Гениальный поэт Пастернак

В связи со шквалом критики, обрушившейся на меня после размещения на Стихи.ру литературно-критического эссе «Слабак Пастернак и его прихлебатели», я решил посыпать голову пеплом и принародно покаяться. Тем более, что Модератор по просьбе одного из читателей вообще удалил моё эссе. Поэтому я хотел бы выразить Модератору глубокую благодарность за такой пиар.

Теперь возникает вопрос: как каяться? Ежели просто назвать себя кретином, ничего не понимающим в поэзии, то этого будет маловато. Пожалуй, тут нужно назвать себя тупым нахалом, имевшим наглость посягнуть на самое святое, на вершину русской поэзии. Ведь в том, что Пастернак великий поэт, ни у кого сомнения нет. Иначе бы за что ему дали Нобелевскую премию? Вот, правда, Ахматовой и Маяковскому не дали. Но это мелочи.  Нобелевскую, как известно, просто так не дают, а только за самые выдающиеся заслуги. Среди награжденных есть не только поэты, но ученые, политики, писатели. Тут можно упомянуть Горбачева, Обаму и многих других великих людей. Не буду вас утомлять перечислением.

Чтобы все увидели, как я был неправ, и чтоб каждый осознал, что Пастернак – Мастер Поэзии, причем, с большой буквы, я привожу ниже отдельные катрены из ряда его стихов, причем, в основном из довольно известных и нахваливаемых. Стихи и катрены из них я брал почти наугад, подряд, ничего специально не выбирая. Итак, читайте эти шедевры и наслаждайтесь! И не обращайте снимания на несуразности, сбои в ритмах и рифмах, неумелые повторы, отсутствие смыслов и логики. В последнем катрене - вообще классика из школы: «проезжая по деревне, лаяли собаки». И главное – восхищайтесь Пастернаком! Пожалуйста, пишите мне на это покаянное эссе свои одобряющие отзывы. А то Модератор вдруг опять подумает, что я оскорбил Пастернака…

Я заранее благодарен всем поклонникам Пастернака за восторженные отзывы об этих стихах.

***
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

***
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

***
Усмехнулся черемухе, всхлипнул, смочил
Лак экипажей, деревьев трепет.
Под луною на выкате гуськом скрипачи
Пробираются к театру. Граждане, в цепи!

***
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

***
Сад застлан, пропал за ее беспорядком,
За бьющей в лицо кутерьмой.
Родная, громадная, с сад, а характером
Сестра! Второе трюмо!

***
Душа моя, скудельница,
Всё, виденное здесь,
Перемолов, как мельница,
Ты превратила в смесь.

***
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

***
Вот оно! И, в предвкушеньи
Сладко бушующих новшеств,
Камнем в пучину крушений
Падает чайка, как ковшик.

***
И видят окраинцы:
За Нарвской, на Охте,
Туман продирается,
Отодранный ногтем.

***
Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.

***
Ослепляя блеском,
Вечерело в семь.
С улиц к занавескам
Подступала темь.

---

Ниже я привожу первую часть своего эссе - "Слабак Пастернак" (без "прихлебателей", т.к. это слово действительно слишком уничижительно, без "довеска" дискуссии; он был излишен), чтобы ясно было видно, что ничего кощунственного в эссе не было.

----

Недавно смотрю: валяется около мусоропровода какая-то книжка. Поднимаю и удивляюсь. Борис Пастернак «Стихи» (Москва, СП Интерпринт, 1990). Ничего себе! Нобелевский лауреат –выброшен, как мусор.

Честно признаюсь, я стихов Пастернака никогда раньше ни читал (кроме «Свеча горела» в «Докторе Живаго»; кстати, роман довольно рыхлый, гораздо слабей, чем «Хождение по мукам» Алексея Толстого или пьеса «Бег» Михаила Булгакова; хотя в романе есть одна очень сильная сторона: великолепные описания природы - поэзия в прозе).

Итак, открываю книжку и начинаю читать:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит…

И далее – в том же духе. И на следующей странице – примерно то же самое. И дальше тоже. Дешевый мелодраматизм, мельтешение тавтологий бессмыслиц, повторы одних и тех же слов, идиотская патетика, слёзы, рыданья, страданья, просто откровенная чушь и т.п. И вот что удивительно: даже описания природы просто отстойные.
 
Ладно, думаю, все-таки это ранние стихи (1912 – 1915 гг). Молодому начинающему поэту такое, в принципе, простительно. Перелистнул я книжку – сразу на середину.

Корыта и ушаты,
Нескладица с утра,
Дождливые закаты,
Сырые вечера.
Проглоченные слёзы
Во вздохах темноты
И зоны паровоза
С шестнадцатой версты…

Мда-а-а.. Нескладица с корытом, слезами и паровозом. А ведь это стих 1941 года… На следующей странице стих датирован 1944-м годом:

Открыли дверь, и в кухню паром
Вкатился воздух со двора,
И всё мгновенно стало старым,
Как в детстве в те же вечера…

И дальше, дальше, всё примерно в том же духе. Бредятина самого низкопробного графоманского пошиба. Между прочим, в это же самое время Константин Симонов и Александр Твардовский живым ярким словом воодушевляли солдат на фронте. А Пастернак, сидя в тылу, кропал убогие стишки о пошлых звёздах и слезах, о «копошенье мураша», об «алфавитах нив», о «пашне – по плугу» и прочей белиберде. Позорище.

Раньше мне казалось, что Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей (когда он своего «Живаго» втихаря издал, причем, сразу в Италии, а не в нашей стране). А теперь задаю себе вопрос: а может всё-таки справедливо?

У Пастернака есть несколько довольно удачных стихов: «Зимняя ночь (свеча горела)», «Любить иных», «Никого не будет в доме» и «Во всем мне хочется дойти». Всё. Больше нет. Причем, даже в этих четырех стихах многовато погрешностей; и не все катрены одинаково сильны.
 
Так что Пастернак был поэтом весьма средним, пожалуй, даже преимущественно слабым. Это факт. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

Хоть Пастернак был не дурак,
Но как поэт блистал не часто.
Порол вердыщенку в стихах
И пыл свой тратил понапрасну.


Рецензии
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.