Русская Правда Павла Пестеля

Обществу Благоденствия для Всех и для Каждого
ДОлжно сложиться на Земле однажды.
А иначе зачем человечество вообще нужно?..

Только кого нынче могут разбудить декабристы?
Разве что политтехнологов (сгинь, нечистый),
Остальные будут спать, пока Принц не поцелует Принцессу…

--------------------------------------

Между днём рождения и днём казни Павла Ивановича Пестеля вспомним его «Русскую Правду».

Павел Иванович Пестель (24 июня (5 июля) 1793, Москва — 13 (26) июля 1826, Санкт-Петербург) — руководитель Южного общества декабристов, полковник, сын крупного сановника.
Учился в Дрездене, в Пажеском корпусе, служил в Литовском и Вятском полках, участвовал в Отечественной Войне 1812, заграничных походах, жил в Тульчине (Винницкая область), ездил в Петербург, то есть знал обстановку и настроения и в Европе, и в России. Он не был кабинетным мечтателем, как, впрочем, и все декабристы, он был активным молодым человеком.

Однако движение декабристов было обречено изначально из-за коренных разногласий между П. Пестелем и Н. Муравьевым (Северное Общество).

Незадолго до декабристов в России были А.Н. Радищев (20 (31) августа 1749 — 12 (24) сентября 1802) со своим «Путешествием из Петербурга в Москву», М.М. Сперанский (1 (12) января 1772 — 11 (23) февраля 1839) со своим проектом реформ (получил золотую табакерку с бриллиантами от Наполеона и ссылку от Александра I; декабристы планировали ввести его во Временное правительство, а он стал одним из подписавших смертный приговор декабристам).
Мир пережил Великую Французскую революцию (1789—1794; за 1793—94 год только по революционным приговорам погибло около 17 тыс. человек) с террором, контртеррором, волной революций по всей Европе, пережил Наполеона, Рейнский Союз, Священный Союз, Доктрину Монро в США.
Это было время Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга, Фейербаха, Шопенгауэра, Сен-Симона, Фурье, Прудона, Гёте, Гейне, Байрона, Вольтера, Руссо, Монтескьё...

После декабристов в России были только отмена крепостного права с крестьянскими волнениями, неосуществленный до конца проект П. Столыпина (во время реформы которого по приговорам трибуналов были казнены 8,5 тыс. крестьян) и революции 1905, 1917.
Революции в Европе продолжались до прихода к власти фашистов в Италии (1924), хотя, если учесть Испанию, то до 1936.

«Гениальная утопия» Пестеля (по словам Н.И. Тургенева) в некоторых странах в той или иной мере реализовалась, а для России через 185 лет после казни декабристов вновь стала актуальной.

Что же предлагал Пестель, приводя философское и социально-психологическое обоснование каждому основному положению?

Обязанность лежит в основе права.
Цель Государства — Возможное Благоденствие Всех и Каждого.
Обязанность Правительства — выбирать лучшие средства для достижения цели, Право — требовать повиновения от Народа.
Обязанность Народа — подчинение Правительству, Право — требовать, чтобы все действия Правительства вели к цели.
Правительство существует для Блага Народа и не имеет другого основания своему существованию; Народ существует для собственного Блага и для Выполнения Воли Всевышнего прославлять его Имя, быть добродетельными и счастливыми. Нравственность — главное богатство народа.
Благоденствие складывается из Безопасности и Благосостояния.
Безопасность — первая цель государства, поскольку может быть достигнута только общими усилиями и без нее не может быть Благосостояния, которое каждый собственными трудами способен обеспечить в условиях защиты и устранения препятствий.
Для понятия о Благоденствии, которое слишком субъективно, выделены пять Правил, с которыми должны согласовываться все Постановления и Законы и все действия, как Правительства, так и Народа.
Преобразование Государства должно идти постепенно, с множеством подготовительных мер, руководство возлагается на Временное Верховное Правление. Издание Государственной Грамоты должно служить наказом Правительству и просвещению Народа, чтобы он ясно представлял, к какой цели стремятся действия Правительства.

Границы Российского Государства простираются от Северного до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана, с присоединением некоторых земель, которые потом вошли в состав СССР.
Федеративное устройство отвергается, «яко пагубнейший вред и величайшее Зло», поскольку в будущем может привести к распаду.
Государство Российское становится Единым и Неразделимым. Выделяются 53 губернии: 50 Округов и 3 Удела, которые дальше разделяются на уезды и волости так, чтобы волости не были слишком многолюдными и не создавали слишком больших городов — для лучшего управления, удобства земляных работ и соблюдения нравственности.
Столица — Нижний Новгород, переименованный во Владимир (Владимир может стать Клязьмином).

На всей территории используется только один язык, только одно наименование Народа — Русский, одни государственные и гражданские законы.
«Опыты всех веков и всех Государств доказали что Народы везде бывают таковыми, каковыми их соделывают правление и Законы под коими они живут.»
Иностранцы либо становятся подданными России, то есть русскими, либо остаются неподданными иностранцами, лишаясь политических прав, права иметь какое-либо недвижимое имущество на территории России, права быть госслужащим или входить в Правление, кроме Министерства Просвещения.

Все сословия отменяются, остается только только одно — могущее называться гражданским, все граждане в Государстве должны иметь одни и те же права и быть перед Законом равны.
Постепенность перехода от Народа к Верховной Власти обеспечивается Чиноначальством.
Для Государственного Чиноначальства нужны способности, знания и добродетели, которые не зависят от сословий.
Наименьшая политическая единица – волость. Каждый Россиянин становится гражданином России в общем смысле и гражданином какой-то волости в частности. В каждой волости заводится два списка: гражданский и имущественный, поскольку имущество может быть в нескольких волостях, хотя гражданин приписан только к одной.
Земля делится на политическую (государственную, волостную) и гражданскую (частную). Каждый становится обладателем земли, либо в частном пользовании, либо, если он сейчас не хочет заниматься землей, в общественном, волостном, но всегда может на свою землю вернуться.
В каждой волости должен быть банк и страховое учреждение для получения средств на первоначальное обзаведение хозяйством. Члены волости берут деньги без залога и процентов.

Все Народные Собрания (Земские и Наместные) собираются раз в год, Волостные денег не получают, Уездные и Окружные получают дорожные и суточные, но не более двух месяцев, «для поощрения к скорейшему окончанию Дел и Занятий».
Выборы Правительства происходят раз в пять лет, смена Председателя — каждый год.
«Что же касается до опасения чтобы так называемая Чернь не волновала Государства когда в выборах участвовать она будет то опасение сие совершенно лишнее и напрасное. Чернь производит безпорядки только тогда, когда ее угнетают или когда Богатые для своих видов ее подкупают и волнуют; сама же пребывает она всегда в Спокойствии. Все Летописи свидетельствуют о том что Волнения в Государствах никогда не были чернью производимы но всегда богачами и Аристократами.»

Особую опасность представляет зарождающаяся «Аристокрация Богатств», которую Благомыслящее Правительство обязано уничтожать и принимать все меры, чтобы такового сословия не образовывалось. Пример некоторых стран показал, что там, где в Представительную Власть избираются только богатые, Народ поставлен в полную зависимость от них и оказался в еще худшем положении. Богатые будут существовать всегда, но нельзя, чтобы к богатству присоединялись еще какие-нибудь права и преимущества.

Право собственности священно и неприкосновенно. Личная свобода – первое право Гражданина и обязанность Правительства.
Налоги платятся в удобное время и удобными количествами.
Образование – чисто государственная сфера и не может быть передана в частные руки.
Содержанием сирот, нищих, больных и сумасшедших занимаются Волости.

Короче, Правительство обеспечивает государственную безопасность, единство и соблюдение законов на всей территории, перераспределение излишков прибыли (но не доходов!), ликвидацию монополий, нравственно-образовательную функцию. Вся основная государственная жизнь протекает в волостях.
Каждый занимается тем, что ему больше нравится и лучше получается. В органы власти выбираются лучшие, поскольку в волостях практически все друг друга знают. Подкупить всю волость не получится ни у какого богача. Все счастливы. Полная утопия…


Интересны мысли о «племенах, Россию населяющих», за которые и сегодня Павел Иванович был бы убит, не одними, так другими. Кстати, по-моему, он первый высказал идею о создании еврейского государства в Малой Азии (правда, в очень «неполиткорректной» форме).
Интересны и очень актуальны рассуждения о пяти преимуществах дворянства.
Наверное, прав он в рассуждениях о вреде федеративного устройства, хотя в наше время такая мысль вызовет обвинения в тоталитаризме, нацизме и прочая... Хотя, с другой стороны, наличие единого государственного языка не подразумевает отказа от собственной культуры – ведь и у русских в разных областях разные говоры, разные традиции, и в этом смысле, допустим, «русский» вологжанин отличается от «русского» туляка почти так же, как от «русского» якута или башкира.

В общем, много современных и интересных мыслей в «Русской Правде». И живи Павел Иванович в наше время, был бы он тоже казнён — путём убийства у порога дома, и ни исполнителей, ни заказчиков бы не нашли...


Дальше идут выжимки из каждого раздела без деления на параграфы.

А кому интересно, может полностью прочитать здесь

http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/VV_PES_W.HTM#_2_5_0


П.И. Пестель

РУССКАЯ ПРАВДА
или
Заповедная Государственная Грамота Великаго Народа Российскаго
служащая
Заветом для Усовершенствования Государственнаго Устройства России
и Содержащая
Верный Наказ как для Народа так и для Временнаго Верховнаго Правления.

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЯ ПОНЯТИЯ

Нрав и личныя качества Людей бывают столь различны, что ежели каждый пребудет Непреклонен в своем мнении, не внимая мнению других, то никакой не будет возможности избрать средства для достижения предназначенной цели; а тем еще менее устроить оныя, и к действию приступить. В таком случае ничего не останется делать как разрушить общество прежде всякаго Действия. 
А ежели члены не хотят общество уничтожить, то каждый из них должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего Действия быть избраны.

Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в Благоденствии всего общества вообще и каждого из членов онаго в особенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или Действия. Действия сии разделяются на общия и частныя. Общим Действием называется то, которое касается всего Общества а следовательно и производится от лица всего общества. Частным то, которое составляет занятия и упражнения каждаго члена в особенности. Избрание Средств для достижения сказанной цели и Действие сообразное с сим избранием ведет к разделению членов Гражданскаго Общества на Повелевающих и Повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; Действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда Гражданское общество получает название Государства, тогда Повелевающие получают название Правительства, а повинующиеся название Народа.

Правительство имеет обязанность распоряжать общим действием и избирать лутчия средства для доставления в Государстве Благоденствия всем и каждому; А по сему имеет оно Право требовать от Народа чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность Правительству повиноваться; но за то имеет право требовать от правительства чтобы оно непременно стремилося к общественному и частному Благоденствию и только бы то повелевало что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута.
На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных Прав может существование какого бы то ни было Государства быть основано; а по сему и переходит Государство при потере сего равновесия из природнаго и здороваго своего Положения в состояние Насильственное и Болезненное. Установление сего Равновесия на твердых основах есть Главная цель сея Русской Правды и коренная обязанность каждаго Законодателя.

Об обязанностях было упомянуто здесь прежде нежели о правах потому что право есть одно только последствие обязанности, и существовать иначе не может как основываясь на обязанности ему предшествовавшей.
Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значить ничего и признаваемо быть должно одним только Насилием или 3ловластием.

Главное Дело в Государстве есть посему Понятие об обязанностях из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в Государстве истекают из цели Государства. Цель же Государственнаго Устройства должна быть Возможное Благоденствие Всех и Каждаго. А посему все ведущее к Благоденствию есть обязанность. Но поелику понятия о Благоденствии бывают весьма различны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторыя основныя или коренныя правила.

Первое правило в сем деле состоит в том что всякое стремление в Государстве к доставлению оному Благоденствия должно быть согласно с Законами Духовными и законами Естественными.
Второе правило: что все Государственныя постановления должны стремиться единственно к Благоденствию Гражданскаго общества: при чем всякое Действие сему Благоденствию противное или ему вредящее признаваемо быть должно преступлением.
Третье правило: что Благоденствие общественное должно щитаться важнее Благоденствия частнаго и ежели оныя находятся в противуборстве, то первое должно получать перевес.
Четвертое правило: что Благоденствием общественным признаваемо быть должно Благоденствие совокупности Народа; из чего следуетъ что истинная цель Государственнаго Устройства должна непременно быть: Возможно Большее Благоденствие многочисленнейшаго числа Людей в Государстве; почему и должны всегда Выгоды части или однаго Нераздельнаго уступать Выгодам целаго: признавая целым Совокупность или Массу Народа.
Пятое наконец правило состоит в том что частный Человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия не должен выступать из круга своего Действия и входить в круг Действия другаго; то есть что Благоденствие однаго человека не должно наносить вреда а тем еще менее гибели другому.

Коль скоро все Деяния как Правительства так и частных Людей на сих правилах основаны будут то Государство несомненно пользоваться будет Возможным Благоденствием. Все же Законы и Постановления Государственныя должны непременно с сими правилами в полной мере совершенно согласоваться.

Непреложный Закон Гражданских обществ заключается в том что каждое Государство состоит из Народа и Правительства, следовательно Народ не есть Правительство, и каждое из оных имеет свои особенныя обязанности и права; однако же Правительство существует для Блага Народа и не имеет другаго основания своему Бытию и Образованию, как только Благо Народное; между тем как Народ существует для собственнаго своего Блага и для Выполнения Воли ВсеВышняго призвавшаго Людей на сей земле прославлять его Имя, быть добродетельными и щастливыми.
Сей Закон Божий постановлен для всех Людей в ровной мере и следовательно все имеют ровное право на его исполнение.

Общая Власть именуется Верьховною Властью а совокупность частных Государственным Правлением или Чиноначальством. Посему и разделяется всякое Правительство на Верьховную Власть и на Государственное Правление или Чиноначальство.

Государственное Благоденствие состоит из двух главных предметов: из Безопасности и Благосостояния. Отличительное и главное качество Безопасности есть охранение, а Благосостояния есть приобретение. Безопасность должна быть первою Целью правительства потому что может быть достигнута посредством общаго только Действия соединенных Сил и Волей: каковое Соединение в правительстве имянно и представляется и что она ответствует первоначальной обязанности человека состоящей в сохранении своего Бытия. Сверх того не может быть благосостояния естьли не существует Безопасности; а потому и служит она основанием сооружению Государственнаго здания.

Благосостояние должно быть Второю Целью Правительства ибо понятия об оном до такой степени различны, что приобретение онаго должно быть предоставлено каждому члену Гражданскаго Общества особенно и что участие Прав в сем отношении должно быть ограничено дарованием защиты и удалением тех препятствий, которыя бы могли превышать силы и способы частных Людей: тем более что частные Люди собственными трудами могут доставить себе благосостояние, но не могут однеми частными своими силами утвердить Безопасность.

Для сего нужно множество мер приуготовительных или переводных, которыя должны постепенно в ход и Действие быть приводимые дабы Государство не подверглось безпорядкам, волнениями превращениям, которыя вместо улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель. Все произшествия в Европе в последнем полустолетии случившияся доказывают что Народы возмечтавшие о возможности внезапных Действий и отвергнувшия постепенность в ходе Государственнаго Преобразования впали в ужаснейшия бедствия и вновь покорены игу Самовластия и Беззакония.

Сие доказывает необходимость приступить к переобразованию Государства постепенными меропринятиями. Кому может быть поручено исполнение сего важнаго Дела как не Временному Верьховному правлению: Прежняя Верьховная Власть довольно уже доказала враждебныя свои чувства противу Народа Русскаго; а представительный Собор не может быть созван ибо начала представительнаго Верьховнаго Порядка в России еще не существуют.
Но поелику Россия должна иметь залог в том что Временное Верьховное Правление точно будет действовать для однаго только Блага России и для Всевозможнаго Усовершенствования Положения и состояния ея по всем предметам и статьям, то необходимым оказывается издание Русской Правды в виде Наказа Верьховному Правлению.

Недостаток в таковой Грамоте ввергнул многия Государства в Ужаснейшия бедствия и междоусобия потому что в оных Правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам не имея перед собою яснаго и полнаго наставления коим бы обязано было руководствоваться, и что Народ между тем никогда не знал что для него принимают, никогда не видел ясным образом к какой цели стремятся Действия Правительства и волнуемый разными страхами, а потом и разными страстями часто предпринимал безпокойныя Действия и наконец междоусобия производил.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О ЗЕМЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА

Естьли бы каждое Государство из однаго только племени или Народа состояло, то границы Его сами собою определялись бы пространством, на котором бы тот народ был поселен; но так как все почти большие Государства а тем паче Россия содержат в своем составе много различных племен, то и определение Границ соделывается труднейшим. От двух противуположных желаний происходит затруднительность.
Сии два противуположныя желания основанныя: одно на праве народности племен подвластных а другое на праве Благоудобства для Народа Господствующаго, в сущности своей оба Естественны но имеютъ однако же оба свои ограничения и во взаимных отношениях своих имеют случаи в коих одно другому уступать должно.
… для правильнаго и положительнаго Установления Границ надлежит непременно руководствоваться тем соображением что Право Народности должно брать верьх для тех Народов, которые могут самостоятельною политическою независимостью пользоваться; а что право Благоудобства должно брать верьх над теми Народами которые сею самостоятельною политическою независимостью пользоваться не могут и непременно должны состоять под властью какого либо сильнейшаго Государства.

Финляндия, Естляндия, Лифляндия, Курляндия, Белоруссия, Малороссия, Новороссия, Бессарабия, Крым, Грузия, Весь Кавказ, Земли Киргизов, все Народы Сибирские и разныя Другия племена внутри Государства обитающие никогда не пользовались и никогда пользоваться не могут самостоятельною независимостью и всегда принадлежали или самой России или же по временам, естьли не России, то Швеции, Дании, Пруссии, Польше, Турции, Персии и вообще какому нибудь сильному Государству. Да и на будущая времена, по слабости своей никогда не могут составлять особых Государств; а по сему и подлежат все они Праву Благоудобства долженствуя при том на веки отречься от права отдельной Народности.

Что же до Польши касается, то пользовалась она в течении многих Веков совершенною Политическою Независимостью и составляла большое Самостоятельное Государство. Она могла бы и ныне сильное получить существование естьли бы соединила опять в общий Государственный Состав все свои части разобранныя могущественными соседами.
Из сего явствует что в отношении к Польше право Народности должно по чистой справедливости брать верьх над правом Благоудобства. ...
 
Кроме инородных Земель долженствующих оставаться в Составе Российскаго Государства и кроме Земли Польской могущей отойти отъ России надлежит еще обратить внимание на некоторыя земли с Россиею ныне смежныя, коих необходимо и надобно к России присоединить для твердаго установления Государственной Безопасности.
Сии приобретения необходимы:
1) Касательно Молдавии потому что Народ Молдавской и Бессарабской одно племя составляют между тем как двум различным Государствам принадлежат и по произведениям природы имеют большую необходимость во взаимных вспоможениях между тем как от Постановления границы Государства всякаго свободнаго сообщения лишены а также и потому что Прут составляет довольно длинную и весьма худую границу, что Карпатская Горы на Запад от Молдавии образовали бы отличную Государственную Межу, что разстояние от Дуная до Карпатских гор чрез Фокшаны будучи весьма короткое удобно бы означало границу и наконец что Турки, собрав Войско в Молдавии могут чрез Хотин миновав Бессарабию вдруг очутиться за Днестром в недрах России. 
2) Касательно Кавказских Земель потому что все опыты сделанные для превращения Горских народов в мирные и спокойные Соседы ясно и неоспоримо уже доказали невозможность достигнуть сию цель. Сии Народы не пропускают ни малейшаго случая для нанесения России всевозможнаго вреда и одно только то остается средство для их усмирения чтобы совершенно их покорить; покуда же не будет сие в полной мере исполнено нельзя ожидать ни тишины ни безопасности и будет в тех странах вечная существовать война. На щеть же приморской части Турции принадлежащей надлежит в особенности заметить что нет возможности окончательно усмирить хищные Горские Народы Кавказские пока будут они иметь средство чрез Анапу и всю вообще приморскую часть лежащую получать от Турок Военные Припасы и все средства к безпрестанной войне. 
3) Касательно Киргизских Земель потому что сии прекрасныя места изобилуя всеми произрастениями могли бы обратиться в отличную страну которая бы обогащала Россию многими произведеньями Природы и многими способами для самой выгоднейшей и Деятельнейшей Торговли, между тем как ныне сие все совершенно теряется от необузданности и невежества киргизов. К тому же находятся сии народы под покровительством России и следовательно не имеет на них права никакая другая Держава; Они же сами не могут иметь самостоятельную Независимость. Сверх сего составление из сего края особеннаго Удела на подобие Донскаго, как то ниже объяснено будет, доставит России большия преимущества и твердую с сей стороны Безопасность. 
4) Касательно Монголии потому что сии места находятся под мнимым владением Китая ибо обитаемы кочующими никому непокоряющимися народами а следовательно для Китая безполезны между тем как большия бы доставили России выгоды и Преимущества для ея торговли а равно и для устроения флота на Восточном океане. 
Вообще можно сказать что неизчислимы все выгодныя для России последствия от приобретения вышеназванных частей Кавказских, Киргизских и Монгольских Степей произойти могущих чрез удобность Сношений которыя сии приобретения доставят России со всеми почти Народами Азии.
Присоединяя все сии причины к тому обстоятельству что названные четыре страны никогда отдельных Государств образовать не могут и что оне следовательно подлежат совершенно и единственно Праву Благоудобства разрешается Временное Верьховное Правление присоединить к России на вечныя времена Молдавию и все вышеописанныя части Кавказских, Киргизских и Монгольских Земель. Далее же отнюдь пределов не распространять.

Определив границы разсмотрим теперь само Государство оными обозначенное.

Государства бывают или Неразделимыя, или федеративныя.

Что же в особенности касается до России, то дабы в полной мере удостовериться до какой Степени федеративное образование Государства было бы для нея пагубно, стоить только вспомнить из каких разнородных частей сие огромное Государство составлено. Области его не только различными Учреждениями управляются, не только различными Гражданскими Законами судятся но совсем различные языки говорят совсем различныя веры исповедуют, жители оных различныя произхождения имеют, к различным Державам некогда принадлежали; и потому ежели сию разнородность еще более усилить чрез федеративное образование Государства, то легко предвидеть можно что сии разнородные Области скоро от Коренной России тогда отложатся, и она скоро потеряет тогда не только свое Могущество, Величие и Силу, но даже может быть и бытие свое между большими или Главными Государствами.
Она тогда снова испытает все Бедствия и весь неизъяснимый вред нанесенный Древной России Удельною Системою, которая также ни что иное была как род федеративнаго Устройства Государства; И потому естьли какое нибудь государство может еще сомневаться во вреде федеративнаго Устройства, то Россия уже никак сего сомнения разделять не можетъ: она горькими опытами и долголетними бедствиями жестоко заплатила за сию ошибку в прежнем Ея Государственном Образовании. А по сему, соединяя все сии Обстоятельства в общее соображение постановляется Коренным Законом Российскаго Государства что всякая мысль о федеративном для него Устройстве отвергается совершенно яко пагубнейший вред и величайшее Зло. Избегать надлежит всего того что посредственно или непосредственно, прямо или косвенно, открыто или потаенно к таковому Устройству Государства везти бы могло.

В Следствие всего здесь сказаннаго объявляется Российское Государство, в пределах выше обозначенных Единым и Неразделимым, отвергающим притом совершенно всякое федеративное образование, устройство и существование Государства.

Земельное пространство Российскаго Государства имеет разделено быть на 53 Губерний; из коих именоваться 50-ти - Округами а 3-м - Уделами.
50-т округов имеют образовать 10-ть Областей по 5-ти округов в каждой. Один из окружных или Губернских городов в каждой Области будет вместе с тем и областным Городом. 3 Удела имеют состоять отдельно, не входя в состав областей и именуясь: Столичным, Донским и Аральским.
Каждый Округ и каждый Удел имеют разделяться на различное Количество Уездов, а каждый Уезд на различное количество Волостей.
При первоначальном учреждении волостей должно быть особенное обращено внимание на то чтобы не были составлены слишком многолюдныя волости. Сие во многих отношениях чрезвычайно вредно: Управление Волостью делается очень затруднительным. Участие всех Граждан в Земских собраниях о коих в последствии говорено будет учиняется неудобным, тягость земляных Работ увеличивается большими разстояниями от жилищ до Полей.
К тому же большия Волости будучи Волости цельныя указывают на большие Города, а большие Города чрезвычайно вредны особенно для Нравственности которая признана быть должна первым Богатством каждаго Народа. И потому желательно чтобы при первоначальном устройстве Волостей, самыя многолюднейшия числили бы не более как от 5000 до 10000 человек мужескаго Полу.
Сим однако же не воспрещается жить в Городе более пяти или десяти тысяч обывателей ибо не всякой житель есть член Волости. Здесь же говорится только о членах Волости.

Столичным Уделом назначается Нижегородская губерния от которой отойти имеют в состав других округов: Уезды Сергачской, Лукояновской), Арзамазской, Ардатовской и большая часть Горбатовскаго. Сам же Нижний Новгород назначается Столицею Российскаго Государства под названием Владимира. Сие имя дается Столице в память Великаго Мужа введшаго в Россию християнской закон: да средоточие России свидетельствует даже именем своим о вечной Благодарности Россиян за благочестивое и благодетельное его Деяние. Нынешний же город Владимир может быть назван Клязминым стоя на реке Клязме
Столицею Российскаго Государства выбран Нижний Новогород потому:
1) Что сей Город в средине России расположен. 
2) Что стоя на Волге и Оке он всех прочих удобнее для внутренной Торговли и для привоза всяких припасов в столь большом количестве для Столицы Необходимых. 
3) Что Макарьевская Ярмонка соединяет Европу с Азиею в сухопутных торговых отношениях. 
4) Что освобождение России от ига иноплеменнаго чрез Минина и Пожарскаго из сего города изошло, и 
5) Что все воспоминания о древности Нижегородской дышут свободою и прямою Любовью к Отечеству а не к тиранам Его. 

ГЛАВА ВТОРАЯ. О ПЛЕМЕНАХ РОССИЮ НАСЕЛЯЮЩИХ.

Общая масса всех Российских обитателей можеть на три Главные Разряда быть разделена. Первой Разряд состоить из Кореннаго Народа Русскаго. Второй из племен к России и присоединенных. Третий из иностранцев в России живущих.

Коренной Народ Русской есть племя Славянское. Народы к России присоединенные составляют различные другие племена. Иностранцы в России живущие суть частный лица разных наций. -

Государство должно в Политическом смысле и отношении Целое составлять и можеть таковым признано быть только тогда, когда все различныя его части и члены совершенно крепкую и истинно тесную связь между собою имеют. Сия Политическая связь между частями Государства ознаменовывается большею или меньшего одинаковостью в законах и образовании Правления, от оной зависить и от оной силу и значение свое получает; и потому бывает Политическая связь в Государстве совершенна, когда одни и те же законы, один и тот же образ Управления во всех частях Государства существуют и Государство из частей состоит в Политическом смысле однородных и однообразных. В сем случай получает Государственный Состав высшую степень крепости а силы онаго высшую степень Могущества. И потому полезно для блага и величья Государства чтобы во всем онаго пространстве одни и те же Законы, один и тоть же образ Управления существовали и Надлежит только разсмотреть может ли сие единообразие существовать.
Много было прений о сем предмете; но все споры сии могли только от сбивчивости в понятиях произойти и от того что смешивали Законы Политические с Законами Духовными и Естественными и что принимали связь или соотношения между сими тремя родами существующия за совершенное слитие сих родов во Едино. -

Законы природы или Законы естественные могуть разделены быть на общие и частные. Первые на целом земном шаре действие свое имеют и везде одинаковы. Вторые, хотя от местностей зависят, но однако же на первых основание свое имеют. Первые вызывают однообразность Политических Законов, вторые связь имеют с Политическими Законами в отношении Государственнаго общественнаго Хозяйства и требуют Защиты и Содействия. Для Удовлетворения сим двум требованиям надобно чтобы Политические Законы ни однаго из сих предметов не упускали из виду; В следствие чего разнообразность естественных местностей в Государстве не особеннаго Уложения для каждой местности требует но только число предметов общее Уложение составляющих увеличивает на щет Хозяйственных статей.

Наконец Государственные и Гражданские Законы могут быть в целом пространстве Государства одни и те же потому:
1) Что истинна Политическая, будучи истинною нравcтвенною или отвлеченною везде одна и та же. 
2) Что Нравы Народные везде зависят от Веры и Правительства. Законы Веры Християнской везде требуют одинаковых правил нравственности и Правительство одинаковостью Законов Политических с верою согласных будет Вере способствовать сие святое Единообразие в правилах нравственных повсюду везти к общему всех благоденствию. 
3) Что Правосудие двусмыслия и двоякаго Толкования не допускает и будучи основано на понятии о наших обязанностях в отношении к Ближним одинаково везде быть должно тем более что сии обязанности Верою определены для всех Людей одинаковыми. И наконец: 
4) Потому что самые действительные Наставники Народов суть Законы Государственные: они образуют и так сказать воспитывают народы и по ним нравы, обычаи, Понятия, вид свой и Деятельность свою получают. от них исходят Направление Умов и Волей; и потому утвердительно сказать можно что Политические и Гражданские Законы соделывают Народы таковыми каковыми они суть. 

Из сего следует что одинаковые Гражданские Законы на целом пространстве Государства более всего содействовать будут к дарованию всем частям онаго одинаковаго оттенка Нравственности а тем самым и произведут ту совершенно крепкую и истинно тесную политическую связь в Государстве, коея существование столь благодетельно.
Из сего явствует что все Спорщики противу одинаковости Законов и образа Управления внимание свое обращали на частные предметы, не входя в соображение ни об общей связи Государственнаго Бытия, ни о Началах и основах из коих частныя сии разнообразности могли произойти. Здесь изложенныя соображения имеют служить руководством для Временнаго Верьховнаго Правления.

Племя Славянское, Коренной Народ Русской составляющее имеет пять оттенков:
1) Собственно так называемые Россияне населяющие Губернии Великоросские. 
2) Малороссияне, населяющие Черниговскую и Полтавскую Губернии. 
3) Украинцы населяющие Харьковскую и Курскую Губернии. 
4) Жители Киевcкой, Подoльской и Волынской Губерний называющие себя Русснаками и 
5) Белорусцы населяющие Витебскую и Могилевскую Губернии. 

Главная разница между первым и последующими оттенками Кореннаго Народа Русскаго состоит в том что Витебская, Могилевская, Черниговская, Полтавская, Киевская, Волынская и Подольская Губернии на особенных Правах ныне состоят и от прочих Великороссийских Губерний образом своего Управления отличаются.
Коль скоро же сего различия более существовать не будет, то и вовсе никакого в государственном отношении существовать не может, ибо:
1) Язык везде один и тот же: различны одни только наречия, а сии даже и в самых Великороссийских Губерниях не везде одинаковы, да и нету того большаго Народа, коего бы язык не имел различных наречий. 
2) Вера одна и таже Православная во всех сих Губерниях как и в Великороссийских, и хотя в некоторых местах Униятство еще исповедуется, но оно ничто иное есть как слабый остаток соблазна флорентийским собором предложенный, Иноземным насилием в нещастныя те времена введенный и ежедневно более и более изкореняющийся. Что же касается до Католиков, то не между Народом они в сих Губерниях находятся но между потомками некоторых пришельцов прежних времен пользующимися правом свою веру исповедывать подобно всем прочим Иноверцам в России находящимся, и 
3) Гражданское Состояние в сих Губерниях совершенно одинаково с таковым в Великороссийских Губерниях ибо те же Сословия с теми же правами существуют. 

Сверх того надобно и то еще заметить что вышеназванныя Губернии на особых правах состоящия принадлежали России в старинныя времена и от оной в те злополучныя обстоятельства отторгнуты были когда междоусобия малых Князей Удельных Государство обезсилили и раздорами своими случай дали Иноземцу с Успехом их воевать. Присоединив оныя опять к своему Составу, возвратила себе Россия древнее свое Достояние тем более для нее близкое что Колыбелью Российскаго Государства могут быть почтены в Северной стороне Новгород с окружающими его Губерниями а в Южной стороне Киев с Губерниями Черниговскою, Киевскою, Полтавскою, Подольскою и Волынскою сим древнейшим средоточием Российскаго Государства. Из сего явствует что никакаго истиннаго различия не существует между разрядами Коренной Народ Русский составляющими, и что малыя оттенки замеченныя должны быть слиты в одну общую форму. А по сему и постановляется правилом чтобы всех жителей населяющих Губернии Витебскую, Могилевскую, Черниговскую, Полтавскую, Курскую, Харьковскую, Киевскую, Подольскую и Волынскую истинными Россиянами почитать и от сих последних никакими особыми Названиями не отделять.

Кавказские Народы весьма большое количество отдельных владений, составляют. Они разныя веры исповедуют, на разных языках говорят, многоразличные обычаи и образ Управления имеют и в одной только склонности к буйству и грабительству между собою сходными оказываются. Безпрестанныя междоусобия еще более ожесточают свирепый и хищный их нрав и прекращаются только тогда, когда общая страсть к набегам их на время соединяет для усильнаго на Русских нападения.
… Принимая к тому в Соображение что все Опыты доказали уже неоспоримым образом Невозможность склонить сии Народы к Спокойствию средствами Кроткими и Дружелюбными разрешается Временное Верьховное Правление:
1) Решительно покорить все Народы живущие и все Земли лежащия к северу от Границы имеющей быть протянутою между Россиею и Персиею а равно и Турциею; в том числе и Приморскую часть ныне Турции принадлежащую. 
2) Разделить все Сии Кавказское Народы на два разряда: Мирные и Буйные. Первых оставить на их жилищах и дать им российское Правление и Устройство а Вторых Силою переселить во внутренность России раздробив их малыми количествами по всем русским Волостям и 
3) Завезти в Кавказской Земле Русския селения и сим русским переселенцам роздать все Земли отнятыя у прежних буйных жителей дабы сим способом изгладить на Кавказе даже все признаки прежних (то есть теперешних) его обитателей и обратить сей Край в спокойную и благоустроенную область Русскую. Все подробности сего меропринятия предоставляются распоряжению Временнаго Верьховнаго Правления. 

Евреи обитают преимущественно в Губерниях Белорусских, Малороссийских, Новороссийских и Литовских и преимущественно тем отличаются от Всех прочих народов что неимоверно тесную связь между собою неизменно сохраняют, никогда друг друга не выдают ни в каких случаях и обстоятельствах и всегда готовы ко всему тому что собственно для их общества может быть выгодно или полезно.
Евреи составляют в Государстве так сказать свое особенное совсем отдельное Государство и притом ныне в России пользуются большими правами нежели сами Християне. Хотя самих Евреев и нельзя винить ни в том что они сохраняют столь тесную между собою связь, ниже в том что пользуются столь большими правами коих даровало им прежнее Правительство, не менее того не может долее длиться таковой порядок вещей утвердивший неприязненное отношение Евреев к Христниянам и поставивший их в положение противное общественному порядку в Государстве. Для приведения сего порядка Вещей в надлежащее Состояние открываются два Способа.
Первый состоит в совершенном изменении сего порядка. Изменение сие должно относиться до Всех тех предметов, которые в теперешнем их положении и Устройстве вредны и Злоупотребительны. Ежели Россия не выгоняет Евреев, то тем более не должны они ставить себя в неприязненное отношение к Християнам. Российское Правительство хотя и оказывает всякому человеку защиту и Милость но однакоже прежде всего помышлять обязано о том чтобы никто не мог противиться Государственному Порядку, частному и общественному Благоденствию.
Второй Способ зависит от особенных обстоятельств и особеннаго хода Внешних Дел и состоит в содействии Евреям к Учреждению особеннаго отдельнаго Государства, в какой либо части Малой Азии. Для сего нужно назначить Сборный пункт для Еврейскаго Народа и дать несколько войска им в подкрепление.

Инностранцы в России находящиеся и к разным другим нациям принадлежащие могут на два класса быть разделены: 1) Подданные и 2) Неподданные. Первые суть те, которые постоянное свое пребывание в России основали и в подданстве присягнули. Вторые суть те, которые на время только в Россию приезжают или в подданстве не присягали.
В отношении ко всем сим лицам один только вопрос встречается. Желают ли они быть Русскими или хотят ли быть Инностранцами. Ежели кто из них не пожелает быть Русским, то обязан подать Временному Верьховному Правлению прошение об освобождении его от подданства, каковое немедленно получив поступает он во второй разряд и всему тому подлежать будет чему сей второй разряд подвергнется. Ежели же кто из сих подданных в срочное время таковаго прошения не подаст, тот без всякаго дальнейшаго объяснения Русским признается. Сим образом будет сей первой Разряд совершенно уничтожен: члены онаго признаваемы будучи или совершенно Русскими или совершенно Инностранцами. -
Чтоже касается до втораго разряда, то есть до Неподданных Инностранцев, то всегда будет Россия всяким гостям рада и будет им всякое покровительство и всякую Любовь оказывать, но не могут они правом пользоваться:
1) Иметь в России какое бы то ни было Недвижимое Имущество. 
2) Пользоваться в России правами Политическими предоставляемыми одним только Российским Гражданам и 
3) Вступать в Государственную Службу или какую нибудь отрасль правления и продолжать оную, исключая Министерства Просвещения. - 
Есть ли кто из сих Неподданных Инностранцев пожелает которым либо из сих прав пользоваться то предварительно обязан вступить в Российское Гражданство. Вступив же в оное будет он уже тогда признаваться Русским. -

Из всего содержания Главы сей явствует что при всех меропринятиях Временнаго Верьховнаго Правления в отношении к различным Народам и племенам Россию населяющим безпрестанно Должно непременную цель иметь в виду чтобы составить из них всех только Один Народ и все различные оттенки в одну общую массу слить так чтобы обитатели целаго пространства Российскаго Государства все были Русские. К сей цели ведут многоразличные Способы, могущие на два рода быть разделены: На средства общия и средства частные. -

Средства общия состоят главнейше в том чтобы
во первых на целом пространстве Российскаго Государства господствовал один только язык российский: Все сношения тем самим чрезвычайным образом облегчатся; Понятия и образ мыслей сделаются однородные; Люди обьясняющиеся на одном и том же языке теснейшую связь между собою возымеют и однообразные составлять будут один и тот же народ.
Во Вторых: Так как ныне существующее различие в названиях Народов и Племен, Россию населяющих всегда составлять будет из жителей Российскаго Государства отдельныя друг от друга массы и никогда не допустить столь для блага отечества необходимаго совершеннаго в России Единородства, то чтобы все сии различныя имена были уничтожены и везде в общее Название Русских во едино слиты.
В третьих: чтобы одни и те же Законы, один и тот же образ Управления по всем частям России существовали и тем самим в Политическом и Гражданском отношениях вся Россия на целом своем пространстве бы являла вид Единородства, Единообразия и Единомыслия. Опыты всех веков и всех Государств доказали что Народы везде бывают таковыми, каковыми их соделывают правление и Законы под коими они живуть. Вот главныя средства общия.

Что же касается до частных, то было о них упомянуто выше сего в отношении к каждому Народу или племени особенно. Соединяя общия средства с частными можно будет с полною уверенностью ожидать что цель будет достигнута и что все различные племена в России обретающиеся к общей пользе совершенно обрусеют и тем содействовать будут к возведению России на высшую степень Благоденствия, Величия и Могущества.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О СОСЛОВИЯХ В РОССИИ ОБРЕТАЮЩИХСЯ.

Много существует различных Сословий, Состояний или Классов Людей в России. Каждое из оных имеет свои особенныя отличительныя виды и преимущества, свои особенныя определенные выгоды и ограничения. -
… они разныя только отделения между Народом образуют, которыя вечно друг на друга враждуют.
Кратко сказать: Постепенность в Государстве необходима и находится не в народных Сословиях но в Государственном Чиноначальстве, которое всегда может состоять совершенно от Сословий независимым ибо в Чиновнике нужны Способности, Знания и Добродетели, могущия быть найдены во всех Сословиях и не составляющия принадлежности котораго либо из них в особенности. Изложенное здесь понятие весьма важно и должно во всех случаях руководствовать соображениями всякаго благомыслящаго Правительства.

Правительство должно конечно способствовать всеми мерами к Усовершенствованию Народнаго Богатства, но споспешествование должно состоять в разных законодательных и вспомогательных меропринятиях относительно промышленности а не в распределении Народа по отраслям Промышленности, которое на против того мешает повсеместному преуспеванию Народнаго Богатства. Сверх того надлежит при сем еще Заметить что все Сословия составляющияся чрез распределение частных Лиц по отраслям промышленности самыя суть безразсудныя и зловредныя потому что имея основанием своего бытия Богатство они все желания и Помышления обращают единственно на деньги, другаго отличия между людьми не знают как одне Деньги, Богатство ставят первейшим Достоинством превышающим все прочия и соделывая Народ ужасно падким к корыстолюбию производит неминуемую порчу в Нравах.
Известно что исключительная Любовь к деньгам граничит к скупости а сей порок более всякаго другаго соделывает человека жестокосердым, почему и по всей справедливости сказать можно что Таковыя Сословия суть самыя безчеловечныя, до чрезвычайности умножают число Бедных и Нищих и основывают свое влияние на Народ не на общем мнении но на Золоте и Серебре посредством коих подавляют общее мнение как хотят и приводят народ в совершенную от себя Зависимость.

Отличительная черта нынешнаго Столетия ознаменовывается явною борьбою между Народами и феодальною Аристокрациею во время коей начинает возникать Аристокрация богатств гораздо вреднейшая Аристокрации феодальной ибо сия последняя общим мнением всегда потрясена быть может и следовательно некоторым образом от общаго мнения зависит между тем как Аристокрация Богатств владея богатствами находит в них орудия для своих видов противу коих общее мнение совершенно безсильно и посредством коих она приводит весь Народ как уже сказано в совершенную от себя зависимость.
А потому обязано всякое Благомыслящее Правительство не только таковаго распределения народа не допускать, но даже и все меры принимать дабы таковыя Сословия отдельным от Массы народной Составлением сами собою бы не устанавливались и не образовывались. А тем более обязано их уничтожать Ежели они где либо существуют.

Все Люди в Государстве имеют одинаковое право на все выгоды государством доставляемыя и все имеют ровныя обязанности нести все тягости нераздельныя с Государственным Устроением. Из сего явствует что все Люди в Государстве должны непременно быть перед Законом совершенно ровны и что всякое Постановление нарушающее сие равенство всех перед Законом есть нестерпимое 3ловластие долженствующее непременно быть уничтоженным.
Сверх того нарушают сии различия добрую между Гражданами связь разделяя их на несколько отделений имеющих совсем различные виды и выгоды а следовательно и образ Мыслей.
А из всего вышесказаннаго следует что учреждение Сословий непременно должно быть уничтожено, что все Люди в Государстве должны составлять только одно Сословие могущее называться гражданским и что все граждане в Государстве должны иметь одни и те же права и быть перед Законом все ровны.

Духовенство не есть особое Сословие но есть особое Звание имеющее особыя занятия, исполняющее особыя должности. А по сему Духовенство должно быть признано частью Правительства и частью самою наипочтеннейшею. Оно есть ветвь Государственнаго Правления, отрасль чиноначальства и чем теснее связь между Духовными и Мирянами, тем щастливсе Народ, тем благополучнее Государство. Сами же Духовныя Лицы суть Чиновныя особы и вместе с тем Российские Граждане как и все вообще Чиновники занимающие какия либо должности в Государственном Правлении.

Дворянство есть то отдельное от массы народной сословие, которое свои особенныя имеет преимущества …
Сии пять Преимуществ составляют Дворянство, в отношении к коему здесь употреблено слово преимущество а не слово право потому что упомянутые выгоды, коими пользуется Дворянство ни на какой предшествующей обязанности не основаны, ниже для исполнения какой либо обязанности нужными не бывают; почему и не могут правами быть признаны на основании §5 предисловия: тем более что сии Выгоды не только неоснованы на предшествующих обязанностях, но даже на против того от обязанностей избавляют и потому должны быть признаны Преимуществами а не правами.

Кто по своим познаниям, способностям и Достоинствам окажется заслуживающим право на Должностныя места, тот и будет сим правом пользоваться на основании общих правил без всякаго внимания на его произхождение или Сословие. Временное Верьховное Правление обязывается привезти сию Статью в полное и совершенное Исполнение без всякаго послабления.
Люди все рождены во Благо: ибо они суть все творения ВсеВышняго и потому несправедливо называть Благородным одно только Сословие Дворян. В следствие сего должно быть уничтожено Преимущество Дворянства именоваться Сословием Благородным. -
Титла: Князь, Герцог, Граф, Барон и тому подобныя происходят от тех времен, когда Сии титла означали разныя Должности или Степени Владычества; но так как они ныне ни того ни другаго уже более не означают, то и суть они одни только пустые звуки удовлетворяющие одному только надутому тщеславию и гордому самолюбию. А по сему и не могуть таковыя титла существовать в Государстве, коего Устройство и образование основаны быть имеют на истиной справедливости, чистой Нравственности и здравом смысле и разсудке. К тому же естьли к сим Титлам присоединяются, особыя какия нибудь преимущества, то они вредны и пагубны ибо препятствуют Необходимому и Непременному равенству всех перед Законом. Естьли же они ни с какими особыми преимуществами не сопряжены, то составляют одно только ребяческое пустословие и следовательно во всех случаях должны решительно быть уничтожены. Временное Верьховное Правление обязывается все сии Званья и Титла совершенно уничтожить без малейшаго внимания на какия бы то ни было побочныя Соображения.
Что же касается до Гербов, то могут они подлежать двум различным Заключениям: или быть совершенно уничтожены и на всегда запрещены или всем Гражданам без изьятия быть дозволены. В сем последнем случае не должны Гербы ничего означать инаго как только простой произвольный рисунок, который каждой Гражданин имееть право составлять, употреблять и изменять как ему угодно и на который Правительство ни малейшаго не обращает внимания не давая оному совершенно никакаго Значения.

Из всего до сих пор сказаннаго явствует что все пять родов Преимуществ, коими Дворянское Сословие по ныне пользовалось должны непременно решительнейшим образом быть уничтожены; а так как Дворянское Достоинство ни что иное есть как итог сих пяти родов преимуществ, то и следует из сего что и само 3вание Дворянства должно быть уничтожено: члены онаго поступая в общий Состав Российскаго Гражданства на основании общих правил ниже сего изложенных и долженствуя подобно всем прочим Россиянам по Волостям быть росписан. -
Хотя можеть быть некоторые Люди и будут полагать что при уничтожении Первых Четырех родов Дворянских Преимуществ, пятый род может быть сохранен в предположении что льстя одному только пустому Самолюбию, не будет оный производить Существеннаго Вреда. Но мысль сия совершенно не справедлива: ибо всякое Существование отдельнаго от общей массы Народной Сословия есть вещь пагубная по той причине что таковое Сословие не долго будет удовлетворяться одним наслаждением Самолюбия: Оно верно будет скоро искать существеннейших выгод и отделившись раз от общей массы Народной будет всегда жертвовать Благом общим для пресыщения своей Корысти и для овладения Существеннейших преимуществ нарушающих равенство всех перед Законом, сие первейшее Главнейшее и прочнейшее основание Государственнаго Благоденствия. Чего не делали древние Козни Дворянские?
Чтоже касается Дворян закосневших в своих враждебных противу Массы Народной предразсудках и мыслящих что вся Россия для них одних существует, то крепкую питать можно надежду что таковых Дворян окажется весьма Мало. Однакоже ежели паче чаяния найдутся таковые недостойные Сыны Отечества, то противу них надлежит принять меры решительные дабы в полной мере укротить свирепый их нрав и поставить в невозможность Отечеству вредить хотя бы к тому и нужными были Действия скорой и непреклонной Строгости.

Вольные земледельцы пользуются ныне различными правами их Сословиям предоставленными при чем разные роды сих Земледельцов между собою еще разнствуют в отношении к сим Правам так что Малороссийские козаки имеют свои особенныя Права, Панцарные бояры свои особенные, и так далее Однодворцы, Колонисты и все прочие. Нет надобности здесь входить в Подробность всех сих различий и разнообразий ибо все они подвергнуты быть имеют одинаковым изменениям, и все Вольные Земледельцы имеют поступить в общий Состав Российскаго Гражданства на основании общих Правил. Все Права Мещанства и Купечества должны быть на них распространены равно как и все прочия права каждому Российскому Гражданину имеющия быть присвоенными; и вместе с тем имеют быть прекращены все те их частныя права, которыя окажутся не соответствующими новому Порядку Государственнаго Устройства или устраненными от общаго Состава Прав Российскаго Гражданства.
Земли принадлежащия Вольным Земледельцам могут на два рода быть разделены: одне составляют собственность целаго общества или Селенья, другия составляют собственность частных Лиц.

Признать, объявить и провозгласить всех казенных и Удельныхъ Крестьян Вольными и никакаго рода Крепости более не подлежащими, включить их всех в общей Состав Российскаго Гражданства на основании общих Правил признавая их Российскими Гражданами и распространяя на них все Права Купечества и Мещанства, так чтобы они от ныне впредь особаго Сословия более не составляли но принадлежали бы к общему Сословию Российских Граждан. 
Разделить все Земли в каждой Волости на две Половины; из коих одну отдать под названием общественной Земли в собственность Волостному обществу а другую под названием Казенной оставить собственностью Казны входящею в Состав Государственных Имуществ. Общественную Землю не должно Волостное Общество иметь право ни продавать ниже закладывать ибо она есть собственность неприкосновенная. Казна же является в отношении к казенной земле в виде частнаго Человека и потому казенныя земли продавать может 

О НАРОДЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ. [Глава IV]

Прежде же приступа к изложению сих коренных правил надлежит представить весьма важное соображение о постепенности, в государстве для порядка требуемой, и вспомнить, что слово волость означает всякою городское, сельское и вообще земское общество... Города же, местечки, села и деревни будут посему совершенно одно и то же, что есть волости. Все различие будет состоять в большем или меньшем количестве обывателей в волостях, как ныне различествуют города; а посему и можно заменить сии названия одним именем селение. Городом же может продолжать называться местопребывание уездного начальства...
Сие распределение народа по волостям имеет заменить ныне существующее распределение по сословиям и отраслям промышленности. Промышленность предоставится всем россиянам одинаковым образом, а сословия сольются в одно общее сословие гражданское. Каждый россиянин будет гражданином Российского государства и в особенности гражданином такой-то волости.

Каждой Россиянин будет посредством сего Постановления обладателем Земли, он будет или обладатель частной имея землю в частной своей собственности или обладатель общественный имея право яко член Волостнаго Общества пользоваться общественною Землею не плотя за оную найма. Вся Россия будет следовательно состоять из одних Обладателей Земли и не будет у нея ни однаго Гражданина который бы не был обладателем Земли. Ежели Которой Гражданин заниматься станет изделиями какими нибудь или пойдет в Услужение или на какую нибудь работу наймется, то делать сие будет только потому что в том более удовольствия или выгоды найти надеется нежели в обработке земли. Право же свое на общественную Землю будет он при всем том сохранять неизменно и Каждый Россиянин тем самим истинным членом Российскаго Государства всегда пребывать. Какую Осанку должно таковое Положение Вещей Российскому Народу приобщить и какое почтение вселить к нему во всех других Державах и Государствах.

Все не могут быть Богатыми, малейшая Часть Граждан Изобилием пользоваться может а с тем вместе при таковом Устройстве представительства породится в Государстве отдельное от Массы Народной Сословие Богатых о котором в сей же Главе доказано что оно есть самое пагубное и зловредное. Богатые всегда будут существовать и это очень хорошо; но не надобно присоединять к Богатству еще другия политическия Права и Преимущества за исключением Бедных.
А посему и возлагается непременная обязанность на Верьховное Правление описанное в сем параграфе Затруднение разрешить посредством Представительнаго Порядка и в полной мере всякую даже тень Аристократическаго порядка, хоть феодальнаго, хоть на Богатстве основаннаго совершенно устранить и на всегда удалить дабы Граждане ничем не были стесняемы в своих выборах и не были принуждаемы взирать ни на Сословие ни на Имущество а единственно на одни Способности и Достоинства и руководствоваться одним только Доверием своим к избираемым ими Гражданам.

О НАРОДЕ В ГРАЖДАНСКОМ ОТНОШЕНИИ. [Глава V]

Право Собственности или обладания есть право священное и Неприкосновенное, долженствующее на самых твердых, положительных и Неприкосновенных основах быть утверждено и укреплено, дабы каждый Гражданин в полной мере уверен был в том что никакое Самовластие не может лишить его ниже малейшей части его имущества.

Личная Свобода есть первое и важнейшее право Каждаго Гражданина и священнейшая обязанность каждаго Правительства. На ней основано все сооружение Государственнаго Здания и Без нея нет ни спокойствия, ни Благоденствия.

Возможность должна быть дана Гражданам платить Подати в удобное для них время и различными Количествами, а не все вдруг, в Косвенных Налогах сие само собою делается; в прямых же будет сие достигнуто тем что Волостное Правление оныя собирает и следовательно в случайности и обстоятельства каждаго входить может, да и Подати от каждаго в разныя времена разными количествами получать.

Частныя Лицы не должны иметь права заводить ни Пенсионов ни других учебных Заведений куда бы Граждане Детей своих отдавали потому что Правительство обязанное о Воспитании Юношества много заботиться и неупустительно над оным надзирать хотя и может оное родителям предоставить; и на их старание в полной мере положиться, но коль скоро Родители не имеют времени, средств или охоты оным заниматься то должно Правительство их место заступать и не дозволять чтобы сие было предоставлено посторонным Людям, ибо нельзя иметь к сим последним достаточной Доверенности дабы им поручить многотрудное исполнение священной сей обязанности тем более что Надзор Правительства за таковыми Частными Заведениями всегда будет слаб и недостаточен.

Увеселения и Забавы дозволяются всякаго рода как частныя, так и общественные лишь бы оне не были противны Чистейшей Нравственности и не заключали бы в себе разврата и соблазна. За сим обязано Правительство бдительный и строгий иметь Надзор. Весьма полезно заводить Народныя празднества для усиления Народнаго Духа и укрепления Гражданской Дружеской Связи.

Правительство должно от всяких Монополий непременно отказаться и таковыя Частным Людям всемерно воспрещать. 

Тарифы могут быть учреждаемы с тою единственно целью дабы защищать Народную Промышленность от внешних подрывов, но отнюдь не для того чтобы увеличивать казенные Доходы которыя признаваемы быть должны вещью совсем побочною при издании и определении Таможенных Постановлений.

Призрение Малолетных касается или Сирот или Детей коих родители неизвестны, оно может двояким образом быть исполняемо: или частным призрением или общественным Заведением. То и другое возлагается на непременную обязанность Волостей в отношении к Детям в Волости найденным или в оной осиротевшим. Общественное Заведение состоит в Воспитательном доме на волостном Иждивении. При оном должно быть устроено особенное отделение для родительниц. Естьли таковаго Заведения в Волости не имеется то Волостное Правление обязано с утверждения Наместнаго Собрания раздавать Малолетных Сирот частным Гражданам на руки с заплатою им из Волостной Казны за воспитание Сирот. Сии два средства Призрения Малолетных могут быть соединены для взаимнаго подкрепления и облегчения.

Призрение Страждущих касается Больных и Сумашедших. Оно исполняется двумя средствами могущими друга друга подкреплять. Первое состоит в учреждении Больницы в каждой Волости в которую бы принимаемы были Больные при чем Люди достаток имеющие некоторую плату бы взносили а прочие безденежно бы пользовались. Больницы таковыя должны состоять на Волостном иждивении. Второе Средство может состоять в Наеме Волостью Врача обязаннаго больных безденежно пользовать.

Пользующийся общественными Вспоможениями получает оныя не в виде милости но в виде Права: ибо первая обязанность Человека состоя в сохранении своего бытия имеет каждый на все то право что для сего нужно и необходимо и без чего бы он сей цели не мог достигнуть. 
Естьли Гражданин своим поведением сделался недостойным общественных вспоможений то может быть лишен права на оных.


Рецензии
Врать не буду - всего не осилил, но... Боюсь на только Пестеля, того же Гоголя в наше время предали бы суду.

Нестор Иванович   25.09.2011 18:42     Заявить о нарушении
А чего бояться, если Ветхий Завет кто-то где-то по суду признал запрещенной литературой, разжигающей всяко разно...)))))

Яна Дичун   25.09.2011 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.