Любовь

                (Из нового романа)

    Русской женщине посвящено множество литературных произведений: стихотворений и поэм, рассказов, романов и повестей. Ей посвящают музыку, о  ней слагают песни и поют их. Вдохновлённые её образом художники рисуют и пишут картины. Драматурги, сценаристы, театральные и кинорежиссёры создают её образ на сцене и на экране. Правда в наше время героини в жизни изыскиваются несколько иные, чем в прошлом, и тем более, в позапрошлом веке; да и образы женские, создаваемые современными мэтрами пера (вернее компьютерной клавиатуры и «мышки»), звука, кисти, теле- и кинокамеры, уже другие, соответствующие духу времени (или вре;менному духу? А может быть и иному духу …? Однако замнём для ясности). В недалёкий ещё исторический период ради неё совершались неординарные поступки, некоторые из которых приравнивались даже подвигу (имеются в виду, дорогой читатель,  деяния, не связанные с добычей любыми путями и средствами денег, которые тогда, извините, ещё пахли). Вдохновлённые ею учёные дарили миру открытия и изобретения.  Из-за женщины сходили с ума  - сражались с «ветряными мельницами», давали немыслимые обеты, вызывали на дуэли, кончали с собой (весьма трудно даже приближённо представить себе нечто подобное в наш потребительский, толерантный и «вселюдебратский» век). Не было бы женщины, история России и русской культуры была бы совершенно иной – пресной, скучной и беспросветной. Даже страшно подумать, что в наше всеядно-отходное время не было бы ни малейшей возможности освежиться, омыться и очиститься с помощью произведений великой русской культуры, и в частности благодаря тем женским образам, которые она нам оставила.

    Образ женщины в искусстве неразрывен с любовью. Любовь всегда была, есть и будет  соединением физического, душевного и духовного влечений. А в наше (в какое наше? так и хочется сказать – в их)  время проповедуется в основном одна плотская страсть, в лучшем случае с примесью некоторых сопутствующих душевных чувствований.
    Но не подумай, читатель, что женщина из русской культуры – раз и навсегда застывший идеал, нечто наподобие бюста Ильича, стоявшего в прошлом веке везде и всюду и вызывавшего реакцию, обратную той, ради которой он ставился. Нет, она идеальна и своей незавершённостью, и своей глуби;нной загадочностью и невозможностью до конца познать. Да, ей свойственны цельный и сильный характер, верность, в хорошем смысле гордость, стойкость, благодаря воспитанию в русле традиций. И в то же время – она может быть и немного  наивной, и неопытной, и слегка кокетливой, не выходящей за рамки правил светской жизни, иметь  некоторую примесь тщеславия и внешнего впечатления. Однако всегда и за всем видно стремление: к идеалу, к совершенству в жизни и в душе. То есть, всё то,  что сейчас присутствует в современной женщине, как, в той или иной степени, примесь, а не основа.

    Ни в чём так не выражается  индивидуальность, как в любви, ибо она, любовь, это – самое явственное и  полное воспроизведение «я» человека. Иначе говоря, какова твоя любовь, таков  ты. Если перефразировать это выражение, то получается, что каковы проявления любви в своей массе в современном обществе, таково и его состояние. А оно печально. Посему всякое привнесение настоящей любви в жизнь людей будет, хотя и локально, но целительно. Это как у хорошего хозяина на земле. Он, если решил серьёзно заняться крестьянским трудом, будет сеять только добротные семена и озаботиться с самого начала их приобретением. Тогда и хорошо обработанная земля уродит добрый урожай. Вопрос стоит так – не утерять «семенной фонд» и уметь донести его до сеятелей.
   А любовь может  преобразить жизнь человека, придать ей смысл, сделать судьбу иной, об этом все знают. Посему и бьют, прежде всего, по женщине, зная, во-первых, что именно женщина всегда «впереди планеты всей» воспринимает всё новое и массовое, будь то  хорошее или плохое, а, во-вторых, именно она оказывает на близкого мужчину самое мощное влияние, если, конечно, он не святой.
    Если любовь имеет позитивную духовную основу, то рядом с ней будет чисто. Это – признак того, что дух проникает в плоть, в физическую и материальную жизнь и облагораживает их. Такой любовью и в себе и в других следует дорожить, беречь её, «не метать бисер перед свиньями»…   
   … Это требует мудрости, умения трезво глядеть на вещи и психологической устойчивости. Тем более сбережение такого достояния, как настоящая любовь, и особенно в это время (опять чуть не сказал «в наше»), время свободы зла и вседозволенности, время подмены понятий, когда с утра и до утра ежедневно всеми доступными средствами - через телевизионные и кинофильмы, книги, музыку и песни, статьи и рекламу в газетах и журналах, через слоганы на растяжках и баннерах, через «писк моды» и  туалетные принадлежности - такая любовь, как сила божественная и созидающая подменяется чисто физической страстью - «горячкой», «болезнью», началом греховным, в котором никакой красоты нет и быть не может.
    Элементы страсти всегда оправданы только тогда, когда они  - проявления взаимных сердечных чувств любящих друг друга мужчины и женщины, растущих из духовной основы. Как дурманящий аромат цветов истекает из необыкновенной красоты бутонов, растущих на ветках кустов, корни которых уходят в питающую их землю. Так же и интимные проявления страсти  любящих красивы и эстетичны. И как вырванные из земли цветы вянут, безобразно усыхают и перестают источать чудесный аромат, так же и безобразна страсть без любви и духовной основы.
    «Вы говорите, что я знаю только безобразие страсти, а не красоту ее: это не совсем так. Страсть всегда безобразна, красоты в ней быть не может, или она — не страсть», говорит Райскому его петербургский товарищ Аянов, не знавший настоящей любви (И. А. Гончаров «Обрыв»)
    И действительно, мы видим направо и налево к каким последствиям приводит людей, в том числе и подростков, нашествие этих пожирающих всё и вся (как в фильме «Роковые яйца» по произведению М. А. Булгакова) змей страсти, шипящих и грозящих уничтожить каждого в отдельности, а значит и народ.   
    В конце концов, всё, в том числе и сокровища культуры, даже самые замечательные, если не будут разрушены временем и «благодарными» потомками, останутся здесь, на Земле. Только одну душу, единственную свою душу заберёт человек с собой в мир иной после смерти. Поэтому и сказано – "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".  То есть, совершенствуй  душу с помощью веры, добра, красоты, любви и гармонии. Разве это не достойно твоей жизни, читатель?

 Июль 2011 г.

 © Яков Шафран


© Copyright: Яков Шафран, 2011
 Свидетельство о публикации №21107251242


Рецензии
Любовь - основа основ. А все, что порою принимают за любовь, ею не является. Жаль, что многие об этом даже не задумываются.
И все-же, я верю в лучшее. Все, кто стремится в свету, однажды его достигнут.))

Олеся Янгол   13.08.2011 23:35     Заявить о нарушении
Благодарю, Олеся за отклик и за Ваши верные слова!

С теплом и уважением,
Яков.

Богуславский -Яков Шафран   14.08.2011 17:10   Заявить о нарушении