Видение 7-12

Везде, куда бы это
повеленье не пришло,
Глупцы встречали
радостью и кликам,
И заводили пир,
И начинали торжество,
Как буд-то издавна,
В душе вражда,
Вдруг обнаруживалась
явно,
Дерзновенно вырываясь
криком!
И некоторые, посему,
Боясь расплаты от царя,
И, благочестие отцов
своих пренебрегая,
Поспешно предались ему,
Как буд-то к беззаконию
придя,
Возможно обрести покой,
Великой славы достигая!
И собралось их
большинство,
Как зверь из моря
порожденный,
Одним законом
беззаконным
утвержденный,
И совершили зло:
Неправедным судом,
Без рассмотренья дела,
Как повеление царя
велело,-
Вершили казнь свою над
тем,
Кто слово здравого закон
имел
И отказаться от него не
захотел;
Идя на поводу у наглеца,
Который возомнил себя
мудрее мудреца,
Что создал всё тварение.
Они, все как один, без
промедления
Все найденные книги
здравого учения
Сжигали, отдавая на
съедение огню,
И, чтобы угодить им
своему царю,
Всех, кто держался и
хранил
Из книг преобретённое
мышление,
Жестоко истезая,
предавали смерти и всего
лишения!
8
Такое действие он вёл,
Совсем забыв,
До этого какое наказание
Случилось понести ему,
И те страдания
Не привели к раскаянью,
А, только погрозив,
На время принял он
скитанье,
Своё жилище, временно,
Вне стана разместив;
Стремление своё не
изменив,-
Войти в святилище
Не в то, что на земле,
А в то, что в разуме,
И только там желая
обитанья!
Глупца не вразумлял
совет,
Что этого не стоит делать
И принесёт ему немало
бед;-
Любой, пойдя на это,
Доставит себе вред!
А он, сочтя за бред:
Что только одному,
Притом однажды,
В юбилейный год,
Открыт в святилище
проход,
И слушать не хотел.
Даже тогда, когда прочли
ему закон,
Намеренье не
пошатнулось в нём,
Сказав:
-"Пусть это слабых всех
узел,
Но а никак не мой;
Пусть будут лишены
Великой чести
остальные,
Но замысел,
Во что бы то ни стало,
Исполню свой!
И то ещё скажу-
Когда в него вхожу,
Не возброняет мне никто;
Притом, когда я сделал
уже то,
Считаю что должно,
Хоть даже думает и кто,
Что это неуместно,-
Хотят они иль не хотят
того,
Продолжить мне
входить..."
И даже те, кто были с
ним тогда,
Пытались удержать его
надменный ум,
Боясь падения стыда;
Но не оставил он своих
презренных дум,
И как всегда,
Считая ни во что мольбу,
Предвидивших беду
За осквернение святого
Всему живому! Пошёл...
Казалось, что не только
здравый люд стенал,
Но всё тварение,
Предчувствуя финал,-
Издало вопль,
Невыразимый гул;
Уже как буд-то умирая,
Поступок этот принимая
За осквернение
священнейшего места,-
Святого у святых;
Плач этот возрастал,
Не тих!
И Сила, видевшая в них
Великую мольбу
смиренья,
Вдруг, сотрясая наглеца
туда-сюда,
Его сознанье, полное
насилья и презренья,-
Швырнуло так,-
Как ветром ветку
тростника,
Что он, упав,
Остался без движенья,
Лишившись даже власти
языка!
Отведал в сласть
достойного суда
За свою дерзость и
превозношенье!
Друзья, увидевши его
Внезапно тяжко
пораженным,
И, опасаясь, что останется
Он, в лучшем случае,
Ума лишенным,
Если вообще он будет
жить,-
Поспешно его стали
выносить
Черезвычайно сами быв
Объяты страхом.
А он, современем придя в
себя,
И, позабыв случившееся
одним махом,
Одуматься и не решал,
А тайно дело злобы
умножал
И случай поджидал
вернуться,
Сказав:
-"Чтоб власть заполучить
И ею обладать,
Вначале её нужно
потерять,
Ведь, согласитесь, глупо,
не к чему желать
То, что имеется сполна,
И то, что уже есть
Зачем искать?..
9
Кому случится прочитать
Моё повествование,
Прошу понять,
Что сказанно оно для
назидания.
Пусть не страшат напасти
те,
Что описал для
вразумления.
В тот тяжкий час,
Когда настанет
отступление,
Всё сказанное будет
актуально
И возвещаться как
предупрежденье
И спасенья!
То самое, что в нём
глупцам
Немного царства дано
время,
Но скоро обратится оно в
бремя
Для них,
Зачислив к мертвецам,
Есть действие Творца,
Великое знаменье!
В святилище народа
Своего
Стоит престол Его
Взойти не сможет на него
Никто, а только тот,
Кто признан Им
достойным взойти,
Кто в испытании пути-
Был найдем Ему верным,
Пройдя крещение в бою
с врагом,
Противником добра
презренным,
Без страха перед
множеством его
Жизнь не щадя свою до
смерти!
Пусть, впрочем, будет
сказанно
Это на память нам;
После немногих этих
фраз,
Вернёмся всёж к
повествованию словам.
Итак, продолжу свой
рассказ.
Пиши мудрец, как опишу
тебе сей час...
10
В то время жил старик
один
В познанье жизни
властелин,
Чья мудрость схожа с
сединой,-
В ней возраст старости
такой,
Как непорочное житьё,
Казалось, что он знает
всё.
Как диск луны,
Достигший света
полноты,
Сиял он в ночи дни
ученьем
Указывая времена
И века наступившего
знаменья.
Он был глава строёв
На тверди разуменья
Добра и зла!
Его пытались принуждать
Святым законам
отступать,
Которые он получил
И обладать умел
достойно.
Он знал, что от которых,
Возвратясь назад,
Подобно как
проваливаясь в ад,-
Сподобишся свинье,
Которая б была
довольна
Вернуться в ту же грязь,
пред этим смытую с неё.
Он славной смерти отдал
предпочтение
Вместо того, чтоб
опозорить жизнь;
Решившись добровольно
на мучение,
Плевал,
Как надлежало делать
всем
Кто вздумал устоять
Против того,
Что из любви и вере
жизни
Недозволительно
вкушать!
Тогда, преставленные к
беззаконому ношению,
Те, тот кто издавно
знаком был с ним,
Уговорить наедине,
Чтоб сделал приношение,
Пытались
человеколюбием
Как бы присущем им к
нему прикрывшись.
Чтоб он
О том, что просят
говорил
Для вида, как бы
притворившись.
Но в доброй мысли
утвержденный,
Достигший возраста
почтенного
И славной седины,
Не видя никакой вины
Для осужденья
невиновных,
Кто отказался
беззаконний наглеца
нести.
Он отвечал:
-"Мне недостойно
лицемерить
Тем юным показав
пример,
Чтоб они, видя это стали
верить
В короткий и ничтожный
мир
Со множеством измен!
Я радостно готов
расстаться с жизнью
И смерть достойную моей
седой главы принять
За то, что буду
воскрешен
В сознанье юных светлой
мыслью,
А не меркнуть тенью
Примером: смерть избрав
За досточтимые и
славные законы,
Но а не жизнь и
оправданье
беззаконоых!"
И, это высказав, пошёл
на казнь.
Тогда и те,
Кто незадолго перед сим,
Оказывал ему приязнь,
Доброжелательство своё
Сменили на презрение
Из-за тех слов
Ведь ими были приняты
они
Безумия смятеньем.
И, под ударами,
Готовясь умереть,
Он, восстенав, сказал:
-"Той силе,
Что имеет совершенное
виденье,
Известен я,
Что смерти избегать не
стал,-
Со страхом перед ней,
Я до конца готов терпеть
Жестокие мучения!"
Итак скончался он
И в своей смерти показал
Пример для тех,
Кто образ доблести
И добродетели искал,
Исследуя веков
предания.
В которых сказанно,
Что есть великое
сознание,
Чей силой создано и
держится тварение;
Для вывода народа
Своего
Из всех народов,
Готовых соблюдать
закон любви,
Закон Его учения!
Оно на время допускает
отступление,
И, приводя в движенье
ад,
В огне которого
Лишь может стлеить
осуждение,-
Чтоб получили
оправдание своё,
В мученье веру доказав,
Народ Его,
Как лучшее тваренье!
По истине, увидев то,
Возрадуясь,
умилосердица над Ним,
И хоть мучитель будет и
лишать
Их настоящей Жизни,
Творец восставит их пред
ним живых
С наградой вечной и
бессмертной жизни!
Отдав самих себя
неустрашимо,
Они решительно, как
требуется им,
Стоять в защиту мира
истинного недвижимо
Готовы, зная то,
За что стоят
Награда будет им
Вдвойне платима!
Такой надеждою
Себя питать им
вожделенно,
Как всем,
Кто умирает от людей,
Что оживит их Тот,
Кому вручают жизни,
непременно,
Для показания всей
правоты
Своих путей!
А кто, имея власть, на
время отступления,
Над льдом, хоть и сам
подвластен тленья,-
Творит свой произвол
И делает лишь то, что
пожелает он,
Не думая, что род,
Который ими угнетён,
Творцом своим
оставленный не будет,-
Как только тех, кого
избрал,
От сна суетного разбудит,
Накажет нечестивый,
гордый в злобе род,
Явлением Себя пред ним
И всею силою своей
взойдёт
К отмщенью!
Тогда придёт конец
И времени сего,
Начало будущего, как
преграда тленью:
Никто не в силах будет
возродить погибшего
И повредить
всёпобедившему
За веру и терпенье!
Всех тех, кто обречен на
смерть
В день отступления!
Вернемся же к нему,
Чтоб рассмотреть
падение
Того, кто в час сей
властью окрылён!
11
Он воспалился гневом
Дыша злом,
Желая выместить на тех,
Кто неподвластен,
Своё негодование о том,
Что был подвержен
бегству,
Лишенный всякой
власти!
По этому он торопил
Всех тех, кто шол за ним,
Надеясь получить часть
от того,
Что он бы получил,
Когда намеренье своё
осуществил.
И он с высокомерьем
говорил,
Таким, что даже людям
не пристойно:
-"Погостом сделаю
Для всех, кто непокорен
мне,
Тот город где живут они
спокойно.
Когда приду туда
Сожгу его в огне,
И думаю за тем довольно
Насладиться, выбрав
спесь
Из разных казней и
мучений,-
Тех, что придумал я для
мести,
Когда случится сесть
Мне окончательно
На запланированном
мною месте!"
Но высший суд
Уж следовал за ним.
Как только кончил те
слова,
Что говорил,
Его сразило сильным
И невидимым ударом
Объятьем крепким боли,
Такой, что несопоставима
карам,
Которые когда-нибудь
Ему пришлось терпеть!
И совершенно по делам
Утробу нестерпимо жгло,
Ведь он необычайно
много сам
Палил другим утробы,
изрыгая зло!
Но всё ещё он не оставил
Той гордости и ярости
огня,
Ещё быстрее торопил и
правил
Исполнить то,
Что намечал для дня
Правленья своего.
Тогда случилось то,
Что он, несясь на всём
скаку, Упал!
Пустым осталось то
седло,
Где правил он и
восседал!
Он повредил все члены
тела
И тот, который только
что,
По гордости Творца
поносил смело,
Желая волнами морей
повелевать
И взвесить на весах
высоты гор,-
Был тяжко поражён
И сброшен с высоты
Где вздумал он летать!
И на носилках был несён,
Чтоб явно силу Вышних
показать:
Неотвратимость
наказаний,
Которым был
предупреждён!
И у его ещё живого тела
Во множестве своём
Вылазел червь.
И выпадали члены от
болей и страданий,
Которые ему пришлось
терпеть!
Только теперь,
Когда страдания росли
минута за минутой,
Он начал сожалеть о том,
Что был высокомерием
надутый
И умолять:
-"Святой народ,
Который я спешил с
землёй сравнять,
Так как не в силах им
повелевать,
Теперь обьявлен мной
свободным;
И тех, которых приказал
На растерзание отдать,
Пусть делают что им
угодно.
Их храм,
Который прежде грабил,
Восставлю в целости
И, более того,-
С сего же дня,
Пусть будет в рамках
правил,
С моих доходов брать
Необходимые издержки
на него!
В нём сам я постояльцем
стану,
Чтоб силу Вышнего
хвалить
И никогда не перестану
Творца всего живого
возносить!"
Но когда боль нисколько
не спадала,
Так как пришёл к нему
достойный суд,
Отчаявшись в себе,
Писал послание к народу,
Где его слово умоляло,
Простить его надменный
ум:
-"Хоть и лежу в болезни
тут,
С любовью вспоминаю
Ваш великий труд!
Благорасположение,
почтительность ко мне,
И, если вы здоровы все,
То возлагаю
благодарность Богу,
Пусть люди ваш народ
Блаженным назовут!
Я и друзья мои,
Во зло употребляли
власть,
И превзошли
жестокостью тиранов,
И на самих себя
Мы навлекли напасть,
Замысля тайно
непотребное-
Того, что делать
смертным не престало:"
Народ святой,
Который издревле своею
преданностью
превзошёл народы,
Подвергли незаслуженно
позору,
Какой должны отведать
те,
Кто угнетал вас, строя
ковы.
Не зная то,
Что, если против вас,
Замыслит что-то злое,
Будет иметь против себя
Того,
Кто создал всё живое!
Пускай же разрешатся в
отношенье вас
Неправедные узы зла.
Ступайте с миром взяв от
нас
Прощение за все наши
дела!
Да будет снято с вас
Любое обвинение,
В чём бы то не было,
А так же поношение!"
Но уже было поздно для
него
Что-либо изменить,-
Он сам себя не мог
простить,
Ходившиго до этого в
блуждении!
Итак, наглец,
Отведав тяжкие
страдания,
Какие сам чинил другим,
Закончил жизнь опять в
скитании,-
Одной из самой жалкой и
позорной смерти
Плоды вкусил...
12
Теперь, когда всё
поднебесье
Народу Света отдано,
Что собран, как один,-
Все вместе,
От времени сего,
То здесь и я окончу моё
слово
И, если изложил его я
хорошо,
То я того желал,
А, если же посредственно
и слабо,
То сделал всё,
Что в силах было мне
И даже больше чем
мечтал!
Непринято употреблять
вино особо
Тот час же пить особо
воду;
Как между тем,
Вино, смешонное с
водой,-
Сладко и доставляет
благо.
Так слух читателя
Займёт пускай бумага,
Составом при
размеренности
сочинения,
Оформленным
рассказчика рукой!
Побеждающий наследует
всё, и буду ему Богом, и
он будет Мне сыном;
Боязливых же и
неверных, и скверных, и
убийц, и любодеев и
чародеев, и
идолослужителей и всех
лжецов-участь в озере,
горящем огнём и серою;
это-смерть вторая.
(Отк.21,7-8)


Рецензии