ХХ -й век. Инвентаризация нематериальных ценностей

       Чисто случайно довелось участвовать в инвентаризации применительно к товарно-материальным ценностям ИВЦ одного из подразделений РАО «Рос-сийские железные дороги». Вычислительная техника, столы, инструменты и пр., пр., пр.
И вот тут пришла в голову мысль о том, что если бы пришлось проводить Инвентаризацию  нематериальных ценностей  Российской культуры  ХХ века, то десять – пятнадцать песенных текстов В.Высоцкого непременно вошли бы в Реестр.

     Об этом же и в материале И.Петровской (Люди и манекены. Известия, 02.02.07). И.Петровская совершенно справедливо ругательски ругает актёров, певцов, которые как бы отбывая некую повинность, выдают на гора одну-две песни Высоцкого на очередной годовщине со дня его рождения. А лучше бы они этого не делали, потому как незачем конкурировать с В.В.
 
      В Новосибирске с 2005-го года  стоит памятник В.Высоцкому. Хороший памятник, с гитарой. Всё как надо. И строчка – к месту: « Поэты ходят пятками по лезвию ножа  … »

   
Но если будут проекты памятника В.В. в других городах, хорошо бы учесть вот такую картину, которая подсказана бессмертной его песней «Кони привередливые»:

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому, по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю
Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю

     Последние две строчки сложились так дивно, колдовски, что забыть их нельзя - явный признак поэтической удачи.

 Ну, и как символ, метафора нашего тревожного времени - колесница технической цивилизации при-мчала Человека к краю пропасти.

      По глубине, пронзительности, образной силе Кони привередливые - вер-шинная песня В.Высоцкого. Самое долговечное его создание. И сколько будут помнить В.Высоцкого, столько будут стоять перед глазами Кони по-над пропастью в клочьях пены и бешеный возница, умоляющий вскачь не лететь.

Вот вам и проект памятника В.Высоцкому. В других городах. Но, конечно, в стихи.ру скульпторы не заглядывают. И всё равно:

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее
Умоляю вас вскачь не лететь.

------------------------

  В дополнение к этому следует привести результаты случайного опроса 20-25 инженеров одного из НИИ Новосибирска по творчеству В.В. ( дело было лет 25 тому назад)

  Что считать вершиной творчества В.Высоцкого

  Уж что-что, а песни В.Высоцкого мы знаем “от” и “до”. Снова и снова слушаем записи его песен. Острые, злободневные для 60-х, 70-х годов песенные тексты в основном устарели.
На нейтральной полосе цветы... /  Страшно, аж жуть...
Товарищи ученые, доценты с кандидатами ...
Никто их сейчас не гонит в колхозы копать картошку. Другие сейчас хлопо-ты и заморочки. Но зато живы как бы подслушанные в самой гуще народной меткие, ершистые словечки из тех полузабытых песен:

Надо, Федя, надо...  /  Просто некуда деться... /
 
Еще не вечер... /  Жираф большой - ему видней...

Тут за день так накувыркаешься,
Придешь домой - там ты сидишь... /

Нет ребята-демократы, - только чай.. /

Небось, картошку все мы уважаем...
И т.д.  и  т.п.

   В своё время были очень в ходу всевозможнейшие опросы:
“Назовите две-три самые сильные по воздействию песни В.В.” Результаты одного из подобных опросов, на мой взгляд, заслуживают внимание и сегодня. Было опрошено пятнадцать человек из тех, что собирают песни В.В., знают и пристрастно относятся ко всем его текстам.   Некоторые ответы по песням совпадали, и тогда появилась графа “Кратность”.

Лучшие песни В.Высоцкого

№ Название или начальные слова  / Кратность  / Жанр
1 Волны (штормит весь вечер)    / 1    /    ?
2 Диалог у телевизора       / 1          / актерск.
3 Дорогая передача       / 1    /    актерск.
4 Колея                / 3          / притча
5 Канатоходец               / 1          / ?
6 Кони привередливые       / 3    /    лир.
7 Корабли (возвращаются все)    / 1    /    лир.
8 Кто-то высмотрел плод       / 1    /    ?
9 Меня сегодня бес водил       / 1    /    ?
10 Не надо подходить к чужим столам / 1       / лир.
11 Полководец с шеею короткой    / 1          / притча
12 Протопи ты мне баньку по белому / 3    /    ?
13 Райские яблоки               / 2          / сюр
14 Рвусь из сил (охота на волков) /  3    /    лир.
15 Смотрины (там у соседа пир)   / 2    /    актерск.
16 Сон мне: желтые огни       / 3    /    лир.
17 Час зачатья я помню неточно   / 1    /    лир.
18 Что за дом стоит       / 2    /    сюр
19 Чужие карбонарии       / 2    /    сюр

Наиболее долговечны, на  взгляд автора сих строк, песенные тексты с при-пиской “сюр”, потому что они дают воображению слушателя больше всего пи-щи. Сюр - выход в какую-то сверхреальность (кстати, “сюр” переводится с фран-цузского, как “над”). Возьмем “Райские яблоки”, где после смерти лирического героя разворачивается следующая картина

В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок
И ударит душа на ворованных клячах в галоп
В дивных райских садах наберу бледнорозовых яблок
Жаль сады сторожат и стреляют без промаха в лоб
...........       
Мы успели, в гости к Богу не бывает опозданий
...........
Прискакали - гляжу: пред очами не райское что-то
Неродящий пустырь и сплошное ничто - беспредел
И среди ничего возвышались литые ворота
И огромный этап у ворот на ворота глядел
...........
Седовласый старик что-то долго возился с засовом
И кряхтел и ворчал и не смог отворить и ушел
И огромный этап не издал ни единого стона
Лишь на корточки вдруг с занемевших колен пересел

Здесь малина, братва, оглушила малиновым звоном
Все вернулось на круг, и распятый над кругом висел.

Традиционные христианские персонажи (апостол Петр с ключами) неожи-данно соединяются с беспощадной лагерной тематикой (беспредел - этап - ма-лина). Лагерная и христианская образность почему-то вполне органично допол-няют друг друга. Эта неожиданная близость действует на читателя-слушателя, как магниевая вспышка, вырывающая из монотонной прозы поэтическую суть:         

  Райские кущи - это может быть духовная зона, не более того.

По крайней мере пять песен в таблице - это В.Высоцкий-лирик: Кони, Корабли, Не надо подходить, Сон мне, Час зачатья.

   Если выбирать из этих пяти, то, пожалуй, Кони привередливые будут вне конкуренции. В этой песне всё счаст-ливо сошлось: и безоглядная удаль, и полнейшая самоотдача поэта

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому, по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю
Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю


Последние две строчки так дивно, колдовски сложились, что забыть их нельзя - явный признак поэтической удачи.
 А по образности

“Кони привередливые - колесница технической циви-лизации примчала Человека к краю пропасти” - замечательная метафора нашего тревожного времени.

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее
Умоляю вас вскачь не лететь
Но что-то кони мне попались привередливые
И дожить не успел, мне допеть не успеть

Я коней напою, я куплет допою
Хоть немного еще постою на краю.

По глубине, пронзительности, образной силе Кони привередливые - вер-шинная песня В.Высоцкого. Самое долговечное его создание. И сколько будут помнить В.Высоцкого, столько будут стоять перед глазами Кони по-над пропастью в клочьях пены и бешеный возница, умоляющий вскачь не лететь ...

 E-mail:   lisinkerls@mail.ru    Л.Лисинкер.


Рецензии
Где твои семнадцать лет ?
-На Большом Каретном!
Где твои семнадцать бед?
- На Большом Каретном.
А где твой черный пистолет?
- На Большом Каретном.
Браво,эЛ.эЛ!!! Я случайно или может все таки подсознательно, попала именно на эту страничку!Просто состояние души=Чуть помедленнее Кони,чуть Помедленнее...
И пользуясь случаем хочу поделиться забавной историей по поводу памятника Владимиру Высоцкому в моём городе. Его установили в самом центре города,возле горсовета ,поклонники и почитатели его таланта ещё в середине 80-х,в образе Шарапова,с пистолетом в руке.Я не берусь утверждать кто автор памятника и из какого он материала изготовлен.Автора не знаю,а отлит памятник из металла. На следующий день пистолет загадочным образом исчез,его отпилили! Рука целая,есть ,а пистолета нет. Месяца через два памятник презентовали новым оружием ,но его постигла та же участь. С той поры так и повелось= перед датой памяти презентуют,охраняют,но в течении недели памятник разоружается.Все не было бы так смешно,если бы не так грустно!!!Но вот уже лет пять ,после оранжевой революции,без оружия...
С миром к Вам,и теплом души!!!))))) Л.

Лидия Лукашина   23.01.2015 10:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.