Архиепископ Авекий Таушев. Статья Иерея Сергия Кри

Мы(ЛИТО "Горячий Ключ") начинаем рубрику "Религия и общество"
С Архиепископом Авекием знакомит Вас постоянный гость нашего ЛИТО Иерей Сергий Криулин.
Ему - слово:

АРХИЕПИСКОП АВЕКИЙ (ТАУШЕВ)

 Александр Павлович Таушев родился 19 октября (1 ноября) 1906 в г. Казани в благородной семье. Его отец, государственный служащий, по долгу службы часто разъезжал по России, и это позволило юному Александру познакомиться с сердцем Святой Руси — ее монастырями и святынями. И хотя Александр рано покинул Родину, память об этих святых местах сопутствовала ему всю его последующую жизнь. С раннего детства Александра привлекали книги духовного содержания, такие как «Невидимая брань» и уже с 7 или 8 лет он почувствовал отчуждение от обыкновенной мирской жизни и подсознательное тяготение к монашеству.
Во время гражданской войны семья Таушевых покинула Родину и поселилась в болгарском городе Варне, в котором Александр продолжал свою учебу до 1926 года. В эти годы, самое сильное религиозное влияние на него оказывали местный храм и ее настоятель, отец Иоанн Слунин.
В 1925 году, в Варну приехал епископ, который определил направление жизни Александра. Это был архиепископ Феофан Полтавский — строгий монах, молитвенник и богослов в истинно святоотеческой традиции. После встречи с Владыкой Феофаном, у молодого студента появилось решительное стремление к монашеству. С благословения архиепископа Феофана Александр поступил на Богословский факультет Софийского Державного университета, который он блестяще закончил в 1930 году, а затем поехал на Карпатскую Русь с намерением принять монашество и служить Русской Церкви. В 1931 Александр там принял постриг, через год был рукоположен в иеромонахи и начал обслуживать местные приходы и помогать настоятелю Свято-Николаевского монастыря близ села Изы. Вскоре он также получил обязанность редактора епархиального издания и преподавателя катехизиса в средних школах.
В 1945 году, отец Аверкий переехал в Мюнхен и продолжал заниматься законоучительством. В 1950 году Синод назначил о. Аверкия на должность председателя Миссионерско-просветительного комитета при Архиерейском Синоде. В 1951 году архимандрит Аверкий прибыл в Америку и вскоре был приглашен в новоорганизованную Свято-Троицкую духовную семинарию для преподавания Нового Завета, литургики и гомилетики. В 1952 он был утвержден в должности ректора Свято-Троицкой семинарии, в 1953 назначен правящим архиереем Сиракузско-Троицкой епархии, а в 1960, после кончины архиепископа Виталия, стал настоятелем Свято-Троицкой обители. Совмещая эти три должности, Владыка Аверкий до своей смерти продолжал дело просвещения православных верующих, как будущих пастырей в семинарии (за эти годы из окончивших семинарию около 100 человек приняло священство), так и всех людей, читающих монастырские издания, содержание которых отличалось своим благочестием и строгим богословием. Проповеди Владыки Аверкия печатались в издаваемом в монастыре журнале «Православная Русь».
Всегда красноречиво высказывался по поводу сергианского раскола 1927 года (РПЦ МП). В 1969 году заявил об отношении РПЦЗ к т.н. "мировому православию":
«Поскольку сейчас все православные поместные церкви вошли в состав "Мирового Совета Церквей", и тем самым изменили Православию и поклонились сатане, наступило время нашей полной обособленности.»
Скончался Архиепископ Аверкий 31 марта (13 апреля) 1976 г. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря.


Архиеп. Аверкий (Таушев). “Кому мы служим?”
 “Никтоже может двема господинома работати:
любо единого возлюбит, а другого возненавидит; или единого держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне” (Матф. 6, 24).
“Такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву”
(Рим. 16, 18).
В наше время невероятной путаницы во всех понятиях, доходящей иногда до полного хаоса, и сумбура - безпорядочности в поступках и во всем поведении особенно благовременно каждому из нас, испытав свою совесть, задать себе вопрос: «Да кому мы, собственно говоря, служим? кому стараемся угодить и к чему стремимся?»
Сам Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди ясно указывает нам прямой путь христианской жизни, обличая тех людей, у которых нет цельности характера, а какая-то постоянная двойственность, всегда пораждающая неискренность, лицемерие, притворство, фальшь. Это люди, которые любят «сидеть между двух стульев», угождать «и нашим и вашим», чтобы и тут и там не потерять. В конечном итоге такие люди приносят только вред и самим себе и другим людям: к себе они внушают недоверие, как люди ненадежные, неверные, на которых нельзя положиться, а в среду других они вносят разлад и разложение. Грош цена таким людям, и неудивительно, что все разумные и положительные люди от них сторонятся, находя их безпринципными оппортунистами.
«Никто не может служить двум господам», ясно сказал Господь: «не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6, 24). «Маммона» - это сирское божество богатства, и под ней обычно понимаются все житейския блага: деньги, имения, слава, почести, удовольствия, наслаждения - все то, что так прельщает человека, сердце которого привязано к земному. Так вот Господь и убеждает нас, что невозможно совместить служение Богу и маммоне, то есть нельзя одновременно и Богу угождать и житейскими благами увлекаться. Что-нибудь одно: либо ты - раб Божий, и тогда, ради Бога, ты должен быть в состоянии презреть все земное, либо ты - друг миру сему, лежащему во зле, князь которого диавол, и, следовательно, ты - враг Богу. В этом убеждает нас св. Апостол Иаков, говоря: «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4). Почему так?
Потому что сердцу человеческому, по самой его природе, чужда двойственность: «Где сокровище ваше, там будетъ и сердце ваше» (Матф. 6, 21). Когда человек усердно служит «маммоне» или «міру сему, во зле лежащему», этот мір захватывает его целиком в свои цепкие объятия и отвлекает его от служения Богу.
Одной из главных черт служения міру является, по учению свв. отцев, многозаботливость. Это такое болезненное состояние души, когда человек весь поглощен заботой о завтрашнем дне: он весь - в будущем, постоянно «вне себя» и думает только о том, как бы побольше ему всего приобрести - накопить больше денег, получить побольше всякого имущества, добиться как можно более высокого положения, людских почестей и славы, получить насколько возможно больше всяких удовольствий и наслаждений, тешащих плоть. Эта бешеная погоня за житейскими благами, для которой прилагается масса усилий и энергии, создает такой сумасшедший круговорот в жизни человека, что ему некогда и подумать о Боге, о своей душе и о деле ее вечного спасения, иной раз - и в церковь пойти некогда и Богу помолиться, а делание добрых дел, помощь ближним, ради Бога, идет и совсем вразрез с его самолюбивыми мечтами и стремлениями. Вся жизнь его - только для себя и исполнена непрерывной суеты, безпокойства, страха и волнений. В мыслях одно: «что-то будет? что получится из моих начинаний? как бы мне добиться того-то и того-то? как бы мне не упустить этого и этого? Хорошо бы ухитриться сделать то-то и то-то!» Увлеченный вихрем погони за житейскими благами, весь отданный эгоистическим интересам и стремлениям такой человек, если вовремя не остановится и не образумится, скоро забывает Бога и все святое. Сердце его ожесточается и грубеет. Он готов разрушить все преграды на своем пути - на пути достижения своих эгоистических целей. Робкий и неуверенный вначале, он делается смелым и дерзким потом: он легко пойдет на всякий обман, на всякую ложь, клевету и преступление, лишь бы добиться своего, а добившись, жаждет все большего и большего, ничем не удовлетворяясь и ни на чем не успокаиваясь. Сердце его никогда не знает настоящего мира и радости: в душе его еще здесь на земле постепенно создается ад кромешный от постоянной суеты, треволнений и укоров совести.
Совсем иной путь христианина, честно и преданно служащего одному Богу. И он не сидит, сложа руки: он тоже трудится, работает, памятуя, что труд заповедан Богом человеку еще в раю и по изгнании из рая особенно, когда Господь сказал Адаму: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19). Помнит он и слова Апостола: «Кто не работает, тот да не ест» (2 Солун. 3, 10). Он постоянно трудится, но его не грызет забота о завтрашнем дне, его не увлекает погоня за житейскими благами и скоропреходящими удовольствиями и наслаждениями земной жизни. Все земное его интересует лишь постольку, поскольку оно безусловно необходимо для его земного существования, и он твердо знает, что Бог никогда не лишит его всего того, что действительно необходимо для жизни. А необходимо человеку очень немного: «Имея пищу и одежду, сим довольни будем» (1 Тим. 6, 8).
К чему копить безчисленныя сокровища? К чему гоняться за славой, почестями и удовольствиями? Не сегодня-завтра придет смерть, и все это все равно отымется, оставив только горький осадок на душе, горькое сознание измены Богу ради тленного мира!
Истинный христианин не мучит себя заботой о завтрашнем дне, ибо твердо веритъ в Промысл Божий и знает, что Господь Бог, Который любит нас и заботится о нас более, чем самая нежная мать о своем любимом детище (Ис. 49, 15), никогда не оставит нас без всего необходимого для этой временной жизни. Ведь в этом убеждает нас Он Сам, говоря: «Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся, Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Не вы ли паче лучше их есте?» (Матф. 6, 25-26).
Да и в самом деле! Много ли нужно человеку? Но человек все жадничает: сколько бы он ни имел чего, ему все хочется большего. А отсюда, сколько горя, сколько 6ед и вражды на земле! Отсюда именно зависть, ненависть, споры, ссоры, грабежи, убийства, междоусобия, войны, и вся жизнь человека на земле уподобляется аду кромешному.
Ничего этого не было бы, если бы люди служили Богу, а не маммоне, и если бы довольствовались тем, что им посылает Бог. А Бог как раз и обещает, нам давать все необходимое для жизни, если мы отвергнем от себя эту постоянную гнетущую нас заботу о завтрашнем дне и оставим погоню за накоплением житейских благ.
Мы, христиане, призваны не прилепляться чрезмерно к этой временной земной жизни и искать не временного, а вечного, стремиться получить в свое обладание не земные, а небесные сокровища.
Выше всего и драгоценнее всего должно быть для нас Царствие Божие, к которому мы предназначаемся, и Правда Его, то есть исполнение заповедей Божиих, как законов этого Царствия, ревность о Боге и о Его святом Законе.
Если служение Богу и Его Правде мы поставим главной целью своей жизни, то Бог обещает нам дать и все, в чем мы нуждаемся в этой временной земной жизни - те вещественные блага, без которых мы, как плотские и смертные люди, не можем обойтись.
«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его», говорит Он нам Сам: «и сия вся», то-есть необходимыя вещественныя блага, «приложатся вам» (Матф. 6, 33).
Как от всего этого безконечно далека именно современная жизнь людей, гордо мнящих себя людьми «просвещенными», людьми «науки» и «прогресса» с их безбожными, социалистическими и материалистическими теориями! И как они бешено стремятся к этому земному «прогрессу», чисто-земному благосостоянию и благополучию, часто даже руководимые своими духовными вождями, словно совершенно забывающими о Боге, о Царствии Его и о Его Вечной Правде. Но что же получается на деле? На деле они лишаются всего, и того, что раньше в изобилии имели, тяжко бедствуют и даже голодают, ведя нищенское существование, как мы видим это уже свыше полувека на нашей несчастной Родине, подпавшей под иго лютых безбожников, злобно отвергающих и Царствие Божие и Правду Его! Видим мы в последнее время усиливающееся грозные симптомы этого же самого и в других странах так называемого «свободного мира», которые несомненно ожидает та же горькая участь - и голод, и холод, и все лишения и бедствия, если, зарвавшиеся в своем безумном увлечении чисто-земными благами, люди не образумятся и не оставят своей безбожной материалистической идеологии и не обратятся к Богу и Правде Его, вместо составления всяких празднословных «конституций» и «деклараций прав человека», которые никогда никого не спасут и не избавят человечества от все более и более явно надвигающейся на него страшной мировой катастрофы.
В особенности пастырям Церкви необходимо теперь более, чем когда-либо быть на высоте своего призвания и ни в чем не сливаться и не идти в ногу с современным Богоотступническим миром. Своим мужественным предостерегающим словом и особенно примером своей личной жизни пастыри должны призывать всех к служению именно Богу, а не «маммоне», не плыть по общему течению, следуя «моде» и стремясь тщеславно играть роль в общественной и политической жизни, угождая людям с тем, чтобы приобрести среди них «популярность». Не к лицу никому в наше время занятие какой-то более чем сомнительной «высшей политикой», когда все сейчас так отравлено ядом Богоотступничества и открытого и безстыдного служения диаволу. Особенно опасно и губительно дать вовлечь себя в какие бы то ни было отношения или сношения с тайными обществами и организациями, проникнутыми явно или скрыто антихристианским духом, и пользоваться их материальной помощью или какой бы то ни было поддержкой, ибо за это рано или поздно так или иначе придется расплачиваться, продав таким образом «кому-то» свою духовную свободу. Даром, вполне безкорыстно и без всякаго разсчета в наши дни никто почти уже не помогает, а «христианскими» и «церковными» часто теперь именуются организации, ничего общаго с истинным христианством и Церковью не имеющие, а только прикрывающие этими названиями свои подлинные темные цели. Лучше жить в бедности и тесноте, но не пользоваться такой лукавой «помощью»! А «желающие обогащаться», как учит Слово Божие, «впадают в искушение и в сеть и во многие безразсудныя и вредныя похоти, которыя погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6, 9-10). Нет ничего опаснее и зловреднее стремления к роскошной жизни.
Это отводило и отводит даже совсем от истинной веры. Вот как плохо служить двум господам - и Богу и маммоне! Будем же тщательно проверять самих себя: кому мы служим?
Слова и речи. Т 4. сс. 125-130


Рецензии