Четвёртый ученик

Вот сидит на горе Учитель и судит своих учеников.
Один ученик когда-то славился любовью к угощеньям, – много гостей всегда бывало на его пирах, много еды и питья. Но, познав учителя, оставил сей ученик весёлые пиры и удалился в пустыню. И сказал: «Учитель, лучших своих тонкорунных баранов на жертвен¬ник я кладу. Лучшую замешаю муку, редчайшее вино пролью я на землю, дабы славилось имя твоё».
И сделал так. И зарезал лучших баранов, обливаясь слезами. И лучшую сеял на ветер муку, и лил он в землю дорогое вино.
– Воистину, велика жертва твоя, ибо взращены твоею любовью ба¬раны, потом твоим полит хлеб, от жаждущих уст ты отнял своё вино во имя меня. Да славится жертва твоя, о щедрый из щедрых!
– Какой же я щедрый, если мне жаль баранов, и жаль мне моей муки и моего вина? – взмолился ученик.
– В том есть величие жертвы твоей, что от утробы своей отрываешь во имя меня, – сказал Учитель.
Пришёл вслед за ним другой ученик. Скопил он сокровища злата, и принёс учителю, положив в ногах. И не мог оторваться от свер¬кающей груды, и каждый дублон глядел на него, как глаз живой. И сказал учитель: «Воистину, велика жертва твоя, ибо вижу: дорого далось тебе этот злато, а ты мне его принес. Прикипел ты к злату душой, но больше того – к учению моему прикипел. Поэтому да воздастся тебе за великий твой дар с торицей.
Тут третий ученик пришёл: рыдал он на груди любимой жены и с нею прощался.
– Воистину, величайшую жертву ты мне даёшь, – сказал учитель. Воистину, ты назвал великую цену учению моему жертвой своей.
Но тут подошел четвёртый ученик. Он, как тень, ходил за учителем, твердя его каждое слово, и не было слёз на щеках, ибо он не утратил жены, и не было страсти в его сердце, ибо он не жертвовал злата, и не было смущено его чрево отказом от пышных яств, ибо не знал ученик, ни любови жены, ни власти злата, ни пиров живота. Понурый, как всегда, стоял он перед учителем в почтительной позе, похожий на тусклую тень.
Учитель же дал звание каждому ученику, согласно жертве его. Первому он сказал: ты будешь воскурять мой жертвенник в храме, ибо знаешь ты толк в барашках и в сортах муки и вина. Лучшее выбирай для меня, ибо знаешь ты толк в этом лучшем. Второму он сказал: ты будешь казначеем при храме, ибо ты бережлив. Будешь усердно считать ты сокровища храма и их хранить, ибо знаешь ты толк в сокровищах казны.
Третьему он сказал: будешь ты песнопевцем, ибо скорбью и нежностью пропитано сердце твоё, встревоженное любовью, пой же нежно и страстно во славу мою, чтобы трепетали сердца. Ибо знаешь ты толк в сердечных делах.
Четвёртому же он ничего не сказал. И возроптал ученик: «О, учитель! Зачем обижаешь меня? Я ли не следовал за тобой с юных лет неотступно, я ли не предан тебе телом и душой? Я ли не верен тебе, ничего кроме тебя не зная?»
И учитель сказал: «Что ты принес ко мне, кроме пустого, не любившего сердца? Что ты принёс ко мне, кроне неумений своих в труде? Что ты принес ко мне, кроме тусклых молитв о жизни, которой не знаешь, которой ты не жил? Что же дам я тебе? – Даже хлев я не могу тебе поручить, ибо не знаешь ты толк в скотине. А, коль не любишь ни людей, ни трав, ни скотов, – что проку в молитвах твоих?» – И прочь отошёл учитель, не глядя на него, как не глядят на собственную тень.


Рецензии