показ артЪ

Земную жизнь ещё до половины
я не прошёл, но в сумрачном лесу
быть довелось. И дивную картину

явил мне лес. "Что стал? Живописуй!" -
подумалось. Как жаль, да я с холстиной
и красками не дружен. Но не суть,

в словесной форме более изящен
иной художник.

С горем пополам,
сквозь буреломы, выбравшись из чащи

на луг у речки, я увидел там
престранную компанию сидящих
людей вкруг кочерги, она не хлам -

из золота отлита сплошь. Буквален,
я опишу всех: карлик, великан -
слепые оба. Вот рисковый парень

за ними следом. Далее, рукам
своим внушив, что сам он гениален,
сидел игрок задумчивый. Крюка

стальной изгиб, но больше одноглазость
изобличали пятого - пират.
Шестым был скептик. Уменьшая гласность,

седьмой - круг замыкал, совсем не рад
собранию, судья третейский.

Ясность
их вид не внёс, однако, во сто крат

загадочней тёк разговор, попался
мой слух в его ловушку.

Судия:
"Идя по первой улице, вдоль плаца,

нашёл вот это [кочерга], и я
вас пригласил предмет оспорить". - "Пальца
не видим собственного, грубиян, -

незрячий карлик молвил. - А до вещи
подавно слепы". - "Слово ты возьми,
сидящий после", - пробасил зловеще,

блеснув бельмами, великан. "Весь мир
отдам за прозорливость! Но завещан
мне в споре случай лишь. One writ with me

in sour misfortune's book!" - театрально
сказав, рисковый человек поник.
"Объект анализу подвергнуть интегрально

сейчас нельзя", - зашёл игрок в тупик.
"Сначала в блеске рассмотрел Грааль, но
Грааль ведь чаша", - одноглазый лик

кривил пират в раздумьях. "Лотерей нам
хватает, чтоб гадать. Ты поверни
предмет", - решил весьма узкоколейно

шестой, в ком роет скепсиса термит
 ходы. "П-постойте! Чую злато Рейна.
Отдайте м-мне!" - рассыпался, зернист,

дрожащий голос карлика.

Вечерний
подкрался час - развязка ввечеру.

"Но злато наше - есть не злато черни", -

спор оборвал судья и кочергу
 три раза шлёпнув, повернул. "Прескверно,
желать богатства одного. Черту

пора подвесть", - с беспафосною речью,
подняв, он бросил кочергу во мглу
течения глубоководной речки.

Вам, рассказав всю правду, я не лгу
друзья. Ответьте, что это за встречу
я на зелёном наблюдал лугу?

_________________
_________________
первые две строки

"ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ ЕЩЕ ДО ПОЛОВИНЫ
Я НЕ ПРОШЕЛ, НО В СУМРАЧНОМ ЛЕСУ..."

это строки, которыми начинается "Божественная комедия" Д. Алигьери:

"Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу"
(АД, песнь первая)

что сразу дает понять - это аллегоричное стихотворение, т.к. "Бож. комедия" сплошь аллегория.

Использованные образы в порядке их появления:

1) ЛУГ, ЛУГ ЗЕЛЁНЫЙ - сукно игорного стола зеленого цвета.

2) КОЧЕРГА - покер, карточная игра (англ. poker - кочерга). Золотая, т.к. в нем можно разбогатеть моментально (и наоборот).

3) ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА - шесть игроков и крупье (дилер):

СЛЕПОЙ КАРЛИК, СЛЕПОЙ ВЕЛИКАН - первый и второй игрок. В покере, при раздаче, ставки первого и второго от дилера игроков (обязательные, невольные, делаются до раздачи карт, вслепую) называются, соответственно, small blind и big blind (маленький слепой, большой слепой).

РИСКОВЫЙ - третий по счету игрок, который первым делает ставку, он не знает,  как сыграют остальные игроки, потому рискует больше всех.

ЗАДУМЧИВЫЙ ИГРОК - четвертый игрок. Ему известно, как сыграл только один человек и, как сыграет он сам, тут есть над чем задуматься.

ОДНОГЛАЗЫЙ ПИРАТ - пятый игрок. Пира;ты — морские (или речные) разбойники. Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. ;;;;;;;;, однокоренного со словом ;;;;;; («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «ПЫТАЮЩИЙ СЧАСТЬЯ», ДЖЕНТЕЛЬМЕН УДАЧИ, ИГРОК (Википедия)
Одноглазый, т.к. ему известно, как сыграли трое игроков и неизвестно, как сыграют трое оставшихся, т.е. 50х50.

СКЕПТИК - шестой игрок. Ему известно, как сыграли почти все остальные игроки, но все равно он сомневается - какую ставку ему делать и делать ли ее вообще.

ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ - крупье.
Третейский - только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи. Стороны могут по своему усмотрению согласовывать порядок назначения третейского судьи для рассмотрения конкретного спора.
Крупье выбирает и назначает казино, но игроки имеют право постоянно менять крупье, т.е.  две стороны назначают, выбирают третьего.
Судья, т.к. крупье решает спорные моменты в игре.

4) Фразы, произнесенные действующими лицами:

а) Крупье приглашает начать игру: "И Я ВАС ПРИГЛАСИЛ ПРЕДМЕТ ОСПОРИТЬ" Каждый круг ставок в покере называется first street, second street (первая улица, вторая улица) и т.д., отсюда и слова судьи: "ИДЯ ПО ПЕРВОЙ УЛИЦЕ".

б) Карлик говорит о слепоте своей и великана (их обязательные ставки сделаны), а великан передает очередность хода третьему игроку:  "СЛОВО ТЫ ВОЗЬМИ, СИДЯЩИЙ ПОСЛЕ",

в) Далее идут слова рискового о роли случая в игре и желании знать карты оппонентов: "ВЕСЬ МИР ОТДАМ ЗА ПРОЗОРЛИВОСТЬ, НО ЗАВЕЩАН МНЕ СЛУЧАЙ ЛИШЬ",
Произнесенная рисковым фраза "One writ with me in sour misfortune's book!" ("Ромео и Джульетта", акт 5 сцена 3, У. Шекспир) оставлена без перевода, чтоб сделать отсыл к англ. языку (а когда идет речь о языке, кого, как не классиков вспомнить?). Кроме того, она по смыслу подходит и к художественной части стихотворения - к речи о риске, роке.

г) "ОБЪЕКТ АНАЛИЗУ ПОДВЕРГНУТЬ ИНТЕГРАЛЬНО СЕЙЧАС НЕЛЬЗЯ"] - фраза задумчивого игрока о том, что игра только начата и произвести ее математический анализ (в покере математика играет основную роль) в данный момент невозможно.

д) "СНАЧАЛА В БЛЕСКЕ РАССМОТРЕЛ ГРААЛЬ, НО ГРААЛЬ ВЕДЬ ЧАША" - Грааль символ заветной цели, труднодостижимой. Пирату показалось в блеске золота будто эта цель близка, но он ошибся, что сам и констатировал.

е) Скептик, он на то и скептик, отказывается играть на "авось повезет": "ЛОТЕРЕЙ НАМ ХВАТАЕТ, ЧТОБ ГАДАТЬ".

ж) Фраза карлика "П-ПОСТОЙТЕ! ЧУЮ ЗЛАТО РЕЙНА" -  носит художественный характер, реминисценция  начала оперы Р.Вагнера "Золото Рейна".

з) "НО ЗЛАТО НАШЕ ЕСТЬ НЕ ЗЛАТО ЧЕРНИ" - латинизм, значащий то, что золото духовного богатства - это не золото в буквальном смысле, как его понимает чернь. Приведена фраза здесь по той причине, что покер это не только игра на деньги, но и, учитывая необходимость для достижения хороших результатов математических, психологических и физических навыков - вид спорта (как и шахматы).

5) Завершающее действие.

Раздача в покере (разновидность - Техас Холдем) происходит следующим образом: на руки всем игрокам выдаются по две карты, а пять общих крупье выкладывает на столе.
Открытие первых трех карт называется flop (англ. шлепаться, опускаться) - "СПОР ОБОРВАЛ СУДЬЯ И КОЧЕРГУ, ТРИ РАЗА ШЛЁПНУВ"
Открытие четвертой карты называется turn (англ. поворот) - "...ПОВЕРНУЛ".
Открытие последней, пятой карты, называется river (англ. река). Крупье, произнося "ЧЕРТУ ПОРА ПОДВЕСТЬ", открывает последнюю карту - "ОН БРОСИЛ КОЧЕРГУ В ТЕЧЕНИЕ ГЛУБОКОВОДНОЙ РЕЧКИ", чем и завершает раздачу.

6) Понимая сложность разгадывания аллегории для тех, кто не знаком с ее предметом (покером), ответ я вынес в заглавие стихотворения.
Выделенная буква "Ъ" стоящая в конце слова оканчивающегося на согласную - это не твердый знак (он не ставится в конце), а "ЕР". Получается: ПОКазартЕР.


Рецензии
Дмитрий, здравствуйте.
Опять я к этому стихотворению возвращаюсь. Уже отмечала своё впечатление - искренне восхищена им. Красивая и умная игра в слова, равно как и мастерская игра словами, меня неизменно завораживает.

Но есть у меня один каверзный вопрос. Впервые читала со смарта, там авторская разбивка всегда смазывается, текст идёт единым полем, и я не заметила того, что дала вторая перечитка с компьютера. Вы намеренно так разбили строфы? Здесь есть какой-то авторский умысел, имеющий цель дополнительной фиксации читательского внимания или же это сугубо авторский взгляд? Признаться, меня немного отвлекает такая подача, но это, разумеется, не критично.

Спасибо.

Ирина Валерина   02.06.2013 17:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина.

По-видимому, для Вас и писалось - Вы единственная (если не считать Вашей тезки, близкой мне девушки), кто заинтересовался данным текстом.

Разбивка текста подчинена двум "правилам": пропуск строки обусловлен либо окончанием терцета, либо, как в прозе, окончанием абзаца. Потому и такой "хаос" с виду.

Например, первые два терцета приведены формально верно, а третий разбит на середине. Почему он разбит? Потому что кончилось "вступление" и началось другое действие - в прозе бы начался новый абзац.

Подобной разбивкой написан у меня "Апрельский этюд". "Куцый одуванчик" разбит только сообразно абзацам, т.к. в нем нет определенной рифмовки (АВВА, АВАВ и пр.).

Смелов Дмитрий   02.06.2013 18:38   Заявить о нарушении
Не подумайте, что я оказываю ответный визит и т.п., когда я приду рецензировать Ваше стихотворение "О, Саломея..." - подобные произведения трудно рецензировать так сразу, с бухты-барахты, не скатившись в пошлое "Браво!" и т.п. Я не раз перечитывал Ваше стихотворение и ещё не раз к нему вернусь.

Смелов Дмитрий   02.06.2013 19:09   Заявить о нарушении
Видимо, мне придется совершить еще один набег на Вашу страницу, чтобы перечитать обстоятельно - и не со смарта, которому исключительно подходит общее название его вида "гад же ты" :)

Я обычно "рву" разбивку там, где мне нужна пауза либо такой переход предполагается логикой повествования.

Спасибо, что пояснили и прояснили.

Ирина Валерина   02.06.2013 19:09   Заявить о нарушении
О, Ваше второе замечание очень кстати - я хотела как-то обозначить не только необязательность, но и нежелательность ответных визитов из вежливости, да не было повода :) Моя позиция такова: я никогда не пишу рецензий в ответ. Если высказалась, значит, стихи действительно нашли во мне отклик, и все сказанное - искренне.
У меня создалось впечатление, что Вы тоже не склонны сорить словами. Ваших рецензий жду - но мое ожидание ни к чему Вас не обязывает, я просто обозначаю степень заинтересованности в Вашем мнении.

Ирина Валерина   02.06.2013 22:33   Заявить о нарушении
Значит, наши позиции по части рецензий схожи. Я тоже не сторонник пустого славословья и вежливость проявляю в ином, нежели "кукушка хвалит петуха")))

Смелов Дмитрий   03.06.2013 10:59   Заявить о нарушении
Как хорошо, что я в Вас не ошиблась )

Ирина Валерина   03.06.2013 11:02   Заявить о нарушении
Дмитрий, как Вы думаете, имеет смысл мою Саломею на БЛК сводить? Подзуживает мелкий бес, хотя результат я могу предсказать с высокой долей вероятности.

Ирина Валерина   03.06.2013 11:13   Заявить о нарушении
Литературные конкурсы вообще лишены смысла. Если только относиться к ним, как к просто конкурсам, без привязки к литературе.

Если хочется, то, конечно, надо участвовать - мы совершаем по-настоящему сумасбродные поступки -- это ведь жизнь - сообразно нашим желаниям, не то что какой-то там БЛК)))

Смелов Дмитрий   03.06.2013 11:35   Заявить о нарушении
Верно ) Отнесу таки, обломаюсь в очередной раз - это полезно для стимулирования спортивной злости. Да и вообще, женщина я или где? Надоело быть логичной ))

Ирина Валерина   03.06.2013 11:43   Заявить о нарушении
"Да и вообще, женщина я или где?"

- замечательная фраза, "Сим победишь")))
Тогда и я, в кои-то веки, зайду на БЛК, поболеть))

Смелов Дмитрий   03.06.2013 11:54   Заявить о нарушении
Они меня собьют на дальних подступах, это предсказуемо, так что вряд ли Вам удастся за меня поболеть, но удовольствие от нелогичного поступка я уже получаю ))

Ирина Валерина   03.06.2013 11:57   Заявить о нарушении
А может у них сбивалки сегодня не функционируют? Авось, прорвемся))

Смелов Дмитрий   03.06.2013 12:10   Заявить о нарушении
Ой... одно "да" уже есть... Ура? нет, рано ещё ))

Ирина Валерина   03.06.2013 12:30   Заявить о нарушении
Два "да") Если третье будет "нет", то это всего лишь редакторская уловка для "подумать" - вдруг кому-то из близкого окружения места не хватит?))

Смелов Дмитрий   03.06.2013 13:03   Заявить о нарушении
Ждём. Насчёт именно этого "да" у меня самые большие сомнения )

Ирина Валерина   03.06.2013 13:06   Заявить о нарушении
Видел. БЛК: Мирный, Герасимова, Костюкова и ещё фамилий пять. Они, в принципе, друг друга и читают. Как и всё здесь - "кланами".

Смелов Дмитрий   03.06.2013 19:58   Заявить о нарушении
Что и следовало доказать: Герасимова - "нет". Скучно, когда женщина так предсказуема :) (а я ехидна, да, знаю-знаю).
Я не отношусь всерьез к своим стихотворным попыткам, поэтому для меня подобные отказы не принципиальны, но ведь есть на стихире действительно сильные голоса, авторы с небанальными взглядами, способные открыть невероятные поэтические пространства. Таких выводить нужно на люди, а их выпалывают безбожно, геометрию грядки берегут. Печально все это, но... каждый заполняет жизнь чем способен :)

Ирина Валерина   03.06.2013 20:26   Заявить о нарушении
Но два "да" ещё оставляют надежду? :)

Смелов Дмитрий   03.06.2013 20:59   Заявить о нарушении
Хммм... сомнительно, и весьма, но позволим ей еще немножко пожить, да? :))

Ирина Валерина   03.06.2013 21:22   Заявить о нарушении
Конечно. Тем более, настоящее произведение живет жизнью самостоятельной. А у Вас настоящее художественное произведение.

Смелов Дмитрий   03.06.2013 22:25   Заявить о нарушении
Спасибо. Ваши слова для меня значимы.

Ирина Валерина   03.06.2013 23:18   Заявить о нарушении
Доброй ночи, Дима.
Если желание поболеть еще не прошло, загляните при случае :)
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/06/04/9077

Ирина Валерина   05.06.2013 00:48   Заявить о нарушении
Прочел, Ирина.

В принципе, Вы положили конец "дискуссии" о Вашей "Саломеи". Или на "дискуссию" :)

Вы всё верно сказали о своём стихотворении, оно сильное. Что-то добавлять нет смысла, только если просто пойти поругаться :)

Смелов Дмитрий   05.06.2013 11:52   Заявить о нарушении
)) Да, я скорее сделала второе - но там изначально не было смысла дискутировать. А подставляться под шлепочки с оттяжечкой не имею ни малейшего желания.

А Вы хлёстко умеете, да. Хорошо прозвучало )
Спасибо за поддержку.

Ирина Валерина   05.06.2013 12:44   Заявить о нарушении
Дима, я к Вам почтового голубя снарядила. Это ничего? :)

Ирина Валерина   05.06.2013 18:29   Заявить о нарушении
Ничего-то, ничего, теперь бы пароль вспомнить от голубятни))

Смелов Дмитрий   05.06.2013 18:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.