Как стать поэтом-песенником. урок 2

Урок 2.
Привет! Рада тебя видеть во здравии и добром расположении духа! Прекрасно выглядишь! Ты абсолютно прав, уделяя особое внимание своей внешности и состоянию своего здоровья.

Поэт-песенник -- личность, привлекающая к себе внимание.  Простой поэт может себе позволить остаться в тени: ему чужда эта суета сует. Он может с презрением взирать (из этой своей тени!) на равнодушный к его творчеству народ, утешая себя мыслью о том, что его гений опережает время, Но ты, поэт-песенник, как революционер, как боевой командир должен быть всегда на передовой,  в самой гуще событий! А, как уже многократно проверено, встречают по одежке!  А провожают по заслугам. И пока у тебя нет заслуг, не советую тебе покидать эту гущу.

Ты усвоил первый урок? У тебя есть вопросы? Особенно по схемам? Да…
А знаешь что… наплюй ты на эти схемы.
Не пишется тебе по схемам и не надо. Ты можешь себе позволить писать исключительно ямбом и хореем. И  вообще, ты можешь себе позволить писать,  как угодно.
Мне вспомнились строчки поэта, нет, не песенника, простого поэта, одного моего знакомого. Если честно, то я всегда втайне завидовала его поэтическому свободомыслию.

Он однажды написал:

Вот бы взять и придумать стих
Без смысла, без ритма, без рифм!
Разве нуждаемся мы, воспарив,
В каких-то там условностях?

Так вот. Это о нас с тобой. Мы себе можем позволить все! И отсутствие ритма, и рифмы, и над смыслом можно задумываться реже. Ты спрашиваешь имя поэта, о котором я тебе рассказала? Нет, конечно, это не тайна. Его зовут Дмитрий Строцев. Если хочешь о нем узнать больше – поищи информацию в интернете. Думаю, она там есть.

Я могла бы с тобой болтать бесконечно, но, увы, пора говорить о деле. А наше дело – учиться писать песни.

Ты задумывался над тем, что такое песня? Нет, понятно, слова, музыка и прочая… я не о том. Дай самое простое определение. Выдели из вещества атом!  Ладно. Ты сейчас все поймешь сам. Помнишь фильм «Мимино»? Одного из главных героев там играл замечательный артист по фамилии Мктрчан.  Попробуй спеть эту фамилию.
Ты все понял?
Песня – это гласные буквы.  По сути, идеальной песней (с позиции слов) была бы песня, состоящая из одной гласной буквы «а».
Почету «а», а не «у» к примеру, или «ы»?
Потому, что буква «а», легче всего воспроизводится человеческими связками, при пропевании буквы «а» связки почти не напрягаются.
Задуматься над приоритетом буквы «а» меня заставил случай из моей практики.
Одна певица заказала мне песенный текст на уже написанную мелодию. В мелодии было много длинных нот, но я на это не обратила внимания. Я написала.  И текст, на мой взгляд, получился очень удачным. К моему великому удивлению, певице текст не понравился. «Почему?» –  спрашиваю я. «Мне придется тянуть букву «и», а она у меня плохо звучит!»- ответила она.   
Пришлось переписать текст.   Стал ли он от этого хуже – сложно сказать. Он просто стал другим.
И говоря об «идеальной песне» можно обозначить еще одно правило: Согласные буквы – враги песенного текста. Их невозможно спеть. Но поскольку без них не обойтись, следи, чтобы в словах не было значительного скопления «врагов»!  Конечно, маловероятно, что тебе  придет в голову написать текст с каким-нибудь редким словом, в котором произносятся  подряд более трех согласных букв, таких, как например «контрреволюция» или «фильтрпресс», или что-то еще в этом роде.
Только я говорю не об отдельных словах, а о музыкальной фразе в целом. И согласись, что  в этом случае  сочетание 3-4 согласных букв подряд не такое уж редкое…
Это легко проверить. Я беру с книжной полки первый попавшийся сборник стихов.

Дм. Семеновский.

От встреч, от споров, от приличий
От всей житейской суеты
Ушел я слушать голос птичий
И рвать весенние цветы.


Давай с тобой исследуем творчество поэта на предмет пригодности этого поэтического творения в качестве песенного текста. Например, я это делаю так:

 О-твстр-Е-ч-О-тсп-О-р-О-в-О-тпр-И-л-И-ч-И-й
О-твс-Е-йж-И-т-Е-йск-О-йс-У-Е-т-Ы
У-ш-Е-л-Я-сл-У-ш-а-тьг-О-л-О-спт-И-ч-И-й
И-рв-А-тьв-Е-с-Е-нн-И-Е-цв-Ет-Ы.

Вот теперь видна как на ладони вся дислокация врага. И если честно, то меня такое положение вещей очень бы огорчило. Я бы сразу признала этот текст  неудобным  для пения. Хотя я не исключаю, что эти строки, спетые в задушевно-бардовской компании под плохо настроенную гитару для подготовленного слушателя, желающего хлебнуть  вместе с травяным чайком (или чем-то другим) высокого искусства, вполне могут прозвучать, как великое откровение.
Что же меня не устраивает в этом четверостишии? Меня не устраивает первая строка. Что мы в ней наблюдаем? «Твстр». Пять согласных подряд.  Я признаю это ошибкой. Для песенного текста это не приемлемо.   Во всяком случае, так полагаю я.  Я не настаиваю, чтобы ты  отнесся  к этому правилу, как к непреложной истине. И вообще, все, о чем я тебе рассказываю -- это мои умозаключения, основанные на многолетнем опыте.  Вполне возможно, что некоторые из них тебе покажутся странными и необязательными. И это справедливо! Ведь если ты будешь делать все в точности как я, то на этой планете будут два  одинаковых поэта-песенника.  А это уже слишком…
 Впрочем, я надеюсь, что ты будешь поэтом-песенником намного сильнее, чем я, иначе я бы не стала тебе открывать свои секреты.

Так вот, вернемся к нашим врагам: согласным звукам.  Я для себя установила их предел – 3 согласные буквы. Но при работе над  песенным текстом  я и вовсе стараюсь, чтобы в словах  было по возможности как можно меньше спаренных или строенных согласных. Если мне это удается, я остаюсь  довольна собой.

Я попробую сейчас сделать вышеизложенное четверостишье песенным текстом. Да простит меня Дм. Семеновский, что я так безжалостно обойдусь с его творением. Но ведь музыканты могут себе позволить вариации на тему произведений великих композиторов, а чем хуже поэты?
Итак:

Я убегу от этих споров,
От этой вечной суеты
Туда, где в голубых просторах
Растут весенние цветы.

Эти строки далеки от первоисточника, но петься они будут гораздо лучше. Давай проверим.

ЯУ-б-Е-г-УО-т-Эт-И-хсп-О-р-О-в
О-т-Э-т-О-йв-Е-чн-О-йс-УЕ-т-Ы
т-У-д-А-гд-Е-вг-О-л-У-б-Ы-хпр-О-ст-О-р-А-х
р-А-ст-У-тв-Е-с-Е-нн-ИЕ-цв-Е-т-Ы.

В итоге у нас только в двух местах наблюдаются три согласные, что я признаю допустимым.

«А как же встречи и приличия, а как же птичьи голоса? – спросишь ты. – И что это за голубые просторы?»

Ну, о «голубых просторах» мы с тобою поговорим позже.  А «встречами» и «приличиями» пришлось пожертвовать во имя нашей цели. Жалко, но что поделать…

 Теперь поговорим о спаренных согласных. Таких как в слове «весенние». Естественно, они слышатся одним звуком.
В слове «весенние» – это не принципиально.
 Но в тексте легко может встретиться момент, когда спаренные согласные образованы предлогом и буквой в начале слова. Например: «с силою огня», «в венце терновом»,  «к коленям твоим» и т.д.  Что происходит в этом случае? Мы теряем предлог. И это может разрушить смысл фразы. При написании текста обрати на это внимание и не допускай таких моментов.

 Так же в один звук может сливаться и предлог «у»: «у утра»,  «у ученицы»…
Будь внимателен!

Еще один момент.  Ты заметил, что когда я проверяю текст на наличие согласных и гласных, то целую фразу (строчку) пишу без разбивки на слова? Дело в том, что в песне на слух уловить во фразе, где заканчивается одно слово и начинается другое не всегда возможно, и порой окончание одного слова и начало другого образуют новое слово, и текст в этом случае звучит совсем неожиданно. Пример возьмем из известной песни Пугачевой на слова Резника. Ты, конечно же, эту песню знаешь. «Ах, лето!»
Там есть такая строчка.

Ветерок играет в прятки
С ручейком и со мной и со мной.

На первый взгляд, все отлично. Но вслушайся в этот текст. Вторая строчка.
Ср-У-ч-Е-йк-О-м… Какая неприятность! Сру-чейком….
Я безгранично уважаю Резника, но и у мастера бывают промахи…

Мы с тобой вели речь о возможных подводных камнях в песенном тексте.  Но ты ведь запомнил, что такое «идеальная песня»?  Да, к великому огорчению поэта-песенника, идеальная песня – это песня без слов. Но если вообразить, что все певцы стали петь песни без слов, то, Боже мой, какая скукотища наступила бы!

 И теперь мы перейдем от понятия «идеальная песня» к понятию «замечательная песня».  Написать «идеальную песню» для поэта - песенника не так уж и сложно. Поэт песенник просто должен взять на себя труд – и ничего не писать!  Но разве такое мыслимо?! Поэт песенник обязан писать. Никаких «идеальных песен»! Мы с тобой будем писать «замечательные песни»!

Помнится мне, что ты пытался мне что-то сказать о словах, о музыке, о гармонии…
Ты прав! «Замечательная песня» – это когда и слова и музыка находятся в полной гармонии между собой. А что первично: мелодия или слова? В том-то и дело, что в «замечательной песне» определить первенство невозможно. 
Детская песня: незамысловатая мелодия, которую способны воспроизвести детские связки, веселые, задорные, но главное простые слова. Эстрадная песня: красивая запоминающаяся мелодия и слова с ключевой фразой или словом, которые запоминаются с первого раза. Баллада: песня-рассказ, где слова и музыка близки по эмоциональности, в тексте должна присутствовать  философская составляющая или хотя бы намек на таковую…
 Песенные направления можно перечислять долго, но мы с тобой это делать не будем. Ты вполне в состоянии самостоятельно определить жанр песенного произведения, в котором собираешься работать. А прослушав понравившуюся тебе песню несколько раз, ты непременно сможешь ответить на вопрос: «А чем же она хороша?»

Про понравившуюся песню часто говорят: «Легла на ухо». Многие наивно полагают, что это изречение относится только к мелодии.  Нет! Слова тоже вполне могут «лечь на ухо».
И в этом есть  маленький секрет. О нем уместно будет поговорить прямо сейчас, так как мы с тобой затронули тему «звуков» в песенных текстах.

Помнишь песенку из мультика?

Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку.
Антошка, Антошка
Пойдем копать картошку.

Тили-тили,
Трали-вали.
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.

Парам-пам-па
Парам-пам-па…

Я уверена, что ты ее запомнил с первого раза и тут же стал напевать: «Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали…».

«Тоже мне песенка! – скажешь ты, – Три слова! Да ее и песенкой-то  назвать трудно…»

Я улыбнусь тебе в ответ.  Послушай, ведь я не зря взяла эту детскую песенку в качестве примера. Проанализировав этот текст, мы откроем несколько секретов, которые впоследствии сможем использовать в написании песенных текстов любых жанров.

Итак.

Обрати внимание, что в этой песенке использован прием, о котором мы говорили в «Уроке 1» -- повторение строк. Помнишь, я тогда сказала, что в народных песнях применялся этот прием, что бы создать видимость рифмы?

Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку.

 Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку.

Но повторение в песне может быть использовано с целью не просто создать видимость, а усилить ее, подчеркнуть, сделав тем самым эти строки запоминающимися.

Антошка -- картошку.


Но в этой песенке использован и другой прием – повторение слов в пределе одной строки:

Антошка, Антошка

Это очень распространенные приемы. Кроме того, эти приемы очень эффективны. Песня становится легко запоминаемой. А это очень большой плюс песне.

Смотрим дальше:

Тили-тили,
Трали-вали.

Слова,  не несущие никакой смысловой нагрузки.
Но как же они украшают песню! И, кроме того, так ли они бессмысленны?
Согласись, что при отсутствии смысловой нагрузки может  существовать некий другой смысл – эмоциональный.  Звуки не несущие смысловой нагрузки ( несуществующие слова или отдельные звуки – вокализы) позволяют исполнителю  передать эмоциональное состояние – страдание, радость,  боль, любовь, все что угодно, и как в этом случае

– тили-тили –трали- вали –

бесшабашность, безответственность.

К тому же эти бессмысленные легкие слова рифмуются со словами, которые уже имеют вполне определенный смысл:

Это мы не проходили,  это нам не задавали.

И далее по песенке:

Парам-пам-па
Парам-пам-па

Такой своеобразный, легкий, игривый вокализ.

Кстати, роль вокализа в песне  - это не только возможность исполнителя донести до слушателя эмоциональное состояние, но и возможность для слушателя как-то; за время звучания вокализа осознать смысл услышанного ранее, как привал в пути – отдохнуть и набраться сил, что бы опять воспринимать дальнейший текст.

К тому же, именно вокализы приближают исполняемую песню к « идеальной песне», о которой мы с тобой говорили в начале урока.

Повторяющиеся слова – это тоже приближение к идеалу. Скажу больше – повторяющиеся слоги, гораздо сильнее повторяющихся слов.

Я помню, как один из текстов Ирины Дубцовой  вызвал у меня искреннее восхищение:

Долетали до  Луны
Дали за любовь медали
У медали две стороны
Мы о том не знали.

Та ли сторона Луны?
Та ли сторона медали?
То ли мы любовь нашли,
То ли потеряли.

Может тебе  этот текст и не приглянулся с первого раза, так как в прочтении, а точнее в написании он не кажется таким привлекательным, но стоит его произнести, как он начинает переливаться и искриться как бриллиант, попавший в луч света.

далитали , дали,  медали, знали, тали, тали, медали, толи, толи.

Не знаю, как тебе, но мне кажется, что это супер!

Итак, давай повторим,  о чем мы с тобой говорили в этом уроке.

1. «Идеальная песня». Гласные – друзья песни.  Согласные – враги.
2. Спаренные согласные или гласные звучат одним звуком, а это не всегда допустимо, так как в этом случае фраза может терять смысл.
3. Окончание одного слова и начало другого слова в музыкальной фразе могут образовывать новые слова, что делает песенную фразу бессмысленной или придает ей нежелательный смысл.
4. Повторение строк, слов, слогов в песне делают ее более красивой, легче запоминающейся, приближают ее к «идеальной песне».
5. Наличие вокализа в песне так же приближает песню к «идеальной», позволяет исполнителю показать краски и красоту своего голоса, передать эмоциональное состояние, а для слушателя – это на подсознательном уровне приятная пауза , которая позволит с большей эффективностью уловить смысл слов звучащих после вокализа.
Я надеюсь, что этот урок был тебе понятен, и ты не сильно устал. В любом случае тебе нужно время, чтобы как следует усвоить полученную информацию. 


Вскоре, мы с тобой снова встретимся.  Но чтобы ты не скучал, я предлагаю тебе небольшой тренинг. Придумай  сто рифм к слову «летали».  Но только сделай эту работу сам, без помощи  словарей рифм из интернета. Кстати, я советую тебе, как можно реже прибегать к их помощи. Рифма, найденная в словаре, заставляет тебя идти по пути наименьшего сопротивления, избавляя тебя от мук творчества, и делает твою работу менее приятной и менее значимой в твоих же собственных глазах, а это путь не к шедеврам, а к халтуре.  Давай не будем даже в мыслях позволять себе идти по этому пути.

Удачи тебе! И надеюсь на скорую встречу!


Рецензии
Очень полезная и просто необходимая информация! Большое спасибо.))

Натали Редько   13.06.2014 17:23     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, что не поленились сказать об этом!

Зоя Гарина   13.06.2014 19:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.