Зеркала потускнели

Зеркала потускнели... а время молчит,
Не убавив крутых поворотов.
Стыть в глазах прижилась... в непроглядной ночи
Сердце, всё-таки, ищет кого-то...

Утро смоет с окна ночи тёмный налёт
И раскроется день ожиданьем...
Чей сегодня настанет разлуки черёд...
Чей бы ни был - разлука печальна.

Стоном давних веков над уставшей землёй
В войнах слышится плач Ярославны.
И седые молодки прикрыв кисеёй
Плата - слёзы осушат, как раны.

На погибших не будет делить белый свет
Споры вышедших в мир поколений:
У войны сострадания попросту нет...
Мир так прост... и однако - бесценен.

17.07.2011

Краткий анализ стихотворения
Тема:
течение жизни с её неизбежными потерями и испытаниями;
память о прошлом (историческая память, отсылка к плачу Ярославны);
трагичность войны и ценность мира.
Основная мысль:
жизнь полна разлук, боли и крутых поворотов, но даже в темноте человек продолжает искать свет и кого;то близкого;
война несёт безутешную скорбь и не знает сострадания, а мир, несмотря на простоту, бесценен.
Композиция:
4 строфы, каждая — смысловой блок:
1;я: образ потускневшего мира и неумолчного времени, поиск тепла в одиночестве;
2;я: утреннее обновление и неизбежность разлуки;
3;я: историческая память, плач Ярославны, слёзы как плата за войны;
4;я: философский вывод о безжалостности войны и бесценности мира.
Кольцевой мотив: от «потускневших зеркал» к финальному утверждению о простоте и ценности мира.
Тип речи:
лирическое размышление (рассуждение) с элементами описания и повествования (образ плача Ярославны).
Стиль речи:
художественный, с ярко выраженной поэтической образностью;
присутствуют архаизмы и историзмы («кисея», «плач Ярославны»), что придаёт тексту возвышенный, эпический оттенок.
Средства выразительности:
метафоры: «зеркала потускнели», «ночь тёмный налёт», «стоном давних веков», «слёзы осушат, как раны»;
эпитеты: «непроглядная ночь», «уставшая земля», «седые молодки»;
олицетворение: «время молчит», «утро смоет»;
символы: зеркало (отражение ушедшего), ночь (тьма, неизвестность), утро (надежды, обновление), плач Ярославны (вечная скорбь по погибшим);
антитеза: тьма ночи — утро, война — мир, разлука — поиск кого;то;
риторические конструкции: «Чей сегодня настанет разлуки черёд…», «У войны сострадания попросту нет…»;
инверсия: «Стыть в глазах прижилась…», «Утро смоет с окна…»;
повтор и параллелизм: мотивы разлуки и скорби проходят через всё стихотворение.
Общий тон: созерцательно;печальный, с нотами философского примирения и утверждения ценности мира.


Рецензии