О исскувстве архитектуры средних веков

Великие здания, как и высокие горы творения веков,
Великое искусство как мир святой - создание Богов,
Зачем тогда, рожденный из огня небесного кинжал,
Пронзил с стер с лица Земли высокий шпиль центральный
Собора кафедрального в Руане, что тот не задрожал, упал,
И стал пред нами без него, собор готический, собор печальный.
Оставшись лишь в эпохе Возрождения и в памяти входившей в те века?
А если в память, словно луч восхода, прорежется сквозь тучи облаков
Собор Парижской Богоматери,quae mole sua terrorem incutit spectantobus.
И вспомним, как ввел каменный анахронизм Эркандус?
Как заменили белым цветом витражи над стрельчатыми окнами,
Причетник увидав бы храм бежал, другие, опустив глаза, умолкли бы...
Очаровательная колокольня, как Сент-Шапель, ее сосед, снесенный шпиц,
Попала в руки архитектора с непогрешимым вкусом - пала ниц
И стал на ее свод свинцовый пластырь.
Она же, так стройна, остроконечна, вонзалась в небо и опережала башни,
Пусто теперь пересеченье свода и внемлят красоте ее лишь мысли наши.
Религиозные смуты, политика, не умертвляли так сильно, как мода времен,
И форма и символ погибли и смысл безжалостной силой снесен.
Рукой ли человека, ли природы, как говорят: что сотворил, то умертвлю,
Воздвигли на Земле Святые своды, и разрушали их в пожизненном бою...


Рецензии