Исландия. Хранители наследия древних асов

Посвящается героическому народу Исландии, бережно сохранившему для человечества
скандинавское культурно-историческое наследие.               

Хотя причалили сюда впервые кельты,
Лишь скандинавы закрепиться тут смогли;
Они суровый край, людьми согретый,
«Страною асов» («яснооких») нарекли.
Когда ж скуёт мороз заливы-вики,
Со льдинами сравнят тебя в сердцах;
Но сохранят заснеженные пики
Нам  память об ушедших праотцах.
А прозорлив был ушлый Флоки:
Вернувшись на холодные брега,
Он, оглядев простор широкий,
Осядет в стаявших лугах.
Тех первопоселенцев удивит
Обилье рыбы в здешних водах,
Ландшафтов непривычный вид
На лоне девственной природы.
Обычен  тут пейзаж пустынный
С камнями оберегов развилей:
Лишь гейзеры фонтанами  обильно
Взметаются средь лавовых полей.
Вместе с вождём – Ингольфром Арнарсоном –
Узнают люди, почва как Исландии скудна:
Стада овец и коз лишь, да лошадки пони,
Прокорм найдут, где поросль чуть видна.
Зато для птиц рай истинный на склонах гор,
И гомон издают они здесь непрерывно;
Находят сотни видов их для гнёзд простор,
Не опасаясь смога источений дымных.
И хроники и саги повествуют,
Как в разоряемой тогда Европе
Конунги скандинавов торжествуют,
К богатствам проложив пути и тропы.
Ладьи норманнов-викингов – драккары –
Север Атлантики везде избороздили:
Тогда в  Гренландию доплыли те корсары,
Страну Винланд в Америке открыли.
Уже тысячелетие прошло
С времён сих давней старины;
С тех пор исландцам не пришлось
Отведать горечи войны.    
Родной Норвегии покинув фьорды,
Те веру в  троллей, эльфов сохранили,
Отныне чтобы скандинавские народы
Путь асов в Асатру восстановили.               
На север предков их уверенно повёл
Тогда из Малой Азии  Великий Один;
В Свитьод он дружбу с ванами завёл,
И  асам покорился  грозный  Йотун!               
Сын Одина – могучий Тор, -
В бою стремительный, как тигр, -
Хотя он вовсе не хитёр, -
Хримтурсов молнией настиг.
От козней Локи гибнет Бальдр,
И сумерки Мидгард накроют,
Очнётся Йормунганд , как встарь,
Фенрир , ужасный, пасть откроет.
О городе богов и – как кошмарный сон –
Их участи  печальной  в Рагнареке
Поведал в Младшей Эдде Стурлусон,
Предание об асах сохранив навеки.
А  песни Старшей Эдды возвестят
О возрождении Космического Мира,
И скальды в своих висах возгласят
О пробужденьи  мощного Имира.
Истоки асов ищут в разных странах:
Близ  Гималаев, на Памире, в Копетдаге;
Узрят потомки в дроттах и агванах
Следы Ахайи, азов и понтийцев-агов.
Маги-берсерки –  воины и мудрецы –
Сберечь смогли рунические тексты,
А скальды – песенной  поэзии творцы –
Исландию сочли священным местом.               
И, будучи форпостом ойкумены
На самом крае суши обжитой,
Воюет этот остров неизменно
С людьми в их жизни непростой.
Они бросают вызов ежечасно
Стихии буйной недр Земли;
И подвиг их сравнили не напрасно
С творением, что асы возвели.
Туманы, штормы и землетрясенья,
Из Оудадахрёйна налетающий мистур,
Из Геклы и других  вулканов изверженья
И даже йокульхлаупт – высветит Халльдур.
 Но, как ни призрачны устои жизни,
Исландцы верят в своих духов.
Не эфемерна их любовь к Отчизне
Близ ледников, срывающихся глухо.
Столица же страны – Рейкьявик –
Теперь славна не только дымом,
Здесь нет, по сути, крупных фабрик,
Но доказали, что стихия укротима.
Тут всюду до сих пор живёт
Душа героев древних сказов;
А город, в целом, предстаёт,
Как заповедник силы асов.               
И снова вспомним  Годафосс,
Фигуру скорбную Торгейра,
Которому тогда пришлось
Отречься от исконной веры.
Но среди мрака злобных  сил
С небес картина проступала:
Роща Гласир и Иггдрасиль,
Чертог Асгарда и Вальхалла.

Примечания: 1. Совершенно очевиден произошедший переход «as»; «ais» в топоэтнониме  «Исландия», поскольку поселенцы не могли связать исходное название своей страны с одной из безжизненных стихий, сопряжённых со смертельной угрозой.
2. Флоки Вильгердарсон – один из норвежских викингов – первооткрывателей Исландии, который со своими домочадцами высадился на берег острова. Пережив холодную зиму, он покинул остров, однако затем, передумав, вернулся.
3.  Ингольфр Арнарсон – основатель первого значительного поселения на острове, о существовании которого ему поведал Флоки. Согласно традиционной дате заселения страны, это произошло в 874 году.
4. Корсар – в данном контексте – опытный  неустрашимый мореход, кормчий; от лат.  cursus < currere (бежать, быстро двигаться, в т.ч. путь движения корабля).
5. Тролли – существа огромного роста, наделённые необычайной силой и недалёким умом. Являются потомками инеистых великанов-хримтурсов – характерных персонажей скандинавской мифологии. Обычно тролли живут в пещерах, где хранят свои сокровища. Как правило, они оппозиционно настроены к людям и стараются причинить им вред.
6. Эльфы (альвы, эльбы, элле) – духи в германо-скандинавской мифологии. Подразделяются на три группы, принадлежащие, соответственно, стихиям земли, воздуха, воды и солнечного света. По своему телосложению эльфы почти не отличаются от людей; они только более стройные и хрупкие. Эльфийские чертоги и палаты представляют собой гроты, пещеры или подземные дома внутри гор или холмов. Иногда они обитают на болотах или поблизости от рек.
7. Асы – господствующая группа богов древних скандинавов, возглавляемая Одином. Согласно исторической традиции, племя асов а I в. до н. э. мигрировало ни северо-запад из своей прародины – Асии (Азии), – где находилась их столица – Асгард. В тот период времени асов возглавляли вожди-дротты. Предполагается, что предки исторических асов принадлежали к группам сравнительно отсталых охотников и рыболовов, которые, при переходе к производящему типу хозяйства, были ассимилированы индоевропейцами. Некоторые исследователи обнаружили их связь с предками восточных иранцев – скифов и сарматов, потомками которых являются ясы (осы), а ныне – осетины.
8. Асатру (дословно «вера в богов» или «дорога асов») – скандинавская Истинная вера. Наибольшее число своих приверженцев Асатру имеет в Исландии, где этот культ официально зарегистрирован с 1972 года и считается официальной религией страны. Таким образом, статус Асатру в скандинавских странах и Северной Америке формально и фактически позволил восстановить в правах древнюю веру.
9. Один (см также 7.) – бог из числа асов, верховное божество скандинавского пантеона. Он Всеотец, бог неба, покровитель воинских инициаций и колдовского ремесла.
10. Свитьод или «Великий Свитьод» (по-древнескандинавски – «Великий Улей»), или Скандик (соответственно «богатая страна»),  – географическая область, расположенная в Восточной Европе между Чёрным и Балтийским морями. На этой громадной территории, до прихода исторических асов, господствовали племена земледельцев и скотоводов – ванов. Отсюда, под предводительством Одина, асы, ранее покинувшие Азию («купол мира», где берут начало четыре великих реки), и часть присоединившихся к ним ванов пересекли в ладьях Балтийское море и постепенно стали осваивать новую землю, которую, в память о священной стране предков, назвали Скандинавией.
11. Ваны (см также 10.) – в скандинавской мифологии боги плодоро-дия; племена, переселившиеся в страну Свитьод (Ванахейм), как предполагается, из Малой Азии. Будучи на северном побережье Азовского моря и Нижнем Дону, они враждовали с более поздними пришельцами – асами.
12. Йотун – представитель рода великанов, противников богов и людей, одновременно связанных с богами родственными узами. Все йотуны –  потомки «инеистых великанов» –  хримтурсов, от которых они унаследовали чудовищную силу и, отчасти, мудрость. Предполагается, что это имя носил якобы безымянный великан – хозяин коня Свадильфари,  –  построивший небесный град Асгард.
13. Тор – божество грома и молнии древних скандинавов, по своим функциям соответствующий Перуну ранних индоевропейцев, а также их прямых потомков – протославян. Является защитником Асгарда и Мидгарда, главным врагом йотунов и змея Йормунганда.
14. Хримтурсы (см. также – 12.) – буквально «инеистые великаны», в данном контексте отождествляемые со своими потомками – йотунами.
15. Локи – бог из асов, сын великана, брат Бюлейста (одно из имён Одина). Плут-  трикстер мифологического мира скандинавов. По сути, Локи является двойником Одина в космогонии и антиподом – в эсхатологии.
 16.  Бальдр – юный светлый бог, сын Одина и Фригг. Гибель Бальдра предвещает наступление Рагнарека. Изначально он не принадлежал к скандинавскому пантеону. Фактически Бальдр из числа ванов и, как и на своей родине – в Анатолии, его образ связан с плодородием и хлебопашеством.
 17. Мидгард – центральная, обитаемая людьми, часть земли в горизонтальной проекции скандинавской мифологической системы.
18. Йормунганд – Мировой змей, чудовищный дракон, отпрыск Локи и великанши Ангрбоды, постоянный противник громовержца Тора. Другое его имя – «змей Мидгарда» –  означает, что этот персонаж был первоначально элементом позитивной системы – опорой Земли.
19. Фенрир – волк, порождённый великаншей Ангрбодой от Локи. (см. – 15.). Во время Рагнарека Фенрир, освободившись от привязи, проглатывает Одина (см. – 9.) , за что сын последнего Видар разрывает пасть чудовищному зверю.
20. Речь идёт об Асгарде (см. – 40.).
21. Рагнарек – буквально «судьба (рок) богов», т.е. конец света; гибель всего мира вслед за битвой асов и воинов-эйнхериев с хтоническими чудовищами.
22. Снорри Стурлусон –исландский историк, который в 1222 – 1225 гг. составил  знаменитое прозаическое произведение – «Младшую Эдду», являющуюся учебником скальдического искусства и описанием отдельных мифов, реконструированным по позднейшим сагам.
23. Скальды – скандинавские воины-поэты, отличившиеся в героическое время эпохи викингов. В творчестве скальдов – их песнях и сагах – проявилось особое «магическое» отношение к слову.
24. Висы (см. также – 23.) – скандинавское название песен скальдов, предсказывавших победу или поражение в бою.
25. Имир – человекоподобное первосущество – великан, возникший из хаоса в результате смешения холода и жара. Из расчленённого тела Имира был создан мир. Известен также в славянской мифологии в качестве свя-щенного прародителя (патриарха) Богумира.
26. Дротты – вожди племён асов, пришедших на север – в Скандинавию.
27. Агваны (или албаны) – древнее население исторической области Ширван (Албании Кавказской), расположенной в юго-западной части побережья Каспия. Возможно они послужили референтами мифических об-разов сияющих альвов света (белых альвов), обитающих в небесном чертоге, и светлых эльфов – благожелательных к людям духов воздуха.
28. Ахайя (или Аххиява) – историческая область на западе Малой Азии, прилегающая к Эгейскому морю.
29. Азы – скифские племена Приазовья.
30. Речь идет об аборигенном населении центральной и западной части Южного Причерноморья; потомки агов расселились как в западном так и в восточном направлениях. Они подверглись культурно-языковому влиянию ранних индоевропейцев,  и, позднее, в значительной своей части были ими ассимилированы.
31. Берсерки – скандинавские воины-шаманы, которые по преданиям умели заговаривать оружие. Поэтому считалось, что в схватке берсерк стоил нескольких воинов.
32. Оудадахрёйн – крупнейшая область в центре Исландии, дословно «лавовое творение дьявола».
33. Мистур – страшный вихрь пыли, налетающий на побережье из глубины острова и состоящий из потоков извергаемой лавы и туч пепла. Причиной его возникновения является значительный перепад температур между указанными районами.
34. Гекла – одна из вершин, крупнейший из действующих вулканов Исландии; во времена Средневековья Гекла считалась воротами дьявола.
35. Йокульхлаупт – прорыв раскалённой лавы из кратера вулкана, плотно закупоренного толщей льда; вал из кувыркающихся глыб льда и осколков скальной породы в огромной массе кипящей воды, вызывающей разливы ледниковых рек и наводнения.
36. Халльдур Лакснесс – известный исландский писатель, получивший мировую известность. В 1955 году он был удостоен Нобелевской премии в области литературы.
37. Годафосс (дословно «водопад богов») – в 1000 году именно в его воды законоговорителем года Торгейром, после альтинга у Скалы законов, были выброшены идолы языческих богов.
38. Гласир (дословно «сияющая») – священная роща из деревьев пурпурного персика, которая находилась в Асгарде у входа в Вальхаллу (перед воротами Вальгрид близ Идавелль-поля).
39. Иггдрасиль (дословно «конь Игга», т.е. Одина) – Мировое Древо, гигантский ясень, который связует меж собой небо, землю и подземелье; основа вертикальной космической проекции.
40. Асгард – небесная крепость богов-асов в вертикальной проекции скандинавской мифологической системы; согласно прологу к «Младшей Эдде» – столица племени асов. Снорри Стурлусон  рассказывает о происхождении Одина из малоазиатской Трои (Вилусы), где он ведёт свой род от конунга Мунона (Меннона). Следовательно, там же он помещает и Асгард. Российский учёный В.И.Щербаков высказал другое мнение о том, что Асгард располагался на месте развалин Старой Нисы в предгорьях Копетдага.
41. Вальхалла (дословно «чертог мёртвых») – дворец Одина в Асгарде, примыкающий к его небесным палатам. Сюда девы-валькирии приносят павших в бою воинов-эйнхериев. В Вальхалле последние пируют и сражаются между собой.
*Впервые опубликовано в сборнике научных трудов, изданном по материалам международной науч.-практ. конф. «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании '2009».— Т.20. Философия и филология. — Одесса: Черноморье, 2009.— С. 36-41. Там же приведён список рекомендуемой литературы по затронутой теме.


Рецензии