О творческой личности

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет дистанционного обучения








КУРСОВАЯ РАБОТА



Индивидуально-психологическая характеристика личности
творческого человека






Выполнила:

Научный руководитель:





Москва 2011
 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА
7
1.1 Феноменология творчества и творческой личности 10
1.2 Психологическая характеристика личности творческого человека
11
1.3 Сравнительный анализ индивидуально-психологической характеристики личности творческого человека
14
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА II: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА
20
2.1 Методологические основы изучения «творчества» и творческой личности 21
2.2 Методики 22
2.2.1 Беседа 22
2.2.2 Анкета 22
2.2.3 Психогеометрический тест 22
2.2.4 Методика Свободного Самоописания 23

2.2.5 Методика «Мандала» 23
2.2.6 «Мини-мульт» 24
2.2.7 Анализ продуктов деятельности 24
2.2.8. Тесты для определения ведущей руки 24
Выводы по второй главе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 36
СОДЕРЖАНИЕ




 
Введение
Актуальность исследования заключается в освещении современных отечественных подходов к пониманию творчества и особенностей личности творческого человека, его ценности в современном обществе, для развития которого продукт его деятельности имеет, бесспорно, большую важность.
Постановка проблемы – каковы индивидуально-психологические характеристики личности творческого человека?
Состояние разработанности проблемы исследования.
Исследованию творчества и личности творческого человека в том или ином объеме уделяли внимание многие известные психологи: Е. Рибо (1901), Овсянико- Куликовский (1902),  А. Пуанкаре (1910) , Б.А. Лезин (1907, 1927), П.К. Энгельмейер (1910), А.М. Евлахов (1910, 1912, 1929), И.А. Затуленьев (1915), П.И. Вальден (1916), А.М. Блох (1920), И.И. Лапшин (1922), В.Л. Омельянский (1922, 1923), А.Г. Горнфельд (1923), С.О. Грузенберг (1923, 1924), В.Я. Курбатов (1923), Ф.Ю. Левинсон-Лессинг (1923), В.М. Бехтерев (1924), П.И. Карпов (1926), Г.И. Маркелов (1926), А.П. Нечаев (1929), П.М. Якобсон (1934), В.П. Полонский (1934), Я.А. Пономарев (1976), Г.С. Альтшуллер (1961, 1973), Н.А. Бердяев (1989), и многие другие. В настоящее время в нашей стране и за рубежом работы по изучению творчества и личности творческого человека состоят преимущественно из исследований узкой и, чаще всего, прикладной направленности.
Цель исследования: Изучение индивидуально-психологической характеристики личности творческого человека.
Объект исследования: Личность творческого человека.
Предмет исследования: Индивидуально-психологическая характеристика личности творческого человека.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть концептуальные подходы к личности творческого человека.
2. Провести сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик личности творческого человека.
3. Описать психодиагностический инструментарий изучения индивидуально-психологических характеристик творческого человека.
Теоретическая гипотеза исследования основывается на предположении о том, что личность творческого человека характеризуется рядом индивидуально-психологических свойств.
Теоретико-методологические основы исследования составляют:
1. положения о невозможности рассмотрения личности творческого человека вне среды обитания (социального окружения);
2. позиция творчества, как мутации, значение которой спорно;
3. мнение о наличии множества феноменов, как самого творчества, так  и личности творческого человека;
4. философская позиция С.Л. Рубинштейна об основных способах существования человека;
5. комплексный подход к изучению личности творческого человека.
Методы исследования включают теоретический анализ философской, медицинской и психологической литературы; диагностирующие методы: беседу, анкету, психогеометрический тест, метод свободного самоописания (МСС), метод «Мандала», опросник «мини-мульт», анализ-продуктов деятельности, тесты для определения ведущей руки.
Этапы организации исследования:
I. Предварительный (ноябрь 2010г. – январь 2011г.) – знакомство с литературными источниками по психологии, медицине, социологии, философии, истории культуры в соответствии с выбранным направлением работы.
II. Подготовительно-аналитический (февраль 2011г.) – в котором были сформулированы исходные позиции исследования; более полно и обстоятельно изучена выбранная литература по проблеме исследования. Был проведен анализ современного состояния проблемы личности творческого человека. Были определены цель, объект, предмет и задачи исследования; сформировалась рабочая гипотеза, был отработан понятийно-категориальный аппарат.
III. Поисково-теоретический (март 2011г.) – на данном этапе исследовательской деятельности проводилось углубленное изучение индивидуально-психологической характеристики личности творческого человека, проведен сравнительный анализ, сформулирован вывод по первой главе.
IV. Заключительно-обобщающий (апрель 2011г.) – на данном этапе были описаны методологические основы для изучения личности творческого человека, был определен и подобран психодиагностический инструментарий. Проведен теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования. Произведено литературное оформление исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнение понятия личность творческого человека, а так же в анализе его индивидуально-психологической характеристики с позиции философии.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что был проанализирован опыт предшественников по изучения творчества и личности творческого человека и сформирован комплекс психодиагностических методик, позволяющих в дальнейшем уточнить выдвинутое в процессе исследования предположение о творческой зависимости (аддикции).
Научная новизна исследования. Отличие данной работы заключается в разграничении понятий личности творческого человека в социальном и биологическом плане.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрываются концептуальные подходы к изучению личности творческого человека. Во второй главе описан психодиагностический инструментарий изучения индивидуально-психологической характеристики личности творческого человека.


























ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра. Рубинштейн С.Л. (1998, С. 84)

В объяснении творчества принято различать два плана – философский и психологический. Вместе с тем вся история психологии показывает, что каждый раз понимание психического процесса определяется философской позицией исследователя. Именно от нее зависит тот или иной подход в понимании психологии творчества, выделение тех, или иных сторон творческого процесса, выбор соответствующих методов и средств его изучения. Психологические трактовки творчества никогда не были самостоятельными, независимыми от философских концепций последнего.
(Богоявленская Д.Б., 1983, С. 8)
Полагать, будто психология способна проникнуть в тайны творчества, используя одни только собственные средства, безотносительно к истории культуры, это все равно, что уверовать в версию Мюнхаузена о возможности вытащить самого себя за волосы из болота (Ярошевский М.Г., С. 54). Истоки изучения творчества, творческой активности и творческой личности соответствуют и неразрывно связаны с историей психологии, имеющей свои корни в философии. История изучения творчества  начинается с индийской философии «Вед», которые представляют ценнейший материал по проблемам творчества. Но в понимании индийский философов творчество представляется только во внутреннем мире человека, не затрагивая его внешний материальный мир. Конфуцианство (китайская философия) видит творчество уже как созидательное поведение на основе самосовершенствования человека. Древнегреческая философия первая подошла к творчеству как к самостоятельному психическому феномену. Средневековая арабоязычная философия трактовала творчество как квинтэссенцию, неотъемлемую часть человеческой души, вознося творчество до высшей ценности. Современное понимание творчества, испытав на себе влияние всех исторических философских школ и направлений начало формироваться на Западе. Западная философия и психология, в свою очередь, оказали влияние на отечественную психологию. Проанализиров богатый опыт предшествующих поколений, мы условно делим теории творчества на:
1. Нормоцентрические: психоаналитическая теория (К. Юнг), когнитивная теория творчества Дж. Келли, компенсационная теория творчества А.Адлера, теория самовыражения А.Маслоу, ассоциативная теория творчества С.Медника, теория интеллектуальной активности Д.Б. Богоявленской,  «тенденция к самоактуализации» К.Роджерса (Ильин Е.П., СС. 15-18). Инвестиционная теория креативности Роберта Стенберга и Тодда Любарта. (Ильин Е.П., С. 222) Заслуживает внимания теория яркого представителя современного Азербайджана, профессора С. Сеидова понимающего творчество, как охранный механизм психики высшего порядка, позволяющего «личности не только защищать себя от деструктивного влияния окружающей среды, но и смело «бросаться» на раскрытие новых тайн природы, не боясь проблем, которые могут встать у нее на пути. Данный подход снимает с творчества его завесу таинственности, недоступности, уникальности. Несомненно, творчество присуще всем людям как психическое явление, тесно связанное с развитием личности и особенностями ее функционирования.» (Сеидов С.,СС. 167-168)
2. Патоцентрические, которые ориентированы на то обстоятельство, что высокая способность к творчеству (гениальность) соседствует с патологией (помешательством), писали еще Платон, Гораций, Цицерон. Поэтому неслучайно, как отмечает С.В. Максимова (2006), «в истории психиатрии высокая способность к творчеству всегда связывалась с теми или иными формами психических отклонений – эпилепсией (Ломброзо), психотизмом (Г.В. Сегалин), неврозами (З.Фрейд), функциональными неврозами (Н.Н. Баженов). Формула гения по Н.Н. Баженову: сочетание большого таланта с большим душевным страданием. (Ильин Е.П., С. 252).
Основоположником достаточно, по нашему мнению, интересного и поныне спорного подхода к творчеству является К.А. Тимирязев, указавший на «сходство механизмов творческого мышления с механизмами возникновения новых видов в процессе эволюции живых существ» (Симонов П.В., С. 263).  Спорным является вопрос трактовки модальности изменчивости (мутации). Л.Б. Ермолаева-Томина трактует творчество как эволюционный процесс, считая что «Биологическая форма сохранения жизни не ограничивается самосохранением или воспроизведением себе подобных. Не менее мощным является инстинкт сохранения жизни в целом как формы существования материи.
Для  сохранения жизни других человек идет на смерть, на подвиг, на творчество. Все виды творчества направлены «на других», на благо человечества, на сохранение его физической и духовной жизни.» (Ермолаева-Томина Л.Б., С. 23). Что, в нашем видении действительности,  кажется сомнительным – достижения современности в виде ядерных и других, не менее важных и, потенциально, разрушительных технологий – тоже результат чьего-то, без сомнения, гениального творчества в научно-технической сфере. Печальные результаты ошибок при их использовании и непоправимый вред, наносимый экологии многочисленными производствами, скорее говорят об угрозе, наносимой не то, что духовной жизни, но и вообще человечеству, как биологической жизни на планете Земля.
Мы считаем, что «Неправомерно преувеличивать значение мутаций как адаптивного и самодовлеющего фактора эволюции. Сами по себе мутации, как всякие аномалии, - это не фактор эволюции, а фактор дезорганизации. Они являются материалом, основой,…, для действия естественного отбора». (Философские проблемы теории адаптации, С. 206)

1.1. Феноменология  творчества и творческой личности

Творчество – многофакторный феномен, его феноменология неоднородна и широка. Парадоксы творчества включают в себя парадокс: логики, морали, количества, общедоступности, желанности, поиска, модели, сужения бессознательного, детерминантов, продукта и самой творческой личности. (По Сеидову С.)
Как нельзя лучше наше мнение можно выразить словами современника, Самеда Сеидова: «Не может творческий процесс быть парадоксальным, ... а личность, проявляющая творческую активность – нет». (Сеидов С., С. 151)
В подтверждение данной точки зрения в своей книге «Феноменология творчества» он приводит 10 парадоксов С. Чиксентмихайя, доказывающих парадоксальность творческой личности:
1. Творческие люди, будучи чрезвычайно энергичными, в то же время весьма часто спокойны и расслабленны.
2. Творческие люди отличаются умом (высоким интеллектом) и сообразительностью, но одновременно они довольно наивны.
3. Третий парадокс творческой личности – это одновременная «комбинация» у нее игривости и строгости, ответственности и безответственности.
4. В творческой личности постоянно чередуются между собой воображение и фантазия с твердым ощущением реальности.
5. Творческая личность представляет собой «вместилище» таких противоположных черт, как экстраверсия и интроверсия.
6. Творческие люди отличаются удивительной простотой и одновременно высокомерной гордостью.
7. Творческие личности воплощают в себе силу не только своего пола, но также и противоположного.
8. Обычно, творческие люди представляются независимыми бунтарями, отвергающими все социально-культурные устои общества. В то же время невозможно проявлять творчество без приобщения к этим самым источникам культуры.
9. Большинство творческих людей чрезвычайно страстны, субъективны в работе вообще и в своей работе в особенности, но в то же время они могут быть и чрезвычайно объективны в оценке себя и результатов своей деятельности.
10. Наконец, открытость и сенситивность творческой личности часто приводит ее в процессе творчества к тяжелым физическим страданиям и душевной боли, которые, как ни парадоксально, могут доставлять ей непередаваемое наслаждение.
Вот эти противоположные личностные черты наиболее часто характеризуют творческих людей. (Сеидов С., СС. 155-157 с сокращениями)

1.2. Психологическая характеристика личности творческого человека

  Мы разделяем философское мнение С.Л. Рубинштейна о двух основных способах существования человека, на основании которых, по мнению Рубинштейна строится два (по нашему даже три) отношения к жизни.  Первый способ существования человека Рубинштейн трактовал как «жизнь не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Это есть существующее отношение к жизни, не осознаваемое как таковое» (Рубинштейн С.Л., С. 79). Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых случаях моральной неустойчивости), либо другой путь – к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. (Рубинштейн С.Л., С. 79)
  Учитывая то, что творческое в той или иной мере присутствует в каждом человеке, было бы правильным рассмотреть в этой главе три портрета, что, к сожалению, не позволяет объем нашей работы.
  Понимая под личностью органическое целое, не разлагаемое на части, в котором можно лишь выделить те или иные стороны для удобства анализа (Мясищев В.Н., С. 197) мы сосредоточим внимание на последнем, самом интересном, который и соответствует в полной мере нашему представлению о личности творческого человека, создателя уникальных шедевров.
  В этом мы положимся на работы, отразившие колоссальный опыт Я.А. Пономарева, выдающегося российского ученого, внесшего неоценимый вклад в  изучение творчества и личности творческого человека, который сам являлся разносторонне одаренным человеком - хорошо рисовавший, писавший стихи, любивший и понимавший музыку. Им были выделены следующие признаки гениальности, как высшей степени творческих проявлений личности, выражающейся в творчестве (Большой психологический словарь, С. 90): особенности перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности.  (Пономарев Я.А., 1976, С. 222)
  К числу перцептивных особенностей личностей, обладающих огромным творческим потенциалом, чаще всего относились необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость. К числу интеллектуальных – интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний.
  Среди характерологических особенностей Пономаревым подчеркивались уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе; специфическая черта творца характеризовалась как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности. (Пономарев Я.А., 1976, СС. 222-223)
  Среди многообразия качеств личности, играющих немалую роль в периферических компонентах психологического механизма творчества, на первый план выдвигаются два образования, тесно связанные со смыслом, который иногда вкладывают в понятие «креативность». Сюда Пономарев относил: во-первых, мотивационную напряженность, т.е. формально-динамическую характеристику поисковой доминанты – «интеллектуальную активность», инициативу; во-вторых, сенситивность – повышенную чувствительность к субдоминантным (интуитивным, побочным) образованиям, от степени выраженности которой существенно зависит, например, успех интуитивного решения, успех фиксации и реализации побочных продуктов. (Пономарев Я.А., 1989, С. 376)
  Другими авторами приводятся следующие черты, присущие личности творческого человека: впечатлительность, тщеславие и влюбчивость, способность сопротивляться эффекту «атмосферы», высокая творческая инициатива, способности к широкой категоризации и идиосинкразии, устремленность к определенному роду деятельности, «последовательность, цепкость внимания», высокая эстетическая чувствительность, эстетическая эмпатия, чувство формы и стиля, перфекционизм, высокая толерантность к неопределенным ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях, высокий контроль за поведением и эмоциями, предприимчивость, склонность к риску, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность, любознательность (познавательная потребность), упорство, некомформность суждений, оригинальность, сила Я, связанная с возможностью автономного функционирования и устойчивостью к давлению социального окружения (социальная смелость), способность к высокой концентрации внимания, сосредоточенность, колоссальная работоспособность и др. (по Ильину Е.П., СС. 225-249)

1.3. Сравнительный анализ индивидуально-психологической характеристики личности творческого человека

  В сказанном выше приведены множественные характеристики, которые присущи личности творческого человека, творцу с большой буквы. Что вызывает негативное отношения к подобной личности, почему и в наше время ведутся серьезные научные споры о гениальности и безумии?
  Для начала определимся, с какой позиции мы будем анализировать личность творческого человека. Учитывая то, что творчество и, соответственно,  личность творческого человека стоят на стыке внимания разных  наук, мы сделаем попытку рассмотреть личность творческого человека с позиции философии, как матери многих наук. Поэтому будет правильным рассматривать любую личность, а личность творческого человека особенно, прежде всего, как современника определенной эпохи, что непосредственно отражается на множестве ее социально-психологических свойств. (Ананьев Б.Г., С. 70) Соглашаясь с С. Сеидовым в том, что «… творчество представляет собой возможность оперирования человеком обеими сторонами противоположностей, существующих как внутри, так и вне его» мы разделяем его мнение о том, что именно такую личность и стоит назвать «творческой». (Сеидов С., С. 157)
  В философских традициях патологию («Патос») принято понимать как деятельность и изменение души под каким-либо воздействием. Нормальным признается то, что присуще большинству представителей популяции. «Норма» - диапазон вокруг «средней психики», а патология – все то, что выходит за пределы этого диапазона. Психическая норма и патология определяются в терминах приспособления или адаптации к среде. Успешная адаптация к социальной среде – условие выживания. Психическая норма – наличие личностных черт, индивидуальных особенностей, устойчивых нравственных ориентиров: заинтересованность в мире, оптимизма, продуктивности, способности к самореализации, к свободному осуществлению выбора из различных альтернатив. Норма как образец гармоничной личности, которая ищет свое место в жизни и в мире, преодолевает препятствия на пути реализации своих уникальных жизненных смыслов и ценностей. (Рощина И.Ф., Сл. 42-44) В свете сказанного логично продолжить тем, что любая болезнь - не что иное, как форма естественной защитной реакции организма на воздействие вредоносных факторов. (Рощина И.Ф., Сл. 42-44) Отсюда,  выводятся предположения о том, что яркие проявления творчества, шедевры, как продукты деятельности личности творческого человека и сама личность творческого человека, не всегда понятная своими сильно выраженными своеобразными чертами, не являясь «нормой» относятся к патологии, как форма приспособления. Стоит учесть, что приспособление через болезнь при некоторых чрезвычайных обстоятельствах необходимый и подчас единственный способ выживания (Философские проблемы теории адаптации, С. 174). Но патология – все то, что связано с повреждением или распадом личности, ее целостности и мерилом психологической нормальности принимается сохранность личности. (Рощина И.Ф., Сл. 46)
   Известный советский психиатр В.А. Глазов в своей монографии «Шизофрения» вышедшей в 1965г. писал «… стирание границ между душевным здоровьем, психопатией и шизофренией, сделало весьма затруднительным отграничение шизофрении не только от других клинических форм психозов, но и от патологических характеров.» (Глазов В.А., С. 9)
  Е.И. Теплицкая, давая клиническую характеристику больных «начальной шизофренией» в период от появления первых клинических признаков заболевания до определения формы шизофрении и развития выраженного заболевания говорит о наблюдении у больных постепенного изменения личности, появления необычных свойств и особенностей, возникновении новой позиции к самому себе и окружающему. Но так же, отмечает, что «У больных начальной шизофренией мы не наблюдали выраженных расстройств мышления, бессодержательных ответов, но отмечались вычурность суждений, резонерство, витиеватость высказываний, соскальзывание. Эмоциональные изменения были еще не резко выражены, но появлялись признаки эмоциональной неадекватности. «…» Расстройства самоощущения, мышления и эмоций отражаются в рано проявляющихся бредовых  идеях отношения, преследования, воздействия. Галлюцинации (преимущественно слуховые) отмечаются несколько позже. Иногда при обычном клиническом наблюдении они незаметны и обнаруживаются лишь во время исследования». (Теплицкая Е.И., С. 14-15) То есть, мнение о родственности гениальности и патологии имеет право на существование. Но не будем забывать, что среди гениев встречаются больные люди,  и не чаще чем среди обычных людей, просто их безумие более заметно, т.к. эти люди привлекают к себе больше внимания. (Приложение 1)   
  Психопатические личности – это такие личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или общество.  Находясь в обычной жизни  легко вступают в конфликт с правилами общежития, с законом, но оказавшись, добровольно или по приговору суда, в стенах специального заведения для душевнобольных, не менее резко отличаются и от обычного населения этих учреждений. (Ганнушкин П.Б., С. 51) Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным. Чтобы правильно оценить это обстоятельство, надо еще помнить, что в создании гениального произведения принимают участие два фактора: среда (эпоха) и творческая личность. Что многие психопаты именно благодаря своим психопатическим особенностям должны быть гораздо более чуткими к запросам эпохи, чем так называемые нормальные люди, после сказанного понятно само собой. Историю интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер. Творческая личность, отступая перед историей на задний план, по своей биологической ценности вовсе не должна обязательно иметь то же положительное значение, какое объективно принадлежит в соответствующей области ее творению. Спор о том, представляет ли гениальная личность явление дегенерации или прогенерации, по существу бесплоден и является в значительной мере результатом незакономерного смещения биологической и социальной точек зрения. (Ганнушкин П.Б., С. 53)
Но прежде чем перейти к выводам по первой главе учтем мнение В.М. Бехтерева: «С тех пор, как человек перешел в условия социальной жизни, естественно, что эти условия, как благоприятствующие существованию отдельных индивидов, должны являться высшими определителями внешних отношений к окружающей среде. По этому даже в неблагоприятные для самого индивида, но благоприятные для других членов сообщества внешние воздействия, «…», могут возбуждать стеническую реакцию и наступательные действия, тогда как благоприятные для самого индивида, но неблагоприятные для других членов сообщества внешние воздействия должны возбуждать оборонительную реакцию».  (Бехтерев В.М., С. 397)
Мы соглашаемся с позицией В.М. Бехтерева о том, что основанием деления индивидуальных особенностей личности должно быть относительно органических (физиологических) или социальных психорефлексов. (Бехтерев В..М., С. 399) И, проводя аналогию, считаем, что творчество есть «личная реакция, несмотря на ее сложность, подчинена определенной закономерности, а потому может быть предсказываема при знании внешних обстоятельств и при полном знакомстве с прошлым и личными особенностями данного человека» (Бехтерев В.М., С. 402)
 
Выводы по первой главе

В полной мере разделяя философское мнение о том, что «В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой» (Философский словарь, С.223) и учитывая мнение П.Б. Ганнушкина о том, что «в нерезко выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» людям» (Ганнушкин П.Б., С.53), мы сделали предположение о том, что человек, возможно имеющий те или иные предпосылки или уже проявившиеся заболевания (психические или соматические) пытаясь адаптироваться к среде существования, посредством творческой реализации, как социально приемлемой формы, впадает в зависимость (аддикцию) от творческого процесса, причем с совершенно непредвиденным исходом. (Приложение 2)
А.Ю. Егоров, профессор кафедры психиатрии и наркологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета в своей монографии «Нехимические зависимости» считает, что под нехимическими аддикциями (к которым мы относим творчество) следует подразумевать такие аддикции, «при которых объектом зависимости становится поведенческий паттерн» (Егоров А.Ю., С. 15), который обычно характеризуется получением немедленного удовольствия («кратковременная награда») и часто сопровождается отставными отрицательными последствиями («долговременные издержки») (Егоров А.Ю., С. 7). Но при этом не считает аддиктивное поведение заболеванием по существу (Егоров А.Ю., С. 9). Что в отношении творчества и личности творческого человека заслуживает более полного и серьезного изучения.






















 
ГЛАВА II. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

Мы принимаем во внимание, что в прошлом творчество исследовали следующими методами:
1.Объективно-аналитическим (Л.С. Выгодский) – в рамках этого метода главным образом анализировались произведения искусства, продукты творчества, творения.
2.Формирующий эксперимент.
3.Самонаблюдение – один из самых древних и спорных методов изучения творчества.
4.Биографический.
5.Контент-анализ (Стандартизированные, формализированные средства обработки творческого продукта).
6.Сенсорное стимулирование
7.Арт-терапия (Х. Принцхорн, М. Мерфи).
8.Моделирующий эксперимент (В.Н. Дружин, Н.М. Гнатко).
9.Лонгитюдное исследование (Л. Термен).
10.Психогенетический эксперимент.
11.Константирующий эксперимент (П. Торренс, Дж. Гилфорд).

2.1. Методологические основы изучения «творчества» и творческой личности

Интересен метод исследования интеллектуальной активности личности как творческой функции Д.Б. Богоявленской. Под интеллектуальной активностью Д.Б. Богоявленская подразумевала чисто личностное свойство,  «это свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие познавательных факторов в их единстве, где абстрагирование одной из сторон невозможно» (Богоявленская Д.Б. 1983, С. 24) «Истинно творческой личностью может быть человек и одержимый, и увлекающийся, им может быть ученый-эрудит, и человек от станка, но в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень интеллектуальной активности» . Богоявленская Д.Б. (1983, С. 167)
Я.А. Пономарев, понимая творчества «как механизм продуктивного развитии» (Пономарев 1976, С. 12), считал правильным системно-структурный подход к проблеме изучения творчества и личности творческого человека. (Пономарев Я.А., 1976, С. 227)

2.2. Методики

  Понимая сложность понятия личность сразу же  скажем, что не видим какого-либо одного определенного метода исследования личности творческого человека, какими бы достоинствами не обладал этот метод – ни один не сможет дать цельную характеристику личности творческого человека. По нашему мнению, исследование личности творческого человека должно быть многокомпонентной совокупностью способов и приемов изучения различных психологических проявлений личности, по форме и условиям состоящая из комбинации экспериментальных (формализованные методы – опросники, проективные методики) и неэкспериментальных (малоформализованные методы - беседа, анализ продуктов деятельности), прямых и косвенных исследовательских и обследовательских (психодиагностических) методов исследования. По этому, на перспективу развития работы в данном направлении нами были выбраны следующие методики: 1) Беседа, 2) Анкета, 3) Психогеометрический тест, 4) Методика Свободного Самоописания (МСС), 5) Методика «Мандала», 6) «Мини-мульт», 7) Анализ продуктов деятельности, 8) Тесты для определения ведущей руки.


2.2.1. Беседа

Беседа является основой большинства вербальных психологических методик. Она служит основой процесса психоконсультирования и большинства видов психотерапии. Беседа в начале нашего исследования должна служить не только целям знакомства с испытуемым, но и для создания доверительных отношений, что является важным условием для получения достоверных результатов при использовании других методик.
 
2.2.2. Анкета

  Необходимость введения в блок исследований личности творческого человека анкетного опроса (анкетирования) необходимо для получения более достоверной, значимой, полной информации и правильной интерпретации результатов проективных методик, т.к. рисуночные тесты (к которым относится методика Мандала) будут трактоваться совсем иначе (зеркально) в ситуациях правша/левша/амбидекстр, для уточнения этого в блоке исследования представлены тесты для определения ведущей руки. По мимо этого статистически и исследовательски важным считаем пол, возраст, наличие соматических и иных заболеваний на момент проведения исследования, т.к. это существенно отражается на его результате.

2.2.3. Психогеометрический тест

  Психогеометрия – современная уникальная практическая система анализа личности (достоверность достигает 85%), которая позволяет:
1. за минимально короткий срок определить форму или тип личности конретного человека;
2. дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека;
3. составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях (Карелин А., С. 172-173)

2.2.4. Методика Свободного Самоописания (МСС)

  Методика Свободного Самоописания (МСС) может быть отнесена одновременно и  к классу проективных методик, и  к вербальным самоотчетам. Самоописание, является  свободным неструктурированным текстом,   результатом спонтанного самовыражения, что позволяет  его рассматривать в качестве проективного продукта.

2.2.5. Методика Мандала

Джоанна Келлог, автор карточного теста MARI (Mandala Assessment and Research Instrument), считала, что мандала отражает не только отношения человека с внешним миром, но и взаимоотношения между различными аспектами внутренней реальности. (Келлог Дж., С.15, глава Ритуальное использование мандал в других культурах) Она описывала мандалу как каплю крови, взятую на анализ (Келлог Дж., С.35, глава Мандалы в арт-терапии) или один из моментов сновидения (Келлог Дж., С.36, глава Мандалы в арт-терапии). Являясь последователем Джоанны Келлог А.И. Копытин предложил использовать рисуночный проективный тест для диагностики и психотерапии, что кажется нам интересным в планируемой работе. (Инструкция по созданию мандалы в Приложении 3) Как любой проективный метод, работа с Мандалой позволяет получить уникальные результаты, увидеть неосознаваемые и непризнаваемые личностные особенности испытуемого.



2.2.6. «Мини-мульт»

Опросник «Мини-мульт» представляет собой сокращенный вариант MMPI (Миннесотский Многомерный Личностный Опросник), содержит 71 вопрос, 11 шкал, 3 из которых – оценочные. Данный опросник включает в себя шкалу лжи, что дает ценные сведения об искренности испытуемого, а так же имеет шкалы достоверности и коррекции. Базисные шкалы позволяют выявить основной (ведущий) тип поведения. (Карелин А., 2007, СС. 76-79)
 
2.2.7. Анализ продуктов деятельности

  Эта методика дает очень ценные сведения об испытуемом, позволяя выявить и изучать такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы и т.п.) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, настроений и т.п.)

2.2.8. Тесты для определения ведущей руки.

  Для исключения ложных результатов мы предлагаем провести несложные традиционные тесты для определения ведущей руки: 1) Поза Наполеона, 2) Аплодирование, 3) Завод часов (Шелопухо О.А., СС. 15-16, данные тесты приводятся в Приложении 4)

Выводы по второй главе

Д.Б. Богоявленская считает, что «История исследования проблемы творчества на сегодняшний день описала кривую, соответствующую методологическим представлениям Л.С. Выготского о том, что психология, желающая изучать сложные единства, должна заменить методы разложения на методы анализа, расчленяющего на единицы».  (Богоявленская Д.Б., 2002, С. 297) и мы разделяем это мнение, видя перспективы исследования личности творческого человека в использовании совокупности различных методов.

Заключение

Мир, в котором мы живем, находится в состоянии вечного изменения и обновления (Краткий философский словарь, С. 6). Он сложен, многообразен и постоянно изучается, т.к. все новые открытия корректируют и часто отвергают устаревшие знания и представления. А личность в нем «есть специально человеческое образование, которое также не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из неё его сознание или его человеческие потребности» (Леонтьев А.Н., С. 179). Личность творческого человека является неделимой и многогранной, обладающей яркой, сильно выраженной, многокомпонентной индивидуально-психологической характеристикой и представляет собой большой практический, можно сказать эволюционно значимый интерес. Разделяя позицию И.В. Давыдовского мы можем сказать, что «Приспособление не синоним здоровья и болезнь не отрицание, а форма приспособления» (Давыдовский И.В., С. 306), и не соглашаясь с позицией философа Н.А. Бердяева о том, что «Творчество есть воображение иного, лучшего, высшего» (Бердяев Н.А., С. 130) делаем вывод о том, что совокупность индивидуально-психологических составляющих личности творческого человека, по отдельности не являющихся чем то, из ряда вон выходящим, не всегда идут на пользу личности в частности и человечества в целом.
  Поэтому мы считаем актуальным и заслуживающим внимания более полное и глубокое изучение личности творческого человека для разрешения многих спорных моментов



























Список литературы
1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб.: Речь, 2003 – 120с.
2. Ананьев Б.Г. Общие вопросы социологической и психологической теории личности / Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Редактор-составитель Райгородский Д.Я., Самара: Издательский Дом Бахрах-М, 2006. – 544с.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека, М.: Республика, 1993. – 383с.
4. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991 – 480с.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества, Рн/Д, Издательство Ростовского университета, 1983. – 176с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. – 320с.
7. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные / Общая психология. Сборник текстов. Под общей редакцией В.В. Петухова. Выпуск II «Субъект деятельности». М., Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 1998. – 279с.
8. Глазов В.А. Шизофрения, М.: Медицина, 1965. – 228с.
9. Давыдовский И.В. Общая патология человека, Изд. 2, М.: Медицина, 1969. - 307
10. Джоанна Келлог, Маргарет Мак Рэ, Хеллен Бонни и Франческо Ди Лео Использование мандалы в психодиагностике и психотерапии / Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Психотерапия, 2011. – 3-е изд. – 144с.
11. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости, СПб.: Речь, 2007. – 190с.
12. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект: Культура, 2005. – 304с.
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2011. – 448с.
14. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов, М.: Эксмо, 2007. -  416с.
15. Келлог Дж. Ритуальное использование мандал в других культурах / Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Психотерапия, 2011. – 3-е изд. – 144с.
16. Келлог Дж. Мандалы в арт-терапии / Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Психотерапия, 2011. – 3-е изд. – 144с.
17. Копытин А.И. Инструкция по созданию мандал / Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Психотерапия, 2011. – 3-е изд. – 144с.
18. Краткий философский словарь / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина, М.: Политическая литература, 1939. – 317с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность / Психология личности, Т.2 Хрестоматия. Редактор-составитель Райгородский Д.Я., Самара: Издательский Дом Бахрах-М, 2006. – 544с.
20. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Редактор-составитель Райгородский Д.Я., Самара: Издательский Дом Бахрах-М, 2006. – 544с.
21. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика, М.: Педагогика, 1976. – 280с.
22. Пономарев Я.А. Психологический механизм творчества / Человек в системе наук, М.: Наука, 1989. – 504с.
23. Рощина И.Ф. Лекции по клинической психологии  / Электронная презентация 1. – 51 сл.
24. Рубинштейн С.Л. Человек и мир, М.: Наука, 1997. – 191с.
25. Сеидов С. Феноменология творчества (история, парадоксы, личность). – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – 244с.
26. Симонов П.В. Изучение процессов творчества и «психический мутагенез» / Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. – 278с.
27. Теплицкая Е.И. Психомоторная активность при нарушении психики. – К.: Здоров’я, 1982. – 176с.
28. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева, М.: Мысль, 1975 – 277с.
29. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, М.: Политиздат, 1991. – 560с.
30. Шелопухо О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Если ребенок левша, СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 64с.
31. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии, М.: ИЧП Издательство Магистр, 1996. – 200с.




















ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


 



Сальвадор Дали «Сон»


 



Вл. Т.  «Это непереносимо» (Музей творчества душевнобольных)
Приложение 2

Симптомы болезни зависимости по А.Е. Айвазовой:
1)Депрессивные симптомы:
1. неспособность проявлять инициативу в действиях, поднимающих самооценку;
2. неспособность к выполнению самостоятельной работы;
3. склонность к преувеличениям несчастий, чрезмерным обобщениям и неспособность (ограниченная способность) заметить эту склонность за собой;
4. неспособность справиться с разочарованием;
5. отсутствие эмоциональной вовлеченности в обычные проблемы;
6. отсутствие противодействия деструктивному поведению;
7. неустойчивость эмоциональных ориентиров;
8. частые сомнения в себе;
9. недостаточная автономность (независимость);
10. неопределенность положения (размытая роль)
11. неспособность увидеть несколько вариантов решения проблемы;
12. при осознании проблемы или ситуации привычная установка на саморазрушение (обреченность)
13. постоянная интерпретация обратной связи как негативной и критикующей;
14. слабая способность и желание замечать свою компетентность и адекватность;
15. неспособность поддерживать отношения с другими;
16. крайняя сосредоточенность на собственных проблемах, причем эта сосредоточенность почти не осознается;
17. показная способность к обучению как привычный стиль в отношении к новому;
18. отсутствие готовности отказаться от предшествующего деструктивного поведения;
19. неспособность/нежелание планировать развитие новых умений, навыков;
20. неспособность определить свои цели и задачи;
21. пассивное отношение к личным проблемам;
22. за переоценкой событий не следуют глубокие чувства (происходит на ментальном, а не эмоциональном уровне);
23. подавленность, легко и часто сбивается с толку, зацикливается;
24. гнетущее ощущение неминуемой гибели;
25. обремененность виной;
26. повторение бессмысленных действий;
27. недоверие к своим мыслительным способностям;
28. проявление нерешительности в удачных  случаях или упущение их вовсе;
29. замешательство или подавленное состояние, дезорганизованное мышление в ситуациях, где необходимо сделать выбор;
30. неверная оценка вариантов в ситуации выбора;
31. низкая инициативность;
32. недостаточное следование инструкциям;
33. уклонение от решений или противоречивые решения;
34. пассивное желание умереть;
35. амбивалентное отношение к жизни.
2) Склонность к жертвенности как стилю поведения (симптомы):
1. пациент не расположен просить других уделить ему время или внимание;
2. неспособен действовать в собственных интересах;
3. демонстрирует пораженческое поведение;
4. работая вместе с другими, занимает пассивную позицию;
5. неспособен выбирать реакцию, позицию, точку зрения или иной ответ;
6. если ему внушают убеждения, установки, он принимает их на веру;
7. реагирует на происходящее незрело, основываясь на эмоциях;
8. занимается беспочвенными фантазиями;
9. демонстрирует инфантильное поведение;
10. в случаях, когда необходимо защищаться – бездействует, беспечен, беззащитен, раним, легко подчиняется отрицательным лидерам;
11. руководствуется детскими убеждениями.
3) Симптомы недоверия к процессу лечения:
1. упорно проверяет установленные порядки, отношения;
2. склонен защищаться интеллектуализацией и прожектированием;
3. чтобы избежать негативных мыслей,  пытается рассуждать обобщенно;
4. стремясь отстраниться, устанавливает свои правила (границы) при обсуждении его взаимоотношений с другими лицами (когда это предусмотрено лечебным планом);
5. склонен определять сам, что ему нужно лечить и как;
6. особо развивает способности, позволяющие ему обходиться без чужой помощи;
7. оправдывает свою самонадеянность (и стремится к ней вернуться), ссылаясь на поведение других;
8. предпочитает разбивать задания на мелкие «подзадания»;
9. постоянно проверяет на «крепость» персонал, консультантов, сопротивляясь их предложениям;
10. чтобы получить разрешение самому готовить «отход» от лечения, ищет логические ошибки в лечении;
11. не старается приспособиться к правилам работы группы.
4) Симптомы незрелого поведения:
1. пациент использует детскую логику;
2. эмоционально открыт;
3. ограничен в способности перерабатывать информацию;
4. основные установки (убеждения) идут из детства;
5. детская способность к сопротивлению;
6. вновь и вновь «окунается» в ситуацию давно нанесенного оскорбления, произошедшей травмы, отдается при этом своим эмоциям;
7. склонен «поиграть» со своей зависимостью;
8. имеет противоречивые, конфликтующие установки и тенденции, 
9. в ситуациях, требующих каких-то срочных действий, демонстрирует противоречивое мышление.
(Айвазова А.Е., 2003, СС. 44-46)






Приложение 3

Инструкция по созданию мандал
  Возьмите лист размером 12 на 18 дюймов (45 на 30 см) и тарелку 10-11 дюймов (27 см) в диаметре и обведите ее простым карандашом. Отложите карандаш.
  Возьмите пастельный мелок и нарисуйте что-нибудь в центре круга, выбрав тот цвет, который в наибольшей степени приятен вам в данный момент. Сфокусируйте внимание на нарисованной вами форме и подумайте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этой работы удовольствие.
  Внешние границы круга не должны являться для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать – это ваш круг.
  Когда вы закончите рисовать, подпишите рисунок и поставьте дату, а так же укажите, где находится верхняя часть изображения. (Копытин А.И., 2011, С.136)

Оптимальный набор материалов для работы – это пастельные мелки (хорошо, если имеется набор из 48 цветов) и белый лист бумаги размером 12 на 18 дюймов. (Джоанна Келлог, Маргарет Мак Рэ, Хеллен Бонни и Франческо Ди Лео Использование мандалы в психодиагностике и психотерапии, С. 62)







Приложение 4

Тесты для определения ведущей руки

1. Поза Наполеона (или Скрещивание рук)

У правшей правая кисть ложится сверху на левое предплечье, а правая кисть ложится под левое предплечье. Движение начинается ведущей рукой (она первой прикасается к груди) и заканчивается размещением кисти неведущей руки под ведущим предплечьем.

2. Аплодирование

  У правшей при аплодировании более активная правая рука, а у левшей – левая; ведущая рука совершает ударные движения о ладонь неведущей. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще всего хлопают обеими ладошками.

3. Завод часов

  Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых часы заводятся; неведущая рука держит часы. (Шелопухо О.А., С. 15-16)


Рецензии
Spasibo za to, chto citirovali moyego otca!))

Урхан Сеидов   27.10.2011 22:50     Заявить о нарушении
Думаю "Феноменологию творчества" Самеда Сеидова теперь будут еще больше цитировать - количество просмотров моей работы "О творческой личности" с разных поисковых систем просто зашкаливает. Интересно в скольких курсовых работах это будет продублировано?)

Анна Пшеницына   28.10.2011 08:10   Заявить о нарушении
Следует отметить что Сеидов С.И, действительно является большой личность, его вклад в психологию не мал и особенно актуален. И имя его известно не только в Азербайджане и пост Советском пространстве, но и за рубежом.

Меликова Лейла   17.11.2012 13:35   Заявить о нарушении