Занятие 12. Что такое метафора

 
     Метафора - вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства ). Можно также сказать, что метафора - фигура речи, использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства (Искусство - это подражание жизни). Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы - преувеличения, и от простого сравнения. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного явления на другое.
   Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, "облако в штанах". В годы диктатуры социалистического, реализма метафора, фактически была изгнана из литературы, как приём, уводящий от действительности, но окончательно из литературы её изгнать не удалось, потому что сделать это практически невозможно.

  Виды метафоры
  Со времен античности существуют описания некоторых традиционных видов метафоры:
   резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия.    Пример: Лёд и пламень.
   стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Пример: ножка стула.
   метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию. Пример: червь сомнения.
   развёрнутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Пример: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
   реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера. Пример: Я вышел из себя и вошёл в автобус.

   Среди других тропов (Троп- изменение собственного значения слова или словесного оборота, при котором получается обогащение значения) метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объема, назначения, положения, и т. д. В поэзии чаще всего используются метафоры, способствующие созданию образов. В широком смысле термин "образ" означает отражение какого- то явления внешнего мира в нашем сознании. В художественном произведении образы - это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.
  Своеобразие метафоры, как вида тропа в том, что она представляет собой сравнение, члены которого настолько слились, что то, что сравнивалось, оказалось вытесненным тем, с чем сравнивалось, например:
   
   "Пчела из кельи восковой
   Летит за данью полевой"
   (А.С. Пушкин)
   
  В вышеприведённых строчках сравниваются мед с данью и улей с кельей, причем первые члены замещены вторыми. Метафора, как и всякий троп, основана на том свойстве слова, что оно в своем значении опирается не только на существенные и общие качества предметов,    но также и на все богатство второстепенных его определений и индивидуальных качеств и свойств. Например, в слове "звезда" мы наряду с общепринятым значением (небесное тело) имеем и ряд второстепенных и индивидуальных признаков - сияние звезды, ее отдаленность и т. д. Метафора всегда возникает благодаря использованию "вторичных" значений слов, что позволяет установить между ними новые связи Метафора обогащает наше представление о данном предмете, привлекая для его характеристики новые явления, расширяя наше представление о свойствах описываемого предмета. И ещё один пример метафоры: Когда мы говорим - до глубины (дна) души, под словом "дно" мы подразумеваем некий духовный феномен, не имеющий ничего общего с пространством и лишенный физических характеристик, таких как, например, "поверхность" или "дно". Обозначая словом "дно" некоторую часть души, мы отдаем себе отчет в том, что используем это слово не в прямом смысле, и одновременно понимаем, что нужный нам косвенный смысл произведен от прямого.
  Обычно метафорой называют какое-нибудь красивое сравнение. Когда говорят, что дети - это цветы жизни, это метафора. Или вот еще метафора: яркий закат похож на пожар. Метафора - необычное, звучное слово. Оно греческое (и как древние греки умудрились придумать столько красивых слов!) и в переводе означает "перенос". Нужно разобраться, что и куда переносит метафора. Об этом легко догадаться: мы смотрим на закат солнца, небо в яркой вечерней заре и нам это напоминает настоящий огонь. Можно представить, что весь горизонт горит в огромном пожаре. Мы взяли и перенесли огонь туда, где его по-настоящему нет. Часто школьный дневник называют лицом ученика, вы знаете. Подумайте, что бы это значило? Что, вы надеваете дневник на голову как маску? Совсем нет. Просто это тоже метафора. Если человек неаккуратен, несерьезно относится к учебе и записыванию домашних заданий, то это сразу видно по его дневнику. И также, говорят, что по лицу человека видно его характер. Поэтому можно образно сказать, что дневник - лицо ученика. Тут мы берем и переносим лицо совсем не туда, где оно есть на самом деле.
   Метафоры и сравнения очень часто встречаются в жизни, их много в стихах и в сказках, например, "Встань передо мной, как лист перед травой!" Даже в наших обычных разговорах очень много незаметных метафор. Вот приглядитесь, например, к таким словам: "простой как пять копеек" или "ходит загруженный". Понятно, что загруженным на самом деле может быть грузовик или вагон, но не человек. Но так говорят.
   Метафора для того и нужна: чтобы выразительно описать человека, пейзаж или любую ситуацию. Хорошая метафора экономит слова, позволяет сказать мало, но хорошо. Для всех, кто хочет научиться выразительной, яркой речи, нужно уметь выдумать метафору. Образность метафоры всегда привлекала внимание и люди творческих профессий умели этим пользоваться. Если поэт умеет придумать рифму, но не может сочинить образное сравнение, его стихи останутся просто стихоплетством. То же самое касается и других видов искусства.
   Придумывать метафоры не трудно: они придумываются сами. Нужно только не мешать своей голове их выдумывать. Но есть одна хитрость: когда придумывается хорошая метафора, кажется, что она относится только к тому, о чем ее сочинили. Так, если мы кого-то в своей компании шутливо называем тормозом, то значит, кто-то другой в ней - руль и педаль газа. Поэтому, придумывая метафору или сравнение не следует забывать, что они относятся не только к предмету, но и ко всему, что его окружает. Теперь рассмотрим вопрос: а зачем вообще нужны метафоры. Знатоки русского языка говорят, что:

  - Метафора нужна, чтобы сделать некоторую идею или мысль более запоминающейся.
  - Метафора необходима, когда нужно переформулировать проблему, разрушить ограничение, увидеть ситуацию в новой перспективе.
  - Метафора может применяться, чтобы ненавязчиво преподнести новую точку зрения, или даже дать понять, что проблема у человека не нова и на нее уже давно есть варианты решения.
  - Метафора применяется даже для изменения ограничивающих убеждений человека, выводя человека на новые возможности.
  Каждая метафора имеет свою структуру, свои этапы построения. Можно выделить два вида метафор. Бывают метафоры длиной в одну строчку, в которые вы коротко и четко вкладываете ту мысль, которую хотите донести до собеседника. А бывают метафоры - сказки, которые рассказывают о приключениях выдуманного героя, чем - то похожего на вашего собеседника, и о том, какие решения он принял в той или иной ситуации. Если выразиться проще - короткие метафоры служат скорее связующим звеном в разговоре, позволяя вам его повернуть в нужную сторону, или получить нужную реакцию собеседника. А длинные метафоры используют механизмы работы с подсознанием собеседника, и направлены на изменение его убеждений, его состояния, или даже его привычек.
  Каждый автор, даже начинающий, может легко конструировать метафоры для многих важных жизненных ситуаций , что серьезно облегчит вашу жизнь, время и просто побережёт нервы. Современный разговорный язык - это огромный склад метафор, у которых когда-то была своя весна, а теперь их трудно отличить от самых обыкновенных выражений. И можно даже испугаться их дряхлости.
   "Метафора настолько вошла в кровь и плоть языка, что, если бы её внезапно изъять, люди перестали бы понимать друг друга. "Ножка стола", "горлышко кувшина", "головка сахару", "ручка" (чего бы то ни было), "устье (то есть уста) реки", "горлышко бутылки", "подножие горы" - в подобных метафорах, образности которых теперь уже никто не ощущает, человеческое тело наделило своими частями предметы, не заслуживающие этого. Индейцы одним и тем же словом обозначают ветвь, плечо, луч солнца, волосы и гриву. Ананас по-английски называется pine - apple,то есть "яблоко сосны" - в одном слове заключена целая сказка. Глагол "ходить", казалось бы так тесно связанный с человеком, объял собой почти всё, что способно двигаться" (Ян Парандовский "Алхимия слова").
   Метафора всегда выручала словотворчество - без неё словотворчество было бы обречено на непрерывное производство всё новых и новых слов и отяготило бы человеческую память неимоверным грузом. Мы можем только удивляться таким чётким и точным глаголам - метафорам, как "съёжиться", "ощетиниться", поражаться таким необычным ассоциациям и выражениям как "кипеть гневом", "вбить в голову" и многим - многим другим.
   В метафорах наиболее глубоко выражает себя дух народа, они вернее всего передают разницу в мышлении и чувствовании рас и племён. Моряк взирает на мир как бы с "верхушки мачты", охотник идёт к нему "звериными тропами", сквозь лесные заросли, для земледельца мир замыкается "чёткой линией горизонта, в пределах которой его поля и сады живут своей блаженной жизнью". Метафоры, метафоры, метафоры! Каждая эпоха, каждое поколение добавляет новые горсти к их запасам. Многие метафоры живут веками и тысячелетиями. Печально видеть, когда то, что некогда было смелым и свежим, со временем становится затасканным и надоевшим. "Расписной ковёр цветов", "лоно природы", "лазурь небес", "изумрудный луг", "потоки слёз". Все эти, когда - то прекрасные метафоры, сейчас выглядят избитыми, разносящими затхлый запах старого чулана. А "град пуль", "поток времени", "огонь моего сердца"?
   Метафоры нужны, но чтобы они не приводили к нелепостям, не распространяли зловоние банальности, нужно постоянно изучать родной язык, развивать свой ум и вкус, иначе эти коварные словесные украшения могут крепко подвести любого, даже самого крупного, писателя или поэта. В основе всякого искусства лежит ремесло, и только тот, кому не суждено стать мастером, не хочет этого признать и не хочет ремеслу учиться.
   


Рецензии
Прямо, как на ученом совете побывала. Только там все слишком заумно, а у Вас просто и доходчиво. Огромное спасибо за науку. Я многое поняла и в рифме и метафоре. Думаю, что поняла. Буду учиться.
Поклон Вам за Ваш ценный вклад в мою ещё не до краев наполненную умными вещами черепную коробку. Вот и метафора появилась. Знать не все ещё потеряно. Толк выйдет, если бестолочь не задержит.
Спасибо Вам. С уважением Нюша, случайно забредшая на грядки Вашего ухоженого огорода с созревшими плодами. Вкусив вкусностей, не потоптав, отправляюсь к себе в огород, дабы поудалять сорняки.
Вам говорю до свидания.

Нюша Анисимова   25.07.2016 09:14     Заявить о нарушении
А знаешь, Нюша, "чистые огороды" бывают только в парниках.Но и там надо бороться с сорняками. Они есть у всех, даже у великих поэтов. Но у больших настоящих поэтов "писательская" земля настолько ухожена, что сорнякам там живётся очень неуютно.
Ну, вот, с метафорами закончили. А главное, Нюша,для любой творческой личности - труд. Постоянный, упорный труд. Любое произведение должно обрабатываться много раз, пока оно не станет совершенным. Каждый из нас, поэтов, строит свою пирамиду. В основании её лежат не очень совершенные вещи, но чем ближе к вершине, тем они становятся лучше. И, в конце концов, даже от великих поэтов остаётся 3-5 стихотворений и ещё ИМЯ. Вот к этому надо и стремиться.
С уважением Г. Ужегов.

Мфвсм-Словарь Рифм   25.07.2016 09:49   Заявить о нарушении
Да, я и сама знаю, что труд трудный стихоплести кружевно. Но вот читаю некоторых здешних неоднократных лауреатов и диву даюсь - за что???
Пересматриваю свои консервы - вроде ничего так. Некоторые перевариваю, а некоторые в мусор. А люди все в продажу. Мол народ не свинья, все будет хавать. Да, надо наверное продукты тщательнее мыть и чистить изначально. И удалять косточки/глаголы/.
Спасибо Вам за беседу. С Вами интересно.

Нюша Анисимова   25.07.2016 10:08   Заявить о нарушении
Удачи.
Г.Н.Ужегов.

Мфвсм-Словарь Рифм   25.07.2016 10:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.