О каком именно самосовершенствовании идет речь? О сохранении эмоцинальной стабильности, или достижении способности (мета-навыка) устойчиво сохранять внутреннее равновесие (inner peace, в терминах духовных практик). И универсальным рецептом формирования такого навыка является осознанное "отделение" (диссоциация) от "внутреннего ребенка". Именно с этой частью личности связаны неадавтиные (в социальном плане) эмоциональные реакции. И посокльку человек в стрессовой ситуации (правополушарный "когнитивный сдвиг", регрессия к "первичному процессу", возрастная регрессия) обычно отождествляет себя со своим "внутренним ребенком", то оказывается в плену эмоций, не может ими управлять (возврат к инфантильным способам эмоциональной регуляции).
Соответственно способом возвращения самоконтроля становится внутренняя диссоциация, способность сознательного (взрослого) "Я" отстраниться, дистанцироваться от "детской" части личности, выполняя тем самым по отношению к ней роль внутреннего "наблюдателя" (наблюдающее Я, по А. Фрейд). С точки зрения берновской модели, это одновременное присутствие двух Эго-состояний: Взрослый - с одной сторны, и Родитель/ребенок - с другой. На физиологическо уровне основой такого навыка саморегуляции, или регуляции фунциональных состояний, является оптимальный баланс активности полушарий мозга, его произвольный контроль.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.