6 раздел Два мира

на иллюстрации картина К. В. Лебедева "Два мира"
(Калужский художественный музей)

ОТКРЫТКА С ВИДОМ НА УРАЛМАШ

1.

сосну качало заправской мачтой
и заливало дома за почтой
балконы буквы реклам антенны
слоями аквы аш два о пены
потом и почту кустов зелёнку
киоска пачку гаи картонку
кольцо трамваи столбы и рельсы
вторые да и восьмые рейсы
на остановке зонты причёски
старьё обновки макушки чёлки
воды валились косые литры
и краски слились но вне палитры
балконы буквы столбы и рельсы
макушки чёлки вторые да и

2003

2.

Низкое небо, такое, что даже
трубы-окурки впритык не дымят.
Хмурые кубики пятиэтажек
брошены ветром о землю плашмя.
Низкие люди, такие же души,
в полости рта вырастают грибы.
                суженой               
Им не прижиться на суженной суше.
                ссуженной 
Кабы абы… Да не кабы о быт
вдребезги бились и морды, и стёкла,
и… если бы лодки, а то пустяки.
Вместо кровяки – варёная свёкла.
Чёрных и жгучих – дверные глазки.

2004

НА ДНЕ ПОБЕДЫ

На Бутырскую управу
кто найдёт управу, кто?
Обесцененную славу
не поднять в цене, зато

приподнять её на сцене
легче лёгкого, и тут
злые дети на измене
песни лживые споют.

А потом проскачут кони –
сорок восемь тёток в ряд,
д` в кокошниках, на фоне
страшной цифры «60».

А затем на дне Победы
седовласый правдобол
громко крикнет: «С Днём Победы!»,
«Хайль Гитлер!» или «Гол!»

Так мучительным салатом
из попсы, танцулек, фраз,
прилипая к красным датам,
оболванивают нас.

Только мимо, мимо, мимо…
Что салюты воробью?
От режима до лежим`а.
От державы к дежавю.

2005

* * *

Умён, красив, рождён в рубахе,
жена – подарок у него.
Шуты, поэты и монахи
считают гением его.

Семья не мучит воспитаньем,
есть что поесть и что попить...
Но человеку испытаньем
и счастье тоже может быть.

2005

МУЖИКАМ, С КОТОРЫМИ Я РАБОТАЛ

Как осознать двадцатый век, покаяться и жить?
И вот решает человек: не надо ворошить.

История, политика и прочее фуфло
его не трогают (пока не трогают его).

По телевизору – наврут, а самому – никак…
В «стекляшке» водку продают, и пиво, и коньяк.

Так, пей! Забей на ерунду! И, главное, не ной:
«Откуда я, куда иду, и кто это со мной…»

Но улыбайся и живи, без памяти своей,
без Бога, мира и любви, чтоб независимей…
 
Но помни, глупый человек, строку поэта лишь:
ты новый двадцать первый век в двадцатый превратишь!

2005

«ДВА МИРА»

В Калуге я был у друзей
и сам напросился в музей.

Иду. Натюрморты, портреты,
пейзажи, но я не про это.

На всё безнадёжно легла
печальная тень ремесла.

То – плохо, то – глупо, то – мило…
И – опа! – картина «Два мира».

Две девушки. Первая – кукла.
Красива, нарядна, припухла.

Вторая – почти замарашка.
А что вы хотели, монашка.

Стоят в проходном коридоре,
и всё… Но заметил я вскоре,

что там за монашкой – окошко,
в нём синего неба немножко…

Спасибо, забытый художник,
что ты не маляр, не безбожник,

не правильный авангардист…
Спасибо, что ты реалист.

2006

* * *

Нет, писать о деревне не надо.
Что ни делай – получится ложь.
Никакого духовного клада
в деревенских людях не найдёшь.

Алкоголики? Да, безусловно.
Сумасшедшие психи? Вот-вот.
Полнолуние чувствуют, словно,
скот.

2006

ПАЛАТА НЕВРОЗОВ

Поэт, инженер и водила,
рабочий, придурок и дед.
В обед медсестра заходила
и громко звала на обед...

У деда – характер несносный,
родня положила в нервозный
серьёзный отдел ПНД*,
мол, ты суетливее чёрта
не дашь нам закончить ремонта,
квартиру продать и т. д.

Придурок. Но без «дыр бул щыла».
«Пе пе» да «пе пе» – утомило…
Лепечет и ночью и днём!
Вот где реализм, футуристы,
вот где футуризм, реалисты,
а впрочем, довольно о нём.

Рабочий судьбой покалечен.
Сын умер, и, стало быть, нечем
скрепить бездуховной семьи.
Жена позвонила на ужин,
сказала: ты дома не нужен
и там, в отделении спи!

Водилу водяра водила.
Врачиха с утра приходила
сказала: «А ну-ка дыхни...»
Под капельницей на измене
больные, вдруг воздух по вене
пойдёт, а ему хоть бы хны.

Дошли мы и до инженера.
Поможет ему только вера.
Евангельский просто сюжет.
Расслабленный. Вялое  тело.
Психолог помочь не сумела.
И рядом Спасителя нет...

Соседи мои по палате,
я тоже ведь не в шоколаде,
и мне пострадать довелось,
но всё ерундистика это,
и ты депрессировать брось!
Отличный невроз для поэта,
когда он с народом неврозь...

Лечились до самых морозов.
и всё подходили к окну...
Как эта палата неврозов
похожа на нашу страну!
_________________________________________
* ПНД – Психоневрологический диспансер.

2007

* * *

Рабочая общага.
Считая по прямой, –
всего четыре шага
до скучной проходной.

Четыре на женитьбу.
Четыре на развод.
Четыре на могилу.
Четыре на роддом.

И я на этих самых
проклятых четырёх
играл в житейских драмах
и чуть ли не подох.

А как-то раз во вторник
с немыслимой тоской
глядел на этот дворик
общажно-заводской:

на пресную ограду,
на пресные цветы
и ощущал прохладу
вечерней пустоты.

2007

ТЕМА

Таджичка у Литинститута:
цветастый платок и дитё.
И, может быть, эта минута,
покуда я шёл до неё,

единственно ценная за день,
а всё остальное – туфта.
Прошёл... И оставлены сзади
поступок, любовь, красота.

И дело совсем не в привычке,
не в деньгах, не в качестве слёз,
а в том, что к вот этой таджичке,
да, именно к этой таджичке
пришёл милосердный Христос.

2007

* * *

С водилой на МAN`е*, чтоб сделать навар
и выкрутить money везли мы товар:

плиту полтора на три метра б/у…
Озёра тумана скрывали траву.

Мелькали просёлки, посты ГИБДД,
мосты и посёлки, столбы и т. д.

Мне выпал нажиться нечаянный шанс
и, как говорится, потрачен аванс.

Но совесть поэта не купишь, увы,
хоть бизнесом это, хоть как назови.

Открылось, сорвалось моё воровство,
когда оставалось всего-ничего.

И выйдя из MAN`а я твёрдо решил
и впредь без обмана жить бедно, как жил.

Водила помялся и тронулся, а
туман расплывался, виднелась трава…

2007
_________________________________________
* МАN – немецкая марка грузовых машин.

* * *

Вместо иконостаса –
Владимир Семёныч Высоцкий…
С балкона – видна трасса.
Из окон высотки – высотки.

Папа – в горячем цехе.
Мама – в садике, в яслях.
Сын – уже в политехе.
Дочка – пока не ясно.

Папа – костры, гитары,
бардовские фестивали.
Мама, чтобы водяры
доверху наливали.

Сын – ненавидит прямо
любую музыку тупо.
А дочка – играет гаммы,
и у неё группа.

В группе жених на басе,
подруга на саксофоне…
На иконостасе
место иконе.

2007

ОДА

Спасибо, Господи, за то, что я живу,
спасибо, Господи, за то, что так бывает,
и помню я, как в детстве в синеву
мой красный шар стремится, улетает,

как во дворах трепещется бельё,
как дерево шумит в июньский вечер,
как на вокзале детства моего
прибывший поезд объявлял диспетчер.

Спасибо, Господи, за то, что я любил
по-детски безответно и наивно,
и Высшая Любовь – ты мне открыл –
как правило, бывает невзаимна.

Спасибо, Господи, что попустил упасть,
и я упал, и поднимался долго,
зато теперь я не считаю страсть –
любовью и любовью – чувство долга.

Спасибо Господи, за то, что я грешил,
был дудкой дьявола и человека сузил...
Но бросил богохульствовать, решил
забыть о скверной, развращённой музе,

и в поисках Любви и Красоты –
писать иначе, вместо чувства – мысли...
Я в ад сошёл бы, если бы не Ты,
причём в прямом, не переносном смысле.

Спасибо Господи, что страшных Таин Твоих
я с замираньем сердца причащался.
И не губами-лбом как мощам святых –
устами и челом я прикасался.

Спасибо за Пасхальный крестный ход,
я, помнится, пришёл в ужасном стрессе
и ощутил впервые мой народ,
и с ним кричал: «Воистину Воскресе!».

Спасибо, Господи, за то, что я уйду
не в мир идей, не в подлую нирвану,
не распадусь, в цветок не перейду,
но весь умру и целиком восстану.

Спасибо, Господи, за то, что смерти нет,
не может быть, и не было в помине.
За тихий-тихий невечерний свет
Твоей Святыни.

2008-2009


Рецензии