Смычка и размычка!

"Смычка" и "размычка"!
Анатолий Лесенчук 2
 
     Было такое пропагандистское движение в 20-30-е годы у нас в стране – называлось «смычка»! Имелось в виду сближение интеллигенции с пролетарскими слоями – смыкание их, смычка, содружество. Одним из её проявлений стало строительство жилых домов на кооперативной основе, при котором и строители, которые вносили минимальные деньги, и представители интеллигенции, вносившие взнос побольше, должны были жить, по окончании строительства, в новом доме – в любви и дружбе! А во время строительства интеллигенты должны были «вдохновлять» рабочих посредством проведения концертов.
     Матушка моя приехала в Москву из деревни в 1928 году. (Смешно: она на вокзале здоровалась со всеми встречными, как это заведено в деревне!). Первое время она работала  домработницей у разных людей. В частности, некоторое время, даже у маршала Тухачевского. (Рассказывала она, что была в квартире потайная комната-кабинет, с поднимающейся стеной. Не помогла эта «тайность» бедному маршалу!). Ещё работала она у артистки Петровой, собака которой имела свою отдельную комнату в 12 квадратных метров – ровно столько, сколько было у нас позже на четверых в бараке. Вот!...
     Решила мать заработать свою жилплощадь и вступила в жилищно-трудовой кооператив по строительству жилого дома в Старо-Пименовском переулке. (Я могу ошибаться в адресе, но не в этом суть). В рядах оного кооператива, помимо моей матушки и строительных рабочих, были такие люди, как «лучшее произведение» пролетарского писателя и заступника Максима Горького – сынок «евоный»; артист П. (не буду его зазывать полностью)  и иные, имён которых я не помню, но которые, при желании, можно было бы восстановить. Мать работала как бы диспетчером-дежурным – выдавала инструменты и спецодежду, дежурила по ночам.
      Дом строился! Ударными темпами! Рабочие, как муравьи, днём и ночью несли на спинах на верх кирпичи, на специальных деревянных кладях-козлах ( было у этого устройства особое название, но я его забыл, может, вспомнит кто), а каменщики укладывали их ровными рядками. Интеллигенты изредка приезжали на стройку, устраивали концерты. Беседовали «по душам» с рабочими. Особая история – приезд самого Максима Горького, которому матушка моя весьма понравилась! Он назвал её «благодушной девицей» и, при прощании очень жал руку! Надо ли говорить, что это было предметом  гордости для матери на всю жизнь, и вошло в «анналы» истории нашего семейства!
     Идиллия, однако, длилась не долго. Интеллигентов при кооперативе представлял один ловкий юрист, "менеджер", по-современному, или секретарь, что-ли (?). Вот, ему то, видимо, и пришла в голову идея: поскольку дом уже практически построен, объявить рабочим, что кооператив РАСПУСКАЕТСЯ, вернуть им их мизерные паи, и предоставить им «временное» жилище в бараках! Так было и сделано! Рабочих  отправили в бараки, якобы на три месяца (где они  прожили тридцать лет), а артисты и прочие «слуги народа» спокойненько въехали в новый дом! Так что и тогда всё это было… "Что было, то и будет…»,  как это там у Экклезиаста (?!).
      Коротко, что собой представляли наши бараки «Бараки имени Красина» (!), /тогда любили имена присваивать всему и вся/. Это дощатое одноэтажное сооружение с засыпанными шлаком стенами, длиной, примерно, 200 метров, с общим коридором, с покрытой толем крышей. (На крышу мы любили бросать шарики и следить, как они скатываются!). По обе стороны коридора комнаты, 10-15 метров на семью. В доме были две большие комнаты, в качестве общежития для приезжих рабочих, где каждый из 20 человек имел койку. Туалет общий, дощатый, во дворе, с 10-ю открытыми местами для отправления нужд, за дверьми с буквами «эМ» и «Жо», вода на колонке в 500 метрах, нефтяная канава, со стоками от «булавочного» завода, в 15 метрах, печки в комнатах, отапливаемые дровами, сараи рядом для хранения дров, разведения скота и хранения рабочего инвентаря. Маленькие огородики, рядом со знаменитым Пышкиным огородом. И перед окном кусочек земли у каждого, для цветов, с палисадником. Многое можно написать о весёлой барачной жизни, о прекрасных (в основном) людях населявших их.
       В 1958 году жители наших бараков, почти бегом,  - не веря собственному счастью, и опасаясь, как бы власти не передумали, - переселялись в новый пятиэтажный каменный дом на Старом шоссе, где на семью из 4-х человек им предоставили  (аж!) по 24 квадратных метра (!), в квартирах где жили 3 семьи, с общей кухней, ванной и туалетом,  с «идеальной» слышимостью между комнатами, но зато с водопроводом и газом! Предел счастья для пролетария!
      Вот, такая,братцы,  историческая «смычка-размычка» получилась. (Летом я, ещё будучи школьником, работал на строительстве этого дома «разнорабочим». Сколько же мы кирпичей побили с ребятами при разгрузке с автомашин!).
      Где-то в 60-е годы я смотрел по телевизору передачу, в которой артист П. (специальностью которого были «добрые» образы), и тот самый юрист-менеджер рассказывали о славной истории артистического кооператива, ни словом не обмолвившись о рабочих, которых, говоря современным языком, «кинули» - подло и беспощадно обманули! Видеть не мог, (и не могу  в кино его «образы» воспринимать) этого «добренького» П., хотя он лично, конечно, не был активистом в этой истории!


© Copyright: Анатолий Лесенчук 2, 2009
Свидетельство о публикации №2904230380


Рецензии
Анатолий, прочитала с большим интересом.
Многое чего мне знакомо. Моя бабушка рассказывала... Почти также и с ними поступили. Увы. Но... Это история. Какая бы она не была.
Анатолий, с днём рождения Вас!
Желаю Здоровья, Счастья, Света, долгих-долгих лет Жизни и Творческих Успехов!
От всей Души!

Григорьева Любовь Григорьевна   29.12.2013 22:21     Заявить о нарушении
Дорогая Любовь! Спасибо сердечное! Мои добрые самые пожелания на Новый год (и далее...). С улыбкой и теплом, Ваш А.Л.

Анатолий Лесенчук   30.12.2013 15:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.