Есть в Батавии маленький дом

(вечный ремейк)


Есть в Батавии маленький дом,
Он стоит на утесе крутом.
В этом доме в двенадцать часов
Старый негр отпирает засов.

И за тенью является тень,
И скрипит под ногами ступень.
Звон бокалов и говор гостей,
стон гитар, стук игральных костей.

Но за час до скандалов и драк
Там зловещий сгущается мрак –
И срывается брань с языка,
И срезается жизнь с волоска.

            «Дорога в жизни одна,
            Всех к смерти ведёт она.
            Днём раньше, днём позже умрёшь,
            А прошлого уж не вернёшь.

            Один раз в жизни живёшь,
            Что можешь от жизни берёшь,
            Но девушек пылких
            И рома бутылку
            С собой на тот свет не возьмёшь!»

Из-за пары распущенных кос,
Что пленили своей красотой,
С оборванцем подрался матрос,
Подбиваемый шумной толпой.

Оборванец был ловок и смел.
Он и пил, и грешил - не хмелел.
А матрос и в любви был горяч,
И в бою не знавал неудач.

Время за полночь было тогда –
где-то вспыхнула злая звезда,
и сверкала очами она –
та, чьи косы роскошнее льна.
 
            «Дорога в жизни одна,
            Всех к смерти ведёт она.
            Днём раньше, днём позже умрёшь,
            А прошлого уж не вернёшь.

            Один раз в жизни живёшь,
            Что можешь от жизни берёшь,
            Но девушек пылких
            И рома бутылку
            С собой на тот свет не возьмёшь!»

И сцепились два тела, дрожа,
И сверкнули два острых ножа,
И с кровавою пеной у губ
Рухнул наземь немеющий труп.

Вытер вор окровавленный нож:
- Знай, мол, наших и наше не трожь!
Он склонился, вгляделся – и вдруг
выпал нож из трясущихся рук!

Больно ночь приключилась светла,
Больно быстро звезда истекла...
И бродяга слезы не унял:
Он братишку родного узнал.

            «Дорога в жизни одна,
            Всех к смерти ведёт она.
            Днём раньше, днём позже умрёшь,
            А прошлого уж не вернёшь.

            Один раз в жизни живёшь,
            Что можешь от жизни берёшь,
            Но девушек пылких
            И рома бутылку
            С собой на тот свет не возьмёшь!»

А красотка стояла в дверях,
Щекотала косою косяк,
И глядела на стынущий прах,
Над которым склонился босяк.

Оглянулся несчастный - и вдруг
Злое жало метнулось из рук
И ужалило белую грудь...
- Доигралась, лохматая блудь?!

И судила-рядила толпа,
Как жестоко обчёлся матрос
И пропал оборванец сглупа
из-за пары распущенных кос...

            «Дорога в жизни одна,
            Всех к смерти ведёт она.
            Днём раньше, днём позже умрёшь,
            А прошлого уж не вернёшь.

            Один раз в жизни живёшь,
            Что можешь от жизни берёшь,
            Но девушек пылких
            И рома бутылку
            С собой на тот свет не возьмёшь!»

Есть в Батавии маленький дом,
Он стоит на утесе крутом.
Там за час до скандалов и драк
Кровь играет и льётся коньяк.

            «Дорога в жизни одна,
            Всех к смерти ведёт она.
            Днём раньше, днём позже умрёшь,
            А прошлого уж не вернёшь.

            Один раз в жизни живёшь,
            Что можешь от жизни берёшь,
            Но девушек пылких
            И рома бутылку
            С собой на тот свет не возьмёшь!»

-------------------------------------------
Прослушать эту песню можно здесь:


Рецензии
Иван, дайте, пожалуйста, ссылку для прослушивания в замечаниях. Ссылка из текста показывать неизвестно что. Мы пели эту песню в общаге в начале 60-х Мелодия не такая, как в интернете "У костра" и в "дворовых песнях".
Ваш вариант классический и, ессесно, грамотный!
Прослушаю, покажу наш.
Спасибо!

Евгений Нищенко 2   04.02.2014 19:51     Заявить о нарушении
Евгений, по этой ссылке надо действовать так:аккуратно выделить её полностью - щёлкнуть на выделенном правой кнопкой мышки - вывалится закладка, где ниже "копировать" есть "перейти на сайт..."(искомый)- щёлкаете левой кнопкой на этой строчке: сразу открывается нужная песня. Попробуйте - должно получиться!
Если нет (что маловероятно)- просто вставьте эту ссылку в строчку поиска (самая верхняя на экране) и стукните энтер. Повторю здесь эту же самую ссылку:http://music.lib.ru/editors/t/taburetkin_i_i/alb1.shtml#estx_w_batawii_malenxkij_dom
Я первое время тоже затруднялся, пока случайно не щёлкнул на этой выделенной ссылке правой кнопкой. Ещё деталь: Левой щёлкайте не на стрелке справа (в конце ссылки), а прямо на тексте ссылки, посредине её!

Спасибо за интерес. Кстати, я иногда слушаю "Гавань" и диву даюсь, насколько можно изуродовать давно известные песни нашей молодости не только отважной псевдомелодикой, но и жутким, квёлым исполнением. Не все, конечно, но довольно многие. Хотя частенько бывают и неожиданные удачи.

Ну и Вам - удачи!


Иван Табуреткин   04.02.2014 21:35   Заявить о нарушении
Вот сейчас я попробовал проделать всё тут же - в моём замечании, - и сразу открылась "Батавия".

Дерзайте!

Иван Табуреткин   04.02.2014 21:42   Заявить о нарушении
Спасибо, Иван, добрался, наконец, до звука, правда через скачивание. Песня - она! Мелодия - "наша"! Чуть разница в нюансах.
Впервые я услышал эту песню в 1964 году от Вити Резниченко из ХАДИ - харьковского автодороджного - студенты были у нас в Шахтах на практике в ДРСУ, где я летом подрабатывал на ремонте дороги. Пел он её зажигательно, но с полагающейся грустью. Естественно - семиструнка, бой восьмёрка. В конце была путаница в словах - получалось море крови и непонятно, кто кого зарезал. В Ростове, в общаге, под эту песню, мы 22-х летние зрелые мужи, со следами страстей на лице, грустили за стаканчиком белого портвейна о безвременно ушедшей молодости!
Как только налажу запись, сброшу ссылку.
Побегу смотреть Ваш стёб!

Евгений Нищенко 2   05.02.2014 09:04   Заявить о нарушении
Добро. Жду.

Иван Табуреткин   06.02.2014 00:24   Заявить о нарушении
http://www.realmusic.ru/songs/1203131

Вот здесь песня в том виде, как мы её пели тогда. Почему-то не могу вставить текст.
УКстати: править дворовые песни дело проигрышное - "правильные" строчки не поются, и получается конфетка из того, что было. Например, я столкнулся с тем, что "Стон гитар, стук костей" сто-сту - почти скороговорка. Хорошо проговаривается "Дрожит предутренний мрак" , а правильное "Здесь зловещий сгущается мрак" - нагромождение согласных.
Да и по смыслу: почему дом маленький, если там полсотня гостей - не меньше, почему "тени" приходит потихоньку, а потом дым коромыслом и т. д.
Жду замечаний. Вокальные данные вне критики.

Евгений Нищенко 2   08.02.2014 18:00   Заявить о нарушении
Глубокоуважаемый Евгений! Привожу Вам тот текст, который принадлежит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО моему перу – и потому мне странно слышать целые куски из него в Вашем исполнении как петые Вами в далёкой молодости:

.................................................
Но за час до скандалов и драк
Там зловещий сгущается мрак –
И срывается брань с языка,
И срезается жизнь с волоска.

...................................................
Подбиваемый шумной толпой.
..................................................
Оборванец был ловок и смел.
Он и пил, и грешил - не хмелел.
А матрос и в любви был горяч,
И в бою не знавал неудач.

Время за полночь было тогда –
где-то вспыхнула злая звезда,
и сверкала очами она –
та, чьи косы роскошнее льна.

...................................................
Рухнул наземь немеющий труп.

Вытер вор окровавленный нож:
- Знай, мол, наших и наше не трожь!
Он склонился, вгляделся – и вдруг
выпал нож из трясущихся рук!

Больно ночь приключилась светла,
Больно быстро звезда истекла...
И бродяга слезы не унял:
Он братишку родного узнал.

А красотка стояла в дверях,
Щекотала косою косяк,
И глядела на стынущий прах,
Над которым склонился босяк.

Оглянулся несчастный - и вдруг
Злое жало метнулось из рук
И ужалило белую грудь...
- Доигралась, лохматая блудь?!

И судила-рядила толпа,
Как жестоко обчёлся матрос
И пропал оборванец сглупа
из-за пары распущенных кос...

................................................
Там за час до скандалов и драк
Кровь играет и льётся коньяк.

Далее. Я не случайно сделал перед текстом пометку «вечный ремейк», имея в виду, что любой дворовый текст претерпевает в своей истории множество исправлений, добавлений и даже искажений, то есть не вполне грамотных поправок. Это отнюдь не означает, что «править дворовые песни дело проигрышное», - не могу согласиться потому хотя бы, что «правильные/неправильные» строчки – характеристика весьма расплывчатая, бездоказательная, субъективная, вкусовая, потому и сомнительная. И вы сами себе противоречите, подтверждая это: приводя примеры «стон – стук» (при чём тут скороговорка? обычная для стихотворения фонетическая игра). А кроме того, дворовые песни потому-то и дворовые, уличные, устнонародные – не канонические! – потому, что открыты для многократных перепевов и переделок.
Вместе с тем, выражение "дрожит предутренний мрак" отдает гораздо более книжным, салонным оборотом, чем банальная устнонародная страшилка "там зловещий сгущается мрак", мелодраматическая вполне в духе городского фольклора.
В моём тексте отсутствует «нагромождение согласных», о котором Вы говорите: у меня в неточно цитируемой Вами строчке не «ЗДЕСЬ», а «ТАМ зловещий сгущается мрак», и артикуляция звуков абсолютно незатруднительная. Вас, видимо, ввело в заблуждение скопление БУКВ. Тогда как речь должна идти о ЗВУКАХ, а среди так называемых согласных ЗВУКОВ есть и смычные, и щелевые, и взрывные, и плавные (ПОЛУГЛАСНЫЕ)! И шипящие, и свистящие. Но в устнонародной песенной традиции постоянно обыгрываются разные звуковые явления, в частности, например, аллитерация. Другой вопрос, насколько умело, уместно и естественно. Но и тут не всякое ухо и не всякий опыт абсолютно виртуозен и неоспорим.
Что «дом маленький» - вопрос не к нам с Вами, а к первоисточнику, который пока анонимен. Точно так же, как и вопрос об «утёсе крутом»: с какой стати «в этот час у ЦЕНТРАЛЬНЫХ ВОРОТ ПРОХОДИЛ ПОЛИЦЕЙСКИЙ ОБХОД...» - на утёсе! крутом! – что, собственно, я и вовсе исключил по причине вполне ощутимой несуразицы. Хотя подобные, хотя и менее "крамольные", курьёзы характерны именно для уличных песенок.
С искренним уважением к Вашей заинтересованности и с пожеланием успехов

Иван Табуреткин   10.02.2014 00:28   Заявить о нарушении
Дорогой Иван! Я виноват целиком и полностью! Дело в том, что в Реалмюзик (единственной, доступной моему уровню звуковой странице) исчезла графа публикации текста, в которой я намеревался оговорить, что в некоторых, правленых в соответствии со здравым смыслом куплетах, использованы строки и тематика из ремейка Ивана Табуреткина. И указать, какие именно. Но, пока я искал графу "текст", меня свалил грипп и у меня разъехались копыта. Чуть приду в себя, устраню эти досадные недоработки.

Ваш вариант классичен и высокопробен и имеет полное право на самостоятельное существование.

Моя цель максимально приблизиться к первоначальному варианту, "к истокам", избежав, по возможности, логических нелепостей. Но - сохранив при этом "неуклюжести" дворовых оборотов речи.
Я прослушал более десятка исполнителей этой песни, везде полный разброд по мелочам, но основа песни цела. К примеру, живуча строка "оборванец был ловок и смел", в одном случае "он матроса зарезать сумел", в другом "и ножом он неплохо владел". Некоторые не поют о гибели девушки - жалеют!
Утёс необязательно скала среди моря – чаще это участок суши с обрывистым берегом. Ходят «тени» - придут и полицейские. Они крышуют этот домик и своего не упустят.
Но, благодаря Вашему замечанию, я вспомнил «харьковский» вариант от 1964 года:
И когда в эту ночь у ворот
Постучал полицейский обход,
То убийца был бледен как мел
И качаясь на трупом он пел:

Мы, в общаге пели тоже максимально «окультуривая» текст
Ниже я привожу только «харьковский» вариант. Бавария не портовой город и мы пели «Под Батайском есть маленький дом» - в честь друга из пригорода Ростова.
И ударение в «слУга-негр»

Есть в Баварии маленький дом

Есть в Баварии маленький дом,
Он стоит на утесе крутом.
Каждой ночью в двенадцать часов
Слуга-негр отпирает засов.

И за тенью является тень,
И скрипит под ногами ступень,
И от частых скандалов и драк
Дрожит предутренний мрак.

Звон гитар, стук игральных костей,
Смех служанок и говор гостей – (какие служанки в гадюшнике?)
В этом доме играют и пьют
И о чём-то так странно поют:

«Дорога в жизни одна,
Всех к смерти приводит она.
Днём раньше, днём позже умрёшь,
Прошедшего ты не вернёшь.

Один раз в жизни живёшь,
Что можешь от жизни берёшь,
Но девушек пылких и рома бутылку
С собой на тот свет не возьмёшь!»

Из-за пары распущенных кос,
Что пленили своей красотой,
С оборванцем подрался матрос,
Подстрекаемый пьяной толпой.

И свилися два тела, дрожа,
И сверкнули два острых ножа,
И с алою пеной у губ
На пол грохнулся труп.

И когда оборванец привстал,
Чтоб врага своего увидать,
В нём он брата родного узнал,
Не пришлось ему раньше узнать.

Ликовала, шумела толпа
И рыдал оборванец босой,
Только тихо стояла она,
Белокурой играя косой.

Ещё раз приподнялся матрос
И открыл голубые глаза,
Ещё раз блеснул в воздухе нож
И окрасилась кровью коса.

И когда в эту ночь у ворот
Постучал полицейский обход,
То убийца был бледен, как мел,
И качаясь над трупом он пел:

«Дорога в жизни одна,
Всех к смерти приводит она.
Днём раньше, днём позже умрёшь,
Прошедшего ты не вернёшь.

Один раз в жизни живёшь,
Что можешь от жизни берёшь,
Но девушек пылких и рома бутылку
С собой на тот свет не возьмёшь!»

====
1964 год. Харьков – Ростов.
Заучено со слов Виктора Резничеко.
Вопроса кто кого зарезал не возникало – мы избегали нелепых участков текста.
Некоторые из мною прослушанных мною поют близко к этому варианту.
Очевидно, мелодии рознятся по регионам - я воспользовался мелодией Юга России и Северного Кавказа.

Вот парочка вариантов текста всех времён и народов :
http://music.nur.kz/1209863-doroga-v-zhizni-odna-est-v-bavarii-starenkij-dom
и
http://muzofon.com/search
( http://music.nur.kz/1209863-doroga-v-zhizni-odna-est-v-bavarii-starenkij-dom
http://muzofon.com/search (володя григорян ресторан крым есть в батавии)}
Многие строчки трудно приватизировать, поскольку они исхожены - изъезжены.
То, что Ваше, Иван, несомненно, Ваше и обжалованию не подлежит.
Вот, что я у Вас украл:
1. … и вдруг,
Выпал нож из трясущихся рук (правильнее «из затрясшихся» )
2. … а матрос был горяч,
И в бою он не знал неудач.
Всё.
Про «лохматую блудь» и я ни сном, ни духом!
О ловкости оборванца и его умении владеть ножом - было.
Адвоката я отпускаю, за неимением состава преступления! ( : - )

Далее: я, возможно, нечётко выразился: я говорил не о неблагозвучностях в Вашем тексте, я говорил от том, что дворовая песня предпочитает удобопроизносимые вариатны фраз, в ущерб их логическому построению.
Это уже имеет отношения ни к Вам, ни ко мне.
Разве не очевидна мелодика звонких согласных в строке «Звон гитар, стук игральных костей» - перекличка звонких и глухих согласных. Можно петь «стон гитар», но строка тускнеет. В неспешном, «романсовом» исполнении допустимо, но в темповом – цепляется за зубы. Да и трудно, вот так сразу, отказаться от миллион раз замыленного слово-звукр-сочетания «звон гитар».
То есть: только что сказанным я декларативно заявляю, что дворовая песня должна быть в меру безграмотной по тексту и примитивненькой по теме– иначе она становится поп-музыкой.
Но это никого, ни к чему – НЕ ОБЯЗЫВАЕТ! Дворовых бардов миллионы, есть неплохие голоса и «хватка» на гитаре, но ценителей слова среди них ноль целых, ноль десятых. Некоторые просто стеснятся быть «дюже грамотными».
Я пытался очень скромно довести до ума несколько старых «вокзальных» песен – ерунда получается, такое впечатление – чем нелепее, тем более живуче (как и многое в жизни).
На ремейк я не замахивался – это не мой уровень.
Вы над всем этим. Вы на верном пути.
Ведь есть несколько вариантов «Очи чёрные» и много другого.
Не стоило мне, Иван, после Вашего исполнения слушать другие варианты - пуст её Монсеррат Кабалье поёт!

С уважением, извините за интеллигентскую краткость!
Тема неподъёмная!

Евгений Нищенко 2   11.02.2014 14:30   Заявить о нарушении
Я продублировал ссылки - на всякий случай!

Евгений Нищенко 2   11.02.2014 14:58   Заявить о нарушении
Дорогой Евгений! Спасибо за мудрость и честность: не зная Вас близко и долго, я, откровенно говоря, несколько опасался резкой отповеди обиженного человека. И рад, что ошибся в этом, но зато не ошибся в Вас!
В главном, я думаю, мы единодушны, а мелочи и частности вполне можно отнести к тому сАмому, о чём либо не спорят, либо спорят без особых претензий и амбиций.

По поводу приведённых мной выше фрагментов текста: это выборка тех строф и отдельных строк, которые я отважился досочинить или подправить. Я сделал эту выборку, чтобы сориентировать Вас, где Вы цитировали уже меня, а не предыдущие источники. Но недоразумение и моё недоумение Вы теперь рассеяли - и всё прояснилось.
Прошу прощенья, что и я не вполне аккуратно выбрал, "прихватив" попутно и строчку-другую у предшественников. Но не хотелось и не было времени сверхточно отделять зёрна от плевел - тогда и выборка получилась бы неудобоваримая, наклочкованная.

Помимо всего прочего, я бы отметил, что всякий "ремейкер" более или менее осознанно придерживается и сюжетной, и идейной установки, заданной первопроходцами, конечно, в разной степени строго или произвольно - насколько это допустимо с точки зрения узнаваемости оригинала и признаваемости права на правку.
В известной степени такая работа сродни и художественному переводу, и даже пародии - в самом невинном смысле.

В общем, тема эта неисчерпаема и многоаспектна, хотя речь и идёт о таком "несерьёзном" жанре, как дворовая, уличная, фольклорная песня. А главный и заметный мотив в городском фольклоре этого типа - мелодраматическая, душераздирающая экзотика или экзотическая мелодрама. Маленькие трагедии, курьёзы, приключения, страдания - реалии КАК БЫ иностранного пошиба и часто книжного посыла. Пираты, бандиты, острова, утёсы, пальмы, испанцы, мексиканцы, американцы, сильно смахивающие на российского мужичка своими страстями, замашками и речевыми оборотами.

Спасибо за внимание и понимание!

Иван Табуреткин   11.02.2014 18:33   Заявить о нарушении
Ах, какая фразочка: "мелочи и частности вполне можно отнести к тому сАмому, о чём либо не спорят, либо спорят без особых претензий и амбиций." Прелесть, изящество!!!
Всё, что я не договорил в своём посте, Вы Иван великолепно сказали за меня.
У Вас великолепные поэтические образы про звезду вспыхнувшую и истекшую, про злое жало, метнувшееся из рук - я думаю найдутся среди бардов ценители поэтического слова.
Вы не опечатались: <щекотала губою "косяк"> - извините, шутка, кергуду, бамбарбия!
Спасибо, Иван, рад знакомству, оклемаюсь, похожу по Вашей

Евгений Нищенко 2   11.02.2014 19:50   Заявить о нарушении
Преодолеть и поправиться!

Иван Табуреткин   11.02.2014 20:44   Заявить о нарушении