глава 58

для того чтобы объяснить такие внезапные перемены можно просто сослаться на течение реки которое подмывает берег однажды часть берега рушится и береговая линия изменяется или скопление снега в горах когда от легкого звука выстрела крика шепота вздоха снежный покров внезапно приходит в движение и через десять минут или меньше пейзаж уже не узнать вот как это бывает в природе и примерно так же это происходит и с человеком

если человек склонен к саморефлексии и не просто склонен а упражняется в ней изо дня в день он может добавить к этому еще кое-что он может заявить что тождество личности такая же фикция как и сама личность которая основывается на тождестве и основывается до такой степени что непонятно может ли существовать личность без тождества и если нет то зачем нужны два слова нельзя ли обойтись одним и сказать просто что никакой личности нет что это фикция вымышленная психологами которые как и философы любят повсюду отыскивать тождественное неподвижное неизменное вечное

любят настолько что один из них даже создал «философию тождества» но и задолго до него за двадцать три столетия приблизительно а большая точность здесь ни к чему хотя и возможна другой философ создал такую же философию и как тогда нашелся человек утверждавший что нет ничего тождественного так и позднее то есть через двадцать три с лишним столетия нашелся человек сказавший приблизительно то же самое они тоже считались философами но их взгляды были скорее исключением чем правилом

приблизительно потому что если нет ничего тождественного то и сказать то же самое не способен никто даже тот кто будет ритмично и отчетливо повторять свои слова или какое-то слово и тут возникает вопрос как вообще возможны слова если нет ничего тождественного как возможна речь и отрицание тождества действительно из наличия и употребления слов проистекают важные следствия относительно этих вопросов

которые мы оставим пока в стороне чтобы напомнить что согласно учению Будды а это приблизительно шестой век до нашей эры никакой личности нет есть лишь случайные соединения пучки узлы снопы вязанки мыслей и восприятий которые в потоке жизни могут разъединяться и соединяться по-другому для этого даже не требуется какого-то особенно бурного потока достаточно самого тихого движения потому что и в самом тихом движении среды возникают турбулентности завихрения расщепляющие и соединяющие силы и нужно только подождать чтобы увидеть как соединенное разделилось и связалось совсем в другие пучки узлы снопы и вязанки

не удивительно что спустя две тысячи триста лет приблизительно с точностью до сотни приблизительно то же самое сказал и другой человек приблизительно потому что согласно его собственным словам он не мог сказать то же самое но о нем обычные люди и философы-дилетанты наслышаны меньше следовало бы сказать что о нем наслышано гораздо меньше как обычных людей так и дилетантствующих философов и вот мы уже это сказали и продолжаем чтобы придти к заключению и завершить наше рассуждение именем этого человека которое все же не назовем


Рецензии