жалею.

-Пожалейте меня! - взмаливаюсь я, наконец устав жалеть себя в одиночку. - Неужели вам меня не жалко???

Учительница музыки, молодая, бесподобно красивая, беззаботная, стоит в конце зала со своим терпеливым женихом (слово "терпеливый" относится, разумеется, ко мне, а не к моей учительнице музыки) и даёт мне оттуда, из последних рядов, последние наставления.
О каких наставлениях может идти речь?? я искренне недоумеваю. Спасти положение нельзя,
и я всем своим видом - выражением лица и тела - это демонстрирую. Но у моей молодой, красивой, беззаботной учительницы музыки, кажется, безграничное терпение.
К тому же она добрая.
А когда человек добрый, все, так или иначе, этим пользуются.

- Неужели вам меня не жалко??? - спрашиваю...нет, я, пожалуй, не спрашиваю, я - взываю.

Жених молчит. Может быть, жалеет?
- Нет, - решительно отвергает моё предположение учительница. - Жалость унижает человека. Нельзя допускать, чтобы тебя жалели!

Я, сидя на возвышении, перед концертным роялем, пытаюсь протестовать. Лично меня жалость не унижает, уверяю я.
На тот момент - нет. На тот момент мне хочется именно её - сладкой чужой жалости...

Хотя, должна сказать, что дома меня жалели мало. Когда падала и разбивала в кровь коленки, сочувствия в домашних я не встречала. "Бедная моя девочка!", например, мне никто никогда не говорил. А ведь хотелось! хотелось услышать "бедная моя девочка!", когда надо было отдирать бинт, присохший к болячке. Точно знаю, что униженной бы я себя не почувствовала.

Потом, потом, уже потом я поняла, что меня дома жалели. Жалели по-настоящему, но жалели по-другому. Не за разбитые коленки. Не за острое тонкое стекло, загнанное в пятку, которое приходилось вытаскивать пинцетом. Вытаскивала, кстати сказать, бабушка - под мои страшные вопли.
Жалели не за детские - оставшиеся в школьном прошлом - проблемы.
А всё-таки жалели. Потому что всегда, когда любишь - жалеешь. Обязательно. Такой у любви закон. Вот и меня жалели.
- Пусть спит, жалко её...
Вот так примерно. Не за что-то жалели, а просто так.

А ведь это формула любви, выраженная словами. Абсолютно бессмысленная и бесполезная жалость.
И в этой абсолютно бессмысленной жалости - абсолютно точная мера любви. Почему жалко?
Да нипочему!
"Пусть спит, не будите её. Жалко."

Да, та, другая жалость, унижает. Я это узнала. Она обидная, та жалость, которой я так жаждала в детстве. Она говорит только о нашей беспомощности и, чаще всего, о том, что помочь нам нельзя. Потому что, когда  - и если - можно помочь, нам помогают. Но при этом нас не жалеют. Помогают, потому что сочувствуют. Но это другое! Сочувствие и жалость - разные вещи. Сочувствие не унижает. Оно действует, оно действенное. Унижают жалостью. Потому что, жалея, от нас отстраняются.

Хотя бывает и такое, что сочувствие и жалость совпадают в своём значении и в своём проявлении. Становятся полными синонимами, так сказать.
Когда-то давно попалась мне на глаза буддийская притча о монахе-отшельнике. Монах этот лет двадцать прожил в хижине на горе, и все эти двадцать лет каждый день к нему приходила женщина из ближайшей деревни - убирала хижину, что-то готовила...рис, наверное?
И в один прекрасный день, женщина, уставшая от собственного молчания, призналась монаху в любви и попросила его на её любовь ответить. Монах пришёл в негодование и прогнал женщину из дома. Выгнал из своего дома навсегда. А потом рассказал о совершённом поступке своему учителю. Но реакция учителя была совершенно неожиданной. Во всяком случае, он поступил совсем не так, как того ожидал монах. Вместо того, чтобы одобрить, он обвинил! обвинил монаха в том, что тот не смог или не захотел соблюсти одну из основных заповедей буддизма. Монах обязан был проявить сочувствие по отношению к женщине. Проявить сочувствие, то есть пожалеть её и ответить любовью, пусть короткой, на её любовь...

Я, честно говоря, несколько растерялась, дочитав до конца.
Разве женщина хотела сочувствия?
Хотя трудно, конечно, ответить за всех женщин. Отвечать можно всегда и везде только за себя.
Но согласитесь. Хоть и говорят, что унизить человека нельзя, я думаю, что ещё как можно. Такой жалостью, например...то есть, то ли жалостью, то ли сочувствием... тут уж и не разберёшь, если ты не буддист.

Отчего-то вспомнилось опять: раскрытый рояль и слова молодой, красивой учительницы музыки - не ею, разумеется, придуманные, но ею в тот день произнесённые - о том, что жалость унижает.
Да, унижает.
Только не та жалость, которая является нам в своём лучшем проявлении. Не та жалость, которая является для нас синонимом любви. Эту жалость, жалость-любовь, мы принимаем легко, очень легко, чаще всего даже не замечая её жертвы. Принимаем, как нечто само собой разумеющееся, нечто, принадлежащее нам по праву. По праву любви. Любви к нам - другого.Как лицо и изнанка драгоценного шёлка, любовь и жалость не отделимы друг от друга. Жалею, потому что люблю. Самая простая и самая очевидная из всех формул любви.

"Не будите её, пусть спит. Жалко..."


Рецензии
Дорогая Лейла!
Не знаю, где должна помещаться моя благодарность, пишу здесь. Уже несколько дней все хочу сказать Вам, что заметила Бландиану в качестве мотто на Вашей странице. Очень тронута.
И еще не нашла, где поместить отклик на литературный дневник, поэтому тоже пишу здесь. Совсем недавно поняла, что слова -- это все. Это важнее дел. И когда говорят "брань на вороту не виснет", это неправда. Виснет. И помнятся главным образом слова и их тон. Причем плохие почему-то застревают в тебе намертво, а хорошие надо вызывать усилием воли.
Что же касается любви-жалости, то откликнусь только одним: моя молоденькая мама называла папу "мой бедный". Правда, он этого не оценил. Но это уже другая история.
Спасибо, что заглядываете ко мне. Всегда отмечаю это с радостью.
Искренне Ваша,


Анастасия Старостина   14.09.2011 23:14     Заявить о нарушении
Бландиана - чудо, которое вошло в мою жизнь и присутствует в ней неизменно. Я иногда ловлю себя на изумлённой мысли о ней. Эта мысль чаще всего - обычный вопрос: как такое может быть?
Вопрос, на который непонятно где искать ответ.Я храню у себя все стихи Бландианы в ваших переводах и даже ни разу не поинтересовалась, имеются ли где-то ещё чьи-то, не Ваши. Потому что мне нужны именно Ваши, Анастасия, я знаю, как в словах смешаны две души - поэта и переводчика. Иногда. Редко. Если повезёт читателю. И если повезёт поэту. И я, читатель, искренне полагаю, что Вы - великая удача Аны и моя. Да, и моя личная удача.

Анастасия, спасибо Вам за радость, которую Вы подарили мне сейчас и которую дарите всегда. Я никогда не могу найти слов, чтобы оставить отклик, хотя моя благодарность и восхищение неизменны и постоянны.
А ведь слова нужны, я знаю, это нам только кажется, что человек и без наших слов всё знает и понимает. Может, и так, может, знает и понимает. Но человеку всегда нужно слышать. И лучше всего для нас звучит порой не сказанное, а написанное слово. Бог его знает, почему так:)

Ваша Лейла

Leyla Imm   15.09.2011 12:05   Заявить о нарушении
Дорогая Лейла!
Радуюсь обретению Аной Бландианой такого читателя, который, в силу своей профессии, всегда помнит к тому же, что стихи ее были написаны не по-русски и что в них -- жизнь и судьба переводчика тоже. Как могу, расширяю горизонты русской культуры.
Очень ценю Ваше мнение профессионала, берущегося за труднейшее и трепетно справляющегося и с Лоркой, и с Педро Салинасом.
Как это все замечательно сошлось, что мы оказались с Вами в одном содружестве.
Искренне Ваша,

Анастасия Старостина   17.09.2011 15:46   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Анастасия, ещё раз огромное! за все тёплые слова, за искренность. И правда, так замечательно, когда всё сходится!
Улыбаюсь Вам сейчас, и знаю, что Вы это почувствовали..:)

Leyla Imm   17.09.2011 17:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.