Итоги 2011. Амирам Григоров

Сейчас, отложив некоторые дела, немного поломав голову (действительно немного), вверяю вам составленный мной в здравом уме и твёрдой памяти топ года сайта Стихи ру.
Учитывая, что я не продвинутый пользователь стихов и за одно тонкое наблюдение отдам тысячу авангардистских экспериментов, а за одно приличное рифмованное стихотворение - сто томов верлибра, то не ждите от меня модных веяний – их нет у меня.
И ещё. Это, возможно, плохо, но если в стихотворении я вижу неоправданные контекстом «венецианские вина», Шопена, Гайдна, Шекспира и т.д., то меня зло берёт. Вы хочете нам дать культурки? Вот не надо, мы хоть консерваториев на кончали, но и сами тоже, знаете ли, могём про «венецианские вина»!
И последнее. В моём топе оказались только представители сильной половины человечества, но это не потому, что мне женщины не нравятся. Была бы тут Марина Ивановна Цветаева, я бы её включил непременно. Но увы, нет её тут.

Итак,

АНДРЕЙ ПЕРМЯКОВ (победитель Январского цикла БЛК)

Футбол" http://stihi.ru/2011/04/20/3470

"Саратовское" http://stihi.ru/2011/04/20/3476

"Придумаю: ушла, оставив сны..." http://stihi.ru/2011/04/20/3486

«и шепчет тени то, что шепчут тени»

Поэт-подводник, живущий с чувством времени. Мы с вами сколько угодно имеем поэтов с чувством слова, с чувством языка, с чувством ритма, чувством моды и многими другими крайне важными чувствами, без которых, как говорится, никуда. Стильное модничанье, умелое подражание, изящная версификация, похвальное стремление войти в осевой поток мейнстрима – всем этим щедро радуют нас стихопишущие братья и сёстры. Что о чувстве времени не скажешь.
А вот Пермяков с ним на короткой ноге. Любое путеществие в прошлое – это погружение, и чем ты глубже – тем моложе становишься. И автор демонстрирует нам очень умелые водолазные работы. Завинчивает окошко скафандра (поплыли) и начинается.  Я тут же вспоминаю свой год окончания школы. Бурручага, говорите? А что творил Вальдано?
 Сейчас уже поздно ругаться матом, но тогда советские телевизионные начальники не стали нам показывать игру с Бельгией в прямой трансляции, чтобы мы не проспали свои прекрасные заводы и фабрики, и матч был в записи. А я и не смотрел, а зачем, зная результат? А где нынче те заводы, товарищ? Оно того стоило?
Настоящее погружение подразумевает измененное восприятие. Попробуйте смотреть сквозь воду! Все предметы теряют четкие формы. Ты не можешь видеть своё прошлое таким, как видел тогда, потому что сами твои глаза состояли из других молекул. И твоё лицо. Которое за стеклом скафандра сделается молодым.  Почти на минуту.


ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ

"Сражённый средством доктора Вов-ху" http://stihi.ru/2011/04/08/6428

"Как если бы я не погиб на войне кентавров" http://stihi.ru/2009/10/07/2092

"Я только помню, что свет" http://www.stihi.ru/2010/03/13/5017

«Я только помню, что свет безостановочно лил»

Будете смеяться, но Мельников также поэт с чувством времени.

- Амирам, сейчас ты говорил, что это редчайшая редкость, а потом два подряд поэта?
- Да, так получилось, что оба есть в этом топе, что подтверждает мою теорию о том, что это главнейшее достоинство.
- Амирам, поимей стыда и не грузи людей теориями, но честно сделай то, что тебя просили сделать.

Итак, поэт Мельников. Холодный, мрачный спрут. Мефистофель, приобретающий всё больше чёрных красок на протяжении тех 6 лет, что я его читаю. Он изысканно страшен. Страшен не так, как персонаж из ночных баек пионерского лагеря, или как скифская баба, призванная отпугивать от скрытой могилы простых, как степной ландшафт, кочевников. 
Совсем не так.  Подобный страх может испытывать только высокообразованный человек. Это кошмар умника, плотно затаренного Гомером, Лопе де Вегой, Сартром и прочими дарами цивилизации. Того, кто в курсе, чем пахнет азиатский предгорный луг или как классифицируются небесные тела. Надо действительно знать наименования и назначения огромного количества предметов этого мира, чтобы точно понять свой единственный страх. Страх пустоты и превращения в пустоту.
По сути, это реакция сложной системы на энтропию, неотвратимо прирастающую вокруг нас. И в нас.


ДМИТРИЙ АРТИС (победитель Февральского цикла БЛК)

"Она не живёт..." http://www.stihi.ru/2005/12/16-927

"Хороший роман..." http://www.stihi.ru/2008/08/06/2079

"Транспортное растение..." http://www.stihi.ru/2011/04/01/6069

«но она оказалась олицетворением моего одиночества»

Достоверность есть половина успеха. Соври мне так, чтобы я поверил, и получишь конфетку.
Я знаю поэта Артиса (как-то я даже об этом говорил) не хуже, а то и, может, лучше, чем самого себя.  И я ему верю, даже когда знаю, что Артис врёт. Метода тут несложная.
Скажешь: я мерзок, я гадок! Народ потребует доказательств, и ты в доказательство возьмёшь и плюнешь прямо в народ. Если потребуется, схватишь табуретку и швырнёшь в зал, (на кого Б-г пошлёт) потом спустишься и прокусишь кому-нибудь, желательно, случайному человеку, нос.  И потом, когда самому тоже прокусят нос, плакать, сидя на цементном полу,размазывая по лицу кровавую юшку, и  вопить, не сдаваясь: Суууки! А вот она меня люююбит! Всё равнооо! А вы все твааари!

Когда-то, довольно давно, только переехав в Москву, я отправился в один из микрорайонов столицы. Летом, стоя перед дверью подъезда, я случайно отошёл в сторону, дверь распахнулась, и оттуда выскочил мужчина неопределённого возраста, с синими от наколок руками, в майке, трусах и с топором, и глядя перед собой стеклянными глазами, пробежал мимо. Я зашёл в дом, и просидел некоторое время в гостях. Потом на улице начался шум и крики, выглянув в окно, я увидел этого человека, каким-то образом оказавшегося на бетонном козырьке подъезда, без топора, но с основательно разбитым лицом. Стояла милицейская машина, рядом – Скорая помощь и небольшая толпа зевак. Его, очевидно, уговаривали слезть. Но он не слезал.

Олька, мраааазь, - орал он, переходя на визг, - я ж тебя люблюю, *** твою и т.д.
В общем, одна из основных ипостасей лиргероя стихов Артиса во плоти.

Лиргирой Артиса – карикатура на русского человека, созданного трудами Достоевского. Но чертовски интересная карикатура! Когда-то, только познакомившись с творчеством этого автора, я сказал во всеуслышанье в курилке Лита: чтиво для прыщавых малолетних девиц и климактерических тётушек из провинции. Ой, оказалось это чтиво чемоданом с двойным дном, и не только названные группы читателей выбрали Артиса.  И я, собственно, тут его выбираю.


ДМИТРИЙ ИВАЩЕНКО

«Да, только так и не иначе» http://www.stihi.ru/2011/01/18/7330

«Ты яблоками пахнешь и травой» http://www.stihi.ru/2011/02/10/6891

«памяти Михаила Дёмина» http://www.stihi.ru/2011/01/16/2406

«под жестяным и ржавым небом, на гулком фоне химтрубы»

Знаете, к  океану стилизаций и продуктов вторичной переработки (прошу прощения) каковым мне лично представляется современная поэзия,  привыкаешь.
Ситуация, когда подражание уже само по себе невозможно, а может быть только подражание подражанию, (так как и сами образцы, наработанные современными «классиками», последними же были в своё время ненавязчиво похищены, и теперь происходит, прямо по батьке Махно, грабёж награбленного), не кажется нестерпимой и вопиющей. А просто мы становимся зрелым народом, то бишь теряем новизну восприятия, и обязательно должны говорить чужими словами. Наступила эпоха осеннего взгляда на мир, что-то сродни поре позднелатинской поэзии, бесконечно пощипывавшей  и передёргивавшей классические образцы. Так и сейчас, некоторые известные версификаторы (я уж не буду, не имея того веса, употреблять выражение Виктора Топорова «графоманы», и обойдусь без имён),  серьёзно заявляют, что наследия Бродского на их век хватит.

Я бы так подумал, если бы не одно но. Точнее, несколько но. Я имею в виду Бориса Рыжего, Дениса Новикова, некоторых других авторов. Жаль, что лучшие прожили недолго, жаль времени, не использованного на поступательное движение, но одно можно утвеждать непреложно – пространство для развития существут, и рано говорить об увядании.

Итак, Дима Иващенко. Он рабочий, живёт в Ангарске,  многодетный отец, довольно молодой человек. Я наблюдаю в его творчестве существование лирического героя,  слегка  знакомого  по советскому времени.  Это стихи человека труда, создающего доступные своему кругу тексты, но лиргерой, соответствующий автору -человек  умный и тонкий, человек с духовными запросами, неудовлетворённый свой жизнью, но неспособный вырваться из её лабиринтов.  Это наверняка -поединок с Фатумом, приправленный рефлексией, водкой, болезнью, горем огромной страны, в одночасье лишённой своего исконного предназначения.
Проштудировав когда-то в Литинституте целую кипу книжечек, изданных «рабочими поэтами» в 70-80-е годы, я, досмеявшись до колик (над перлами вроде такого: «и от Надиной лёгкой походки содрогался формовочный цех») , изумился не столько даже немудрящим методам стихосложения этих наивных трудяг, сколько фантастической, зашкаливающей лжи, проступавшей в каждой строчке. И закономерным тут представляется заплыв по водам медленной Леты всех этих фрезеровщиков и крановщиков бескрайней отчизны. Очень мало кто мог сказать честно. Именно ложь, патологическая и бравурная, и привела к тому, что поэзия советского времени пала перед эмигрантской без боя (хотя последняя, мягко говоря, не из одних гениев состояла и состоит, но это разговор отдельный).

Здесь же всё другое. Я, конечно, не пророк, но я вижу за стихами Иващенко будущее очень и очень яркое, потому что тут есть кристаллическая, безукоризненная правда, и тот запас исконного, не приправленного культуркой изначального человеческого крика, что нужен всем нам.


ПАСТУХ ЛА

“А это – я” http://www.stihi.ru/2010/03/15/6520

“Спит районная больница” http://www.stihi.ru/2010/06/04/4238

“Я – осколок местечка” http://www.stihi.ru/2010/07/30/5676

«я осколок местечка, непривычный к оружию, не помнящий языка»

Стихи Лазаря имеют отличительной особенностью не то, что простоту, нет, это не так. Простота здесь слово неуместное. Это нечто другое. Разбиение на элементарные части? Дифференцирование? (Остановись, Амирам, все и так знают, что ты математику преподаёшь).
Стихи эти лишены вычрности, и на них не отбросила тень ни одна новомодная тенденция – ничего тут не встретите, ни заковыристой рифмы, ни каждой строчки с маленькой буквы, ни ещё чего-нибудь эдакого.

Кого они мне напоминают? Слуцкого.  Да, именно Бориса Абрамовича Слуцкого. Гениального поэта, очень редко упоминаемого после распада СССР, из-за своего личного коммунизма, из-за осуждения Пастернака на съезде Союза писателей  (о чём сам Слуцкий потом жалел). У меня, признаюсь, некоторые стихи Слуцкого всегда вызывали мурашки, что, опять же, о стихах упомянутого выше нобелиата сказать не могу. Слуцкий честен. И он написал о еврейской трагедии вот эти слова, ещё тогда, в 60-е:

Как убивали мою бабку?
Мою бабку убивали так:
Утром к зданию горбанка
Подошел танк.
Сто пятьдесят евреев города
Легкие
От годовалого голода,
Бледные от предсмертной тоски,
Пришли туда, неся узелки.

Своим невычурным, суховатым, почти прозаическим голосом уроженца занюханного степного Славянска, города на соляных озёрах, голосом потомка местечковой семьи из-за черты оседлости. А вот кумир интеллигенции пресловутой, сын известного художника, сталинский соловей, в одночасье ставший чуть ли не диссидентом после смерти Отца, в упор  не заметил еврейской трагедии, оттуда, со своих православных позолоченных облаков.
Ах да, прошу прощения! Пастух Ла близок тем, чем близок Слуцкий, и на этом всё сходство двух поэтов и завершается.

И ещё – Пастух Ла знает о тех огромных запасах еврейского горя, накопленного, что называется, поколениями, которого много, как нефти у двоюродных братьев, жирного, чёрного, маслянистого горя, что проступает сквозь восточноевропейскую землю, под любым из нас, если задержаться на одном месте, подобно воде на торфяном болоте.

****************


СЕРГЕЙ ПАГЫН

"Во времени все больше вещества" http://stihi.ru/2010/09/30/6190

"Ничего не будет за порогом" http://stihi.ru/2011/04/11/6973

"Приходит час и страху увядать" http://stihi.ru/2008/06/04/1390

Пагын – поэт  апполонической лиры, добрый, звучный, от его стихов пахнет резедой, вином (молдавским, очевидно), и слышно, как поют жалейки пастухов за окраиной пасторального посёлка, увитого жимолостью, посёлка, где нет никаких плохих событий, и даже овцы там умирают только от старости.


МЕЛЬКОР

"морская корова" http://stihi.ru/2011/02/02/1640

"вот они басмачи" http://stihi.ru/2010/08/20/7760

"пачка солдат одичавшая смотрит дышит" http://stihi.ru/2010/11/24/1221

Мелькор – модный модник. Вы говорили, авангарда мало? Пусть будет. Конечно, само по себе это не есть круто. Оправдано ли контекстом? Тут, вот редкий случай, тут – оправдано.
Люди неискушённые думают, что писать новомодно легче, нежели в классической манере. Да ничего подобного, как раз труднее. И ещё придётся смиряться с тем фактом, что нет ничего стареющего быстрее, чем новомодные изыски (хотя что я тут говорю, эти обэриутские штучки-дрючки уже почти столетней давности).


МИХАИЛ СВИЩЕВ 

"Светомузыка" http://www.stihi.ru/2011/05/05/4285

"RDX" http://www.stihi.ru/2011/04/22/7669

"Четыре оврага" http://www.stihi.ru/2009/09/08/3559

Достойный, очень хороший автор, к особенностям стиля которого относится яркая метафора, глухая грусть и какая-то особенная, «фирменная» подспудная тревога.


ИГОРЬ ГОНОХОВ

"Чёрный махаон" http://www.stihi.ru/2010/08/12/6772

"напишите, милые, о Москве" http://www.stihi.ru/2010/08/20/7242

"Дачные строфы" http://www.stihi.ru/2010/10/20/8186

Респект Гонохову за остроту глаза. Вообще, при официально озвученной вестернизации русской жизни, любому из нас ясно, чтол Москва была в советское время куда более европейской, нежели сейчас. Шаурма, «бухарские дворики», узбекские дворники, азиатские мелодии, струящиеся из каждого утюга, и даже, как будто под влиянием этих глобальных сдвигов человеческих масс, сам климат стал более тёплым, засушливым и сухим.


ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ

“Усталый снег ложится на мирок” http://www.stihi.ru/2009/05/04/3619

“Спичка” http://www.stihi.ru/2005/12/22-845

“Петербургская зарисовка” http://www.stihi.ru/2006/07/05-1467

Я, признаться, так часто встречал на разных ресурсах именно эти стихи Зеленцова, что скоро буду знать их наизусть. Хорошие академичные и юношеские стихи.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.