Дневники - 64-я запись

Вошло в "Дневники":   http://www.stihi.ru/2010/10/25/8591

                LХIV. (Безвременье)


Перемена эпохи не в смене правителя, но
в том, что стало возможным, что раньше казалось грешно:
в перемене источника правды, идей или целей,
о которых привычно не думать: не наше — не сметь...
Нет, пожалуй, не в этом... Bсё будет разбито о смерть —
разбивается всё, даже то, что мы раньше не смели, —

всё порвётся о жёсткое время, как строй о картечь!..
Но эпоха меняет уклад и привычную речь,
и чужим языком наполняет чужие страницы,
упрощая вопрос и к нему уменьшая ответ,
чтобы были возможны короткие "да" или "нет",
чтобы всё остальное забыли бинарные лица,

потому что — безвременье, кто теперь не без греха?!
...Нет, эпоха ещё не безмолвна, — эпоха глуха.

                25 июля 2011 г.
                14:33(Мск)


Рецензии
Интересно, когда я дождусь от тебя реплики: сколько можно писать в стиле a la Pakhnushchy... Ибо сразу захотелось ответить "в защиту эпохи"... Нет, Саня, пока мыслим эпохально - жить будем, правда. Пока пишу - загляни, есть кое-что новенькое. Даже пока в печать (Союзники постоянное авторство предложили, однако; был бы смайлик краснеющий - поставила бы) вроде надумала отправить, а потом убрала, благо все в ворде было - хочу для августа приберечь. Глянь, пожалуйста, прицельно, сгодится ли. Если не ошибаюсь, три "верхних" (на МП). Разбор, ежели будешь делать, можно по почте. А то я еще на Прозе есть, там можно.

Сиринга   25.07.2011 17:41     Заявить о нарушении
Прошу прощенья, Ты и Я - читано тобой, значит, два "верхних".

Сиринга   25.07.2011 17:55   Заявить о нарушении
"в стиле a la Pakhnushchy..." - это как? Неужели уже и стиль такой есть? Не много ли чести этому Pakhnushchy? По-моему, он должен быть проще, а то, чё-то, люди к нему не тянутся...
К тебе зайду. Ночью!

Александр Пахнющий   25.07.2011 17:59   Заявить о нарушении
Да нет, все три читал.
То, что с эпиграфом от Рождественского, - немного рваное, темпа нет. У него немного "запинаки" фонетические проскакивают, ломают темп малёхо. Может, пожертвовать лексикой?
Последнее - наиболее удачное из трёх. Правда, ты резко перескакиваешь ТЕХНИЧЕСКИ от одного образа к другому ВМЕСТЕ С АССОЦИАТИВНЫМИ "СКАЧКАМИ". Я бы ослабил ассоциации бытового восприятия в угоду ровному общему или наоборот, формализовал бы то, что не связано с ощущениями сиюминутными (Рим, например и т.д.), чтобы не распространять сегодняшнее восприятие запахов дождя с удалёнными (и чужими) по времени... Ведь тот, древний римский дождь должен был нести несколько другие ассоциации: запах лавра, битой на дороге (возможно прелой) соломы, конского и прочего навоза, в конце концов. Понимаешь, запахи - вещь местечково-временная, а ты их - всё в кучу, как в машине времени. Они немного мешают друг другу, как апельсиновый и виноградный соки в одном вине. Можно чиркнуть лезвием по сердцу и сделать некий триптих небольшой из трёх отдельных ассоциаций, чтобы они не мешали друг другу (если не очень жалко).
Как-то так, хоть и сумбурно.

Александр Пахнющий   25.07.2011 18:22   Заявить о нарушении
Знаешь, Дневники у меня слишком прочно с тобой связываются, вот отсюда и стиль. Я, как тебя почитаю, думать даже начинаю в этом ритме. Да и что я тебе о тебе рассказывать буду? А насчет чести... Не знаю, Сань. Ты есть, и мне от этого хорошо. За других не скажу - каждый сам за себя отвечает.
Ну, буду думать. Хотя со скачками - мне так и мыслилось передать то, как запах сиюминутный, теперешний может навести на размышления: человек будет представлять себе исторические фрагменты, географические места, которые будут появляться в ассоциативном ряду уже не запахами, а чем-то иным, причем выхваченными неизвестно по какому принципу - ассоциации ведь у всех могут быть разными.
Спасибо, друже.

Сиринга   25.07.2011 19:59   Заявить о нарушении
Да, и причем ведь ассоциации рождающиеся могут отнюдь не совпадать с плавным, логичным ходом мысли, так ведь? Как это было у Ахматовой: "о Венеции подумал и о Лондоне зараз". Так вот и мне хотелось все сразу. Да, наверное, как в машине времени.

Сиринга   25.07.2011 20:38   Заявить о нарушении
Ахматова - не образец. Жаль, Гумилёв рано погиб, может, и сделал бы из неё поэта. Она презрительно свободно позволяла себе обращаться с рифмой и формой вообще - чёрт с ней. Но писала по верхам - беда. Пожалуй, "Поэму без героя" ещё выписывала, а остальное - как штучки-дрючки какие-нибудь, без напряга. А без напряга - нельзя: поверхностно получается. Не обязательно сложно (и даже нежелательно), но писать глубоко и точно - обязательно.

Александр Пахнющий   26.07.2011 13:54   Заявить о нарушении
Я в данном случае Ахматову не в качестве образца привожу, а в качестве примера. И хоть и говорят, что женщины не могут две мысли думать сразу, у меня, например, получается чувствовать хотя бы сразу ряд ассоциаций, а не одну-единственную. Сам же, кстати, говоришь о бинарности, я бы даже сказала, что это такая "однозначная", "примитивная" бинарность. Сложно - не сложно - не знаю, но вот этот элементарный запах пыли чуть увлажненной, именно когда его услышишь, почувствуешь, какие-то даже оттенки уловишь, для меня сразу такие "картинки" рисует, причем "не розно, а вместе и сразу" (А. Дольский). Но все едино - даже если не получится у меня "войти" в написанное с целью исправления - на будущее совет твой оченно пригождается.
Хотя за Ахматову... "Показалось - так много ступеней, а я знала - их только три...", или столь популярное в цитировании с перчаткой...

Сиринга   26.07.2011 14:30   Заявить о нарушении
Что - "за Ахматову"? Билеты нынче дорогие, так что - не получится у тебя "за Ахматову"! Уже за то, что Бродского испортила, - костёр заслужила... Да вот её поэма - всё оправдывает.

Александр Пахнющий   26.07.2011 15:02   Заявить о нарушении
Че-т не понимаю... Расшифруй, будь добр, кого на костер... и кто куда едет )))

Сиринга   26.07.2011 15:24   Заявить о нарушении
Ахматовой - костёр, тебе - билеты...

Александр Пахнющий   26.07.2011 16:58   Заявить о нарушении
То есть все же в гости приглашаешь )))))...

Сиринга   26.07.2011 17:55   Заявить о нарушении