Занятие 7. Наиболее популярные темы поэзии

               

  ТЕМА ЛЮБВИ
   Когда сердце любит - оно слагает поэмы во имя любви. Когда сердце, словно остывающий костер, искрится затухающими воспоминаниями - оно поет песнь во имя прошлого. Но оно всегда говорит стихами.
   Гораций
  Одним из сильнейших чувств, которые испытывает человек в своей жизни, является любовь. Любовные переживания обладают огромной эмоциональной силой
   О настоящей большой любви между мужчиной и женщиной написано много. Ведь истоки человеческой любви надо искать в нашей повседневной обычной жизни. Любовь обуславливает продолжение на земле человеческого рода и в общей гамме чувств занимает одно из важнейших мест. Именно в обеспечении непрерывности человеческой жизни на земле берёт начало это большое человеческое чувство. Инстинкт продолжения рода - один из самых могучих инстинктов, присущих всему живому. Этот инстинкт включает в себя и половой рефлекс и половое влечение, и чувство материнства и отцовства.
   Ещё одним источником любви является культура отношений полов, духовная культура человека. Если у первобытных людей можно было говорить только о физическом влечении, а о любви не могло быть и речи, то, по мере духовного развития человечества половая любовь стала одним из главных чувств человека. Одно из самых древних любовных писем, выбитое на 15-килограммовой каменной плите, гласило: "Я, такой - то (имя) хочу, чтобы такая-то (имя) была матерью моих детей". Сейчас любовные письма пишут несколько иначе. Многие поэты и писатели посвятили теме любви самые лучшие свои произведения. То же можно сказать и о композиторах, художниках, артистах и т.д. Настоящая любовь может быть и злом, и благом в зависимости от человека, который любит, и от того, которого любят. Ведь Богдан Хмельницкий только тогда стал народным героем и освободителем Украины, когда богатый польский шляхтич разорил его дом и увёз жену. Из-за любви Париса к Прекрасной Елене началась Троянская война, явившаяся причиной гибели Великой Трои. Можно привести очень много примеров, когда любовь была тем толчком, который вдохновлял человека на великие дела. Можно привести и примеры, когда из-за любви совершались подлости, убийства, люди шли на измену Родине и другие преступления.
   Слово "любовь" не имеет множественного числа. Она сильна верностью. Где есть два любящих человека, где есть одна любовь на двоих, там нет места третьему, нет, и не может быть места измене и предательству.
   
   А.П.Чехов писал о любви: "Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить". Вспомните свою первую любовь. Ведь когда она пришла, для вас перестало существовать всё окружающее. Все другие ценности обесценились. И, даже через 40-50 лет, вы всегда вспомните все подробности первого свидания, первой встречи, первого поцелуя. Потому что это - настоящее.

   Существует старинная прекрасная легенда о большой любви:
   "...Говорят, это было около двухсот лет назад. На берегу сибирской речушки Зеи переселенцы построили деревню. А на отшибе, в пяти километрах вверх по тече-нию, в непроходимой тайге поселился отец с дочерью. Дочка росла красавицей. Раз в год она вместе с отцом приходила в деревню покупать на зиму всё необходимое.
   - Ты бы почаще ходила к нам, красавица! - говорили деревенские парни.
   - А вы дорожку прорубите,- отвечала девушка.
   В селе смеялись над ней:
   - Что, ждёшь, когда к тебе дорожку прорубят?
   - Жду, - отвечала девушка.
   Прошло два года. И однажды летней грозовой ночью почудилось девушке,
  что кто-то рубит лес. Не поверила. Накинула холстину - и на тропинку. Прошла километр-полтора и ахнула: молния осветила просеку в несколько километров длиной. Утром прибежала на вырубку, видит: к ели прислонился парень, лицо из-мученное, худой, в чём только душа держится! И её имя шепчет... А потом уже два топора стучали в тайге, заглушая шум бури".
   О любви можно говорить бесконечно. И не те боевики, или порнографические фильмы, которыми сейчас забиты телевизионные программы, должны служить примером современным молодым людям, а настоящие хорошие книги и фильмы о любви, которых очень много. Как когда-то сказал Р.Тагор:
   "Когда листок полюбит, он становится цветком, когда цветок полюбит, он стано-вится плодом". Навряд ли можно сказать лучше!
   
   Любовь - это самое высшее проявление человеческих чувств. Она властвует над человеком, меняет его самого и всю его жизнь. Любящие люди испытывают не-обыкновенный всплеск вдохновения, которое подвигает их на творчество, на доблестные подвиги и высокий героизм.
   Чтобы вызвать ответное чувство у любимого, человек стремится стать лучшим из лучших, совершенствует себя, в нем проявляются самые лучшие черты характера: мужество, самоотверженность, преданность, душевная щедрость. Тот, кто любит, видит мир вокруг себя во всем его многообразии и красоте, что делает его жизнь намного насыщенней и богаче.
   О любви можно говорить бесконечно. И все слова о ней будут только возвышенными. Недаром любовь воспевают поэты, художники, музыканты. Она стоит того. Она стоит большего. Даже самой жизни. Есть масса примеров в литературе, да и вокруг нас, когда ради любви человек отдавал свою жизнь.
   Любовь - это чувство, в котором изначально заложен некий трагизм, и ее неиз-менным спутником становятся переживания, обладающие огромной эмоциональной силой. Кто не знает знаменитую фразу Л.Толстого "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему"? И если вдуматься, это действительно так, потому что позитивные эмоции, как правило, не отличаются такой многогранностью, как печаль, грусть, тоска и разочарование.
   
  Французский драматург Жан Ануй с уверенностью утверждал: "Тот, кто был сча-стлив в любви, не имеет о ней никакого понятия". Если бы не любовные переживания, не было бы величайших шедевров мирового искусства и литературы. "Любовь - это зубная боль в сердце", говорил Генрих Гейне, и чтобы утихомирить эту боль, поэты изливают свои чувства на бумаге. Минорное настроение и внутренний дискомфорт являются разрушительными для личности, но не для творчества, так как именно несчастная любовь - это тема, из которой вот уже не одно тысячелетие черпают свое вдохновение поэты. Что же касается переживаний, то в них (и в самом чувстве любви) настолько много пластов, что до сих пор о любви сказано еще не все.
   
  Стихи о любви понятны абсолютно всем, и неважно, в каком веке творил поэт, так как срока давности они не имеют. Познание жизни еще в юном возрасте начинается с любовных переживаний, и именно несчастная любовь впервые толкает человека взяться за перо. Конечно, грустная любовная лирика может быть прочувствована вместе с автором, но может и не тронуть за душу, и причина этого нередко кроется в художественном исполнении. Ведь сколько поэтов начинали свой творческий путь с любовной лирики, но так и остались в забвении, хотя, как говорил Оскар Уайльд, даже "плохая поэзия всегда возникает от искреннего чувства". Несмотря на обилие эмоционального материала, писать о любви сложнее всего, так как описание самых сильных чувств порой звучит довольно банально. И здесь все зависит от мастерства поэта и его поиска новых форм и способов выражения этой знакомой и близкой всем темы.
   Время идёт быстро. Меняются люди, меняются нравы, меняется уклад жизни новых поколений. Но, читая Пушкина, Блока, Лермонтова или Есенина мы с удивле-нием узнаем в нескольких строчках свои собственные чувства и переживания. Почему? Да, только потому, что основные, наиболее важные темы поэзии остаются неизменными. Поэзия словно вступает в противостояние с часто повторяющимся утверждением, что "люди теперь не те, что прежде". На самом же деле, во все времена людей разных стран волновали одни и те же чувства, они пытались раскрыть в своих произведениях схожие темы - тему любви, родной страны, смысла жизни, жизненных ценностей.
   
  Одной из центральных тем лирики большинства поэтов всегда была тема любви. Каждый автор описывает это чувство по - своему. Это и неопытная, но дорогая сердцу первая любовь, и страсть, и отчаяние, и безнадежная неразделенная любовь, и горечь потери возлюбленной, и охлаждение чувств. Вспомним хотя бы знаменитые пушкинские строки о любви:
   
  Я вас любил: любовь еще, быть может,
  В душе моей угасла не совсем;
  Но пусть она вас больше не тревожит;
  Я не хочу печалить вас ничем.

  У Блока мы находим такие строки :

  Бушует снежная весна
  Я отвожу глаза от книги,
  О страшный час, когда она,
  Читая по руке Цуниги,

  В глаза Хозе метнула взгляд!
  Насмешкой засветились очи.
  Блеснул зубов жемчужный ряд
  И я забыл все дни, все ночи,

  И сердце захлестнула кровь,
  Смывая память об Отчизне...
  А голос пел: - Ценою жизни
  Ты мне заплатишь за любовь!
   
  К.М. Симонов пишет о любви более современным языком:

  Жди меня, и я вернусь
  Всем смертям назло,
  Кто не ждал меня, тот пусть
  Скажет: - Повезло. -

  Не понять, не ждавшим им
  Как среди огня,
  Ожиданием своим
  Ты спасла меня...
   
  Любовь Тютчева - страстная и всепоглощающая:
   
  И кто в избытке ощущений,
  Когда кипит и стынет кровь,
  Не ведал ваших искушений -
  Самоубийство и Любовь!

  А вспомните лирические стихи Н. Рубцова, воспевающие любовь:

  Я буду долго
   Гнать велосипед.
  В глухих лугах
   его остановлю.
  Нарву цветов.
   И подарю букет
  Той девушке,
   которую люблю.
   
  Я ей скажу:
   - С другим наедине
  О наших встречах
   Позабыла ты,
  И потому
   На память обо мне
  Возьми вот эти
   Скромные цветы!..
   
  У каждого большого поэта есть замечательные стихи о любви.
   
  Почему же тема любви так волнует поэтов разных направлений, разных эпох? Наверное, дело в том, что любое творчество практически всегда основано на сильных, ярких эмоциях, а что может быть ярче, чем счастье и горечь любви? Особенно если автор молод. Тема любви неисчерпаема, и каждый поэт способен привнести в неё свою неповторимую ноту.   

  ТЕМА ПАТРИОТИЗМА

  Другой важной темой, привлекающей поэтов, является тема гражданственности, патриотизма. Вспомним знаменитые слова Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой.
  Откройте стихи нашего современника большого российского поэта Николая Зиновьева:

  У карты бывшего Союза
  С обвальным грохотом в груди,
  Стою. Не плачу, не молюсь я,
  А просто нету сил уйти.
   
  Я глажу горы, глажу реки,
  Касаюсь пальцами морей.
  Как - будто закрываю веки
  Несчастной Родине моей...
   
  Или (его же "Россия"):

  Под крики шайки оголтелой
  Чужих и собственных Иуд
  Тебя босой, в рубахе белой
  На место лобное ведут.
   
  И старший сын указ читает,
  И средний сын топор берёт,
  Лишь меньший сын ревмя ревёт
  И ничего не понимает.
   
  Мне кажется, трудно в наше время найти другого автора, который с такой силой отразил бы в своих стихах гражданскую тему, тему патриотизма и любви к Родине
   
  Чтобы стихи стали истинно народными в них должна прослеживаться судьба поэта, напрямую связанная с судьбой своего народа, своей страны. Сколько известных советских поэтов потеряли часть своей популярности после того, как эмигрировали за границу. Связь поэта с Родиной, это связь античного богатыря с матушкой землёй. Богатырь теряют свою силу, как только он отрывается от земли, которая его вскормила. Как хорошо видно из истории, она помнит только поэтов, неравнодушных к своему времени, живущих не только своей фантазией, но и жизнью своего народа, своей страны. И хотя когда - то 180 лет назад Шиллер сказал: "Избегайте по возможности философских материй, - это самые неблагодарные темы... держитесь ближе к чувственному миру, тогда вы менее подвергаетесь опасности потерять трезвость" поэты, в большинстве своём не прислушивались к этим словам и философские темы часто являлись основой их творчества.

            ТЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ
   
   Тема бренности бытия, смысла и ценностей жизни присутствовали в поэзии во все времена.
  Человек, как известно, существо общественное. И если он, прожив жизнь, ничего не сделал для людей, то его существование можно считать бесполезным.

  НА КЛАДБИЩЕ

  Ты был никем
  Ты стал ничем,
  Тогда на свете жил зачем?   
                (Г. Ужегов)

  Пушкин в своё время сказал:
   
  ...промчатся годы,
  И сколько здесь ни видно нас,
  Мы все сойдем под вечны своды -
  И чей-нибудь уж близок час.
   
  Темы любви, гражданственности, смысла жизни - основные темы, которые присутствуют в поэзии. В своём творчестве их не может обойти ни один автор. Это - жизнь. Во все времена вопросы о смысле жизни или о вечных ценностях были главными вопросами, и только искусство, в частности, поэзия могла предложить какое-то решение. Кроме того, именно стихи воспринимаются многими творческими людьми как символ вечной жизни, как главное, что может оставить человек, как высшая ценность и высшее право поэта. Многие верят, что останутся в памяти потомков именно благодаря стихам, и история знает немало таких случаев.

                Генрих  Ужегов 


Рецензии
Доброго вам дня, Генрих Николаевич.
Хотел бы поделиться некоторыми моментами по прочитанной теме (если, конечно, будет интересно):
1. Отцовского инстинкта не существует в природе (так утверждают биологи). Отцовство и ответственность- явления воспитательного порядка. Если в данном вопросе общество даёт сбой, то и получается большой приток... безотцовщины (эмпирически можно наблюдать в наше время).
2. Согласен в вопросах войн с автором фон Клаузевицем- " это продолжение политики иными способами". Т.е. в основе любой войны лежат прежде всего экономические интересы. В том числе Троянская война состоялась из-за того, что царь Приам поднял транзитные пошлины на хлеб, что поступал в Грецию. Женщины того времени были "твёрдой валютой", но не настолько. Но Номер молодец, развернулся.
Спасибо за интересное изложение тем.
С уважением.

Маркус Дольчин   09.11.2018 12:52     Заявить о нарушении
Уважаемый (ая) Маркус!
Может быть, отцовского инстинкта в природе и не существует, но отцовская любовь есть, и навряд ли, она уступает любви женской. Просто мужчины более сдержанны в выражении своих чувств. Я прожил жизнь и, думаю, что в этом вопросе что-то понимаю.
А за интерес к моим статьям - спасибо. Ведь, что ни говори, а именно в спорах рождается истина.
С добром Г. Ужегов.

Мфвсм-Словарь Рифм   09.11.2018 18:54   Заявить о нарушении
Я совершенно без критики.
Генетический нюанс, не более. Просто нет в мужчинах такой программы, как в женщинах. И не все готовы о своём потомстве заботиться. Если в семье не воспитали, не сделали такую культурную прививку, то получается...как получается.
С уважением.

Маркус Дольчин   09.11.2018 19:01   Заявить о нарушении
Уважаемый господин Маркус!
До 18 лет я считал женщину существом необыкновенным, чем-то даже сверхестесственным. Потом,окончив мединститут, изменил своё мнение. Женщину и мужчину отличает только физиология, а в смысле психологическом сущность у всех одна. Все сокровища яшика Пандоры с детства заложены в каждом человеке, независимо от пола. Только вот в процентном отношении они разнятся.
В одном больше доброты, в другом жадности и т.д. И от пола это не зависит.
Вот такое моё мнение.
С уважением

Мфвсм-Словарь Рифм   09.11.2018 22:23   Заявить о нарушении
Генрих Николаевич, право слово, неловко становится от слова "господин". Давайте без господ и товарищей. Первые- слишком высоко забралась, вторые...за границей. Меня легко можно на "ты", а я, естественно, на Вы- по младшенству.
Изначально зародыши строятся по женскому типу, в потом всякие антигены включаются и перестраивается на мужской лад ( мужчины- переделанные женщины, женщины- недоделанные мужчины)).
Природа для женщин более щедра- нервных клеток добавляет после родов, сексуальные ощущения сильнее. Задачи у нас разные- над мужчинами природа экспериментирует, в женщинах достигнутое преимущество закрепляет.
Что до абстрактного человека, то мне больше нравится определение этологов:
Это животное с двумя видами наследственности- генетической и культурной. Если с первой ничего сделать нельзя, то вторая может сделать Человека.
Спасибо.
С уважением.

Маркус Дольчин   09.11.2018 23:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.