Обрушение. Авторецензия на Развалины

ОБРУШЕНИЕ. Авторецензия на  стихотворение Г. Щекиной «Развалины» (8 стр. в т.ч. 3  стр. – текст стиха)

Абрис.
Стихотворение «Развалины»  - о пустоте. И о  физической, и о  метафизической. Душевная   пустота как  настроение - явление  естественное, но  при наложении на  общую этическую  пустоту, в  сочетании с  социальной  пустотой она  становится трагедией. Она принимает формы ужасающей  душевной  боли: душа болит, и что с  этим делать, не  знает никто.  С этим  можно бороться -  верой, но  истинная  вера  утрачена. Многие наивно  полагают, что приход в храм и возжигание свечей у  икон - уже достаточно,  все, нет проблемы.. Но этого  мало... Обрядность свойственная неофитам, лишь недавно обращенным   и воцерковленным. Обрядность не заменяет  самой  веры...
Факты и детали,  описанные  стихом -   отражение реалий  начала 21  века. Внутренние шатания, напрасный разброс  сил, непочитание  традиций - все  это  есть в  жизни   и не раз уже  было описано. В  этом нет ничего   нового,  как  с точки зрения "про что", так и с точки  зрения "как". Это  эмоционально неровное, рваное стихотворение, захлебывающееся  в  словах. Некоторые   места  грешат  многословием, особенно первая  часть. Но,  как известно, "все гениальное  просто". А многословие - неумение формулировать. Крме того,  заставлять стих работать  как  публицистическое эссе -  вряд ли разумно. По  В.Архипову,  "в таких  стихах  мало воздуха,  слова  стоят  слишком  плотно, составляя  каменный  забор, их приходится  обдумывать, останавливаться, а  времени  и места  для  раздумий  нет".  Эфирные моменты просто не  успевают развиться и взлететь.

Тема.
Произведение посвящено поиску  Бога  в  себе, в мире. Лирическая  героиня  ищет  опору в своей  жизни. Вспоминает  себя, и то,  что было до нее… Сначала с  осуждающей подачи бабки, а потом стоя в  разрушенном  храме. Насколько  болезненно оказалось соприкосновение  с  бывшими  святынями,  можно  судить по описанию  храма.- битые  бутылки,  след кострища на  клиросе. полностью сожженный  купол, перекошенные ставни, полностью разворошенные в обломках полы.  Стоит  ли идти человеку в храм, им  же и разрушенный? Тема  богоискательства переплелась тут с социальным  крахом. С  этой  темой вплотную  связана  тема  возмездия. Принес  в  мир  зло и разрушение - не  проси помощи. И даже  если храмы  разрушили  одни,  а пришли   искать веры  другие - все равно  разрушения необратимы.

Содержание
Содержательная   часть переполнена, это  тоже  создает напряжение  и ломает форму.  Тут  четыре  части и эпилог: первая  часть - факт столкновения  пустой  души и пустого храма. Вторая  часть - описание  разрушений в церкви, третья - рассказ о самой героине, почему она  здесь появилась, четвертая самая  странная, в  ней описана  воображаемая служба  в церкви, то  есть возврат в прошлое, и пятая  часть - так называемая  мораль, то  есть вывод.
Композиционно  все это  оправдано, но нельзя  забывать: задача  стиха  несколько  иная. Данная  композиция  действительно подходит  скорее  для прозаического произведения,   и автор - действительно  прозаик. Но такие пространные описания  утяжеляют стих, он перестает держать форму и превращается в назидание.
 «Развалины»  можно рассматривать  с разных точек  зрения, и в  зависимости от этого рассматривать  разные  аспекты, как  их раскрывает критик С. Фаустов, это например "Библейский "  аспект.
В Библии слово "Развалины" встречается 39 раз. Большая часть упоминаний связана с угрозой Господа превратить в развалины Иерусалим, Дамаск, Вавилон и другие города в наказание людям. Вспоминается также храм Христа Спасителя, который был коммунистами превращен в развалины, затем стерт и долее того, на том месте выкопали землю и налили воды и сделали круглогодичный бассейн с теплой водой. Так что же такое развалины? Это конец? Может быть и конец, а может и нет. Если процесс необратим, то действительно конец, как развалины древнего мира, а если обратим, то все восстанавливается, как восстановились города, и сейчас они процветают, как восстановлен храм. То есть развалины, не обязательно конец, это может быть началом возрождения".

Форма.
Первая  часть адекватна  в смысле связи  формы и содержания,  да  еще,  пожалуй, третья. В ней описания женщины и  лирическая интонация обуславливают друг дргуга настолько,  что пробиваются  даже интонации народной  песни. В  этом  смысле лирика царствует и в заключительной  части стиха. Однако в  целом  лирическая  интонация не  выдержана.
Все части разные по скорости, темпу  событий. В первой – молчаливое противостояние. Во второй ходьба, замедленное, но  движение,  скольжение  глазами. В третьей  вдруг  пролет стрелы – в  двух словах вся  жизнь. В   четвертой сильное  действие, говор, даже крик, все  много, наложение и смешение. В пятой  опять тишина. Каждая  часть абсолютна  отлична от  другой. Можно привести примеры из  разных  частей  стихотворения.
Из первой -
Не каждому увы дано, что  ищет.
Развалины  одной в другой заныли.
Столкнулись две беды, два пепелища,
Два прошлых преступления, две были

из второй -
И вот  руины вместо благодати.
Храм строили одни, другие рушили,
Выходит, мы потомки есмь  предатели
Домов отцовских, веры в храме, в душах ли

из третьей-
Волос русый по ветру волнами
статью тонкая и упрямая.
А глаза как лед из весенних вод
и никто не звал ее  мамою.

из  четвертой -
Догуляла  вдова,  и двоих-то не родила
Где была голова… а теперь все снятся.
Как  вернуть их,  чем – молитвы, свечи, масла -
Чтоб в миру пожить, и в небесном  братстве…

из пятой  заключительной -
Шелест  ветра, гулко  от стен и ставен.
Голоса впитались в  кирпич и доски.
Кто  ты,  женщина, кто тебе  равен
И кого ты  видишь сквозь  пыль известки?

Если  в начале  стиха  ритмика стройна, то ближе к  концу  явно  видны ритмические  сбои.
Становится  все больше  подробностей и   все  меньше  поэтических  красот. Судя по форме, все-таки  это не  большое  стихотворение, но и не поэма,   как  хотелось бы  автору, а,  скорее всего,  цикл  совершенно отдельных  стихов, обьединенных общей темой. Тот же  подход при рассмотрении каждой отдельной  части обнаруживает  завершенность  мысли  именно внутри  этой части, далее - меняется  интонация, меняется  и настрой.
Еще  один подход  требует вспомнить о рифмовке. Если вначале  она  ярко выражена,  то  к  финалу  рифмы  приблизительные, иногда и совсем  исчезают. Что касается  способа рифмовки, то  почти от начла до  конца  автор использует перекрестную женскую  рифму. Это, конечно  играет  роль  связующей нити, однако этого,  увы  недостаточно. Даже простое  сопоставление  этих  цитат  изумляет:  все они, ни будь  четвертого отрывка. составляют  единое целое, одна   строфа  продолжает  другую,  и только  четвертая  строфа  кажется инородной. В этом коренится глубокий  композиционный  просчет интересного, экспериментального произведения.

Герои.
Среди героев, несомненно,  выделяется  носитель основной  идеи -  женщина.
Это красивая  женщина, одаренная, незаурядная. В ней  есть загадка прошлого,  немая жалоба отнюдь не слабого  существа. "В первой части этой маленькой поэмы говорится о женщине, которая стоит в окружении неудобной среды, в метафорической крапиве, -  замечает  С. Фаустов. -. Рядом полуразрушенная церковью Во второй части идет описание этой церкви и опять-таки метафорически передано через ее развалины состояние женщины. В третье части опять возвращение к женщине, ее описание. В четвертой появляется новый персонаж, священник, паства, служба, то есть процесс веры. А в пятой последней главе вопросы: "Кто ты, женщина, зачем, ты женщина? Зачем эти слезы? Что есть эта церковь?" И другие вопросы, которые сформулированы сегодня, а ответы будут получены завтра. Основной вопрос - это конец, или пред-возрождение?
Стих  по форме соответствует содержанию, так же напоминает развалины, поскольку переполнен подробностями, из  слишком  много для выражения столь просто идеи.. Более того, в стихе мало развалин, можно было б больше. Нельзя прекрасно писать о безобразном сегодня. Это будет противоречие в соответствиях. Здесь противоречия нет".
Выходит,  здесь не одна,  а  две главных героини, отраженных  друг в друге. Но  это далеко не все.
Героиня не  может  видеть  себя  со стороны. Со стороны  ее  жизнь оценивает  бабка, сокрушенная  нарушением  вековых традиций народной жизни. Бабка  играет роль комментатора. Ее раздирают  противоречия. Она  и  осуждает неразумную  внучку, у  которой   нет детей и  "коньяк  вместо  ужина"  - но и жалеет  ее. Бабка  играет  важную роль, так  как  служит выразителем  мнения общества.
Но есть и другие   герои - это  их голоса  слышатся  заблудшей  душе, их голоса, впитавшиеся "в  пыль известки". Это те  люди которые  пришли  на воображаемую  службу в бывшую  церковь.. Среди них женщина, сгоряча пожелавшая  смерти непутевому  пьянице, отчего ее  мучит  советь. Это  женщина, которая  вела  разгульный  образ  жизни и  отказавшаяся от  материнства. Один из  самых загадочных  героев -  человек,  пожелавший искупить свои  грехи  строительством  храмового купола. Но жертва  эта  оказалась напрасной -купол  сгорел. Что он  мог  такое  совершить, что даже  искупления не достоин? Это за пределами текста. Есть и  священник, представитель церковной  власти, которые  прощает  грехи всем.
Женщина с  ее  бабкой,  с одной  стороны,  и вот эти воображаемые исповедники,  с другой  стороны, никак  не разнесены по времени, наоборот,  собраны  волей  атвора в  одном  тесном  пространстве. Читатель может догадаться  об этом, а  может и не догадаться. Сливающиеся  и перебивающие друг  друга голоса создают невероятный  звуковой  шум. даже  мусор, в результате восприятие оказывается смазанным.
Более  того,  когда  о таких серьезных вещах, как о  смерти  мужа или   о многолетнем блуде , и сказано  так  скоро и так напористо-легко,  создается  впечатление трескотни.  скороговорки, поверхностности. Жизнь в  двух  словах - вот как  можно охарактеризовать невнятицу  четвертой  части. Эта невнятица  категорически сводит на  нет замысел  автора. Вся эта  печаль и горечь должна была  подтолкнуть читателя к   покаянию. Собственно,  покаяния во  этом и нет. Есть только  призыв...Почти нет. А  коли так, то и вопрос о  конечности  разрушения или о  гипотетическом возрождении  даже не встает. Страдание не находит  разрешения, апокалиптическая безнадежность лишает  текст  всякого полета.
Отсюда и вывод - социальный  мотив  придает  стиху  жесткость, лишает  его лирики и полета. Так называемая  актуальность душит живое  переживание. То, что  храм - нужен, этого никто не оспаривал. И когда в титрах появляется вывод «Вдишь, церковь не  просто камень, /Чаша духа  святаго, она поможет»-  становится очевидной определенная заданность этого вывода. Кто бы  спорил…
  Чем  пафосней голос автора, чем больше нравоучительных нот, тем  тяжелей  и сбивчивее авторская речь.

 Речь
Авторская  речь  в стихотворении «Развалины»» характеризуется высоким эмоциональным градусом. Это позволяет  сочетать внешние  описания и философские  мысли -  см.  выше  цитату  из  первой  части. Это  допускает 
- обрыв  фраз (на семью, на город – и нате, даром…)
- сочетание  высокого  штиля и бытовизмов (парил Всевысшний, чаша  духа  святаго и -  довел по  пьянке до зла,  ангелы не  смедбратья). Есть хорошие находки, которые  рождают нестираемые зрительные образы (цитата  из третьей  части о героине).
Но стилевая  эклектика  хоть и говорит о поиске, все-таки поиск пока не  увенчан  успехом. Основной  художественный  прием  здесь – сравнение  женщины и церкви, глаз и льда (а глаза как лед из  весенних вод, а  другая -  любвь отряхнула с  платья).
Особенно  много их в  первой  части. Но к   финалу  цветистые  фразы заменяются  обозначением  действий, и красота деталей  гаснет.
«Если в прозе писательница Щекина годами нарабатывала собственный  авторский язык, то поэтическая сторона её творчества менее  выразительна, она не доверяет себе, статична в приверженности классическим канонам, - считает критик Н. Писарчик. - Тем удивительнее появление новых вещей у автора, особенно в тяжёлые моменты, когда глаза - в глаза с горем, некой личной трагедией... Вот, и в стихах "Развалины" ощущается надлом. Здесь нет истерики, нет паники, но есть констатация жизненного краха… Разностилье – здесь не случайно. Это приём, намеренно избранный автором для усиления какофонии звуковой, остаточно звучащей в заброшенной церкви. Приходят на ум блоковские - "Двенадцать", где ритмика поэмы нарушена врывающимися уличными голосами... Вот и в "Развалинах"  Щекиной внешнее, безобразное - буквально вламывается в ткань стиха». Это неизбежно разрушает  привычный поэтический  флер.
И уже беззвучно  происходит обрушение развалин, которые  должны были  разбудить нашу бедную память.                Галина  Щекина


Рецензии