Счастливый случай

Статья опубликована в журнале «Социально-педагогическая работа» №7(101) г.Минск, 2009г.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ, ИЛИ ЗАКОНОМЕРНЫЙ РЕЗОНАНС ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
В. А. БОЛГОВ, руководитель социокультурного проекта «Резонанс»

На фасаде главного здания в Колтушах И. П. Павлов велел высечь слово «наблюдательность», напоминая своим сотрудникам о важности именно этого качества. Наблюдательность ценна во всех профессиях. Но особенно она востребована в социальной педагогике. Наблюдение приводит автора к неожиданным обобщениям, основанным на позитивном восприятии человека и его устремлений.
Проблема случайности и закономерности в науке не нова. В физике решение этой проблемы в начале XX века привело к революции в понимании мироустройства. Случайна ли закономерность или закономерна ли случайность? Наука уже многие столетия бьётся над решением этой дилеммы. Физики решили эту проблему однозначно: вероятностное описание реальных процессов приводит к определённым выводам. В социальных науках случайное и закономерное есть диалектическое проявление реальной жизни. Именно к такому выводу автор подводит читателя.
В. Н. Наумчик, доктор педагогических наук

«Быть не может! Да вот те раз!» — изумляемся мы невиданному ранее знаку судьбы или же благоприятному стечению обстоятельств, способствующих разрешению возникших проблем. Принимая счастливый случай как данность, мы, как правило, не задаёмся вопросом: «Что или кто этому способствует, какие процессы?» Одним из ключей к разгадке этого явления может быть знаменитая фраза таёжного охотника Дерсу Узала: «Тайга тоже люди». Лично для меня с годами всё более очевидным становится глубокий жизненный и философский смысл фразы: «Как аукается в природной или социальной среде, так и откликается». В наше прагматичное время понятие «счастливый случай» чаще всего ассоциируется с крупным выигрышем в лотерею, рулетку и т.д.
Но истории, о которых пойдёт речь, при всей своей неповторимости и, как многим кажется, случайности, являются проявлением единого, внешне незримого закономерного информационного процесса, откликающегося на наши мысли и способствующего реализации наших намерений. Как и всякий здравомыслящий человек, я отдаю себе отчёт в том, что лишь собранные воедино крупицы человеческого знания смогут хотя бы частично пролить свет на этот феномен.
Четыре времени года
Имеет земная природа.
Семь миров в себе, мой друг, познай
И с надеждою людям отдай!

Понимая, что опыт одной личности является ориентиром для других, поделюсь своими наблюдениями над семью мирами. Быть может, моё постижение переживаний поможет ищущим разобраться в их собственных ситуациях, а также в категориях «случайность» и «закономерность».
1995 год. По просьбе одного народного целителя я ксерокопировал чёрно-белые рисунки православных икон. Поскольку книга была отпечатана на тонкой бумаге, через неё просвечивались рисунки с тыльной стороны листа. После ксерокопирования мой взгляд привлекло одно странное обстоятельство: на ряде копий этот фон отсутствовал. Как будто именно для этих страниц автоматически включался своего рода фильтр, не пропускающий информационные помехи.
Заинтересовавшись этим странным обстоятельством, я решил использовать математику, предварительно разделив все иконы на три группы: святые старцы, святые девы и иконы Божией Матери с младенцем. Результат анализа меня поразил: наличие эффекта было отмечено во всех группах, но в группе икон Божией Матери с младенцем вероятность возникновения эффекта удаления помех была максимальной!
«Любовь и благодарность» — назвал я один из таких рисунков.
Выходит, что даже простое двумерное символическое изображение такого многомерного понятия как любовь человека к человеку, а в нашем случае — любовь Божией Матери к младенцу, обладает способностью к очищению среды от помех.
Если рассматривать образы на иконах с точки зрения системного анализа, то становится очевидно, что характер отношений между большей системой (Богородица) и меньшей (Христос) гармоничен.
Иконы Божией Матери с младенцем, как и само ситуативное событие — очистка их копий от помех, представляют собой яркую образную иллюстрацию теоремы Гёделя: «Свойства системы можно познать только на основании более высокого системного уровня». Ведь ликвидацию помех трудно объяснить только влиянием рисунков на более сложную систему «человек — машина», если не предположить наличие у них дополнитель¬ных возможностей — ситуативной резонансной связи с системой более высокого уровня. Например, в любой точке голограммы содержатся сведения обо всём объекте в целом. По аналогии пользователи сотовых телефонов, находясь практически в любом месте, могут получить полезную информацию из радиоволновой среды простым нажатием на кнопку вызова. Однако остаются открытыми вопросы: «Каков же полный информационный и энергетический ресурс двумерных изображений икон? Каким образом в ответ на «наш вызов — наши намерения» включается ситуативный резонансный «мобильник»?»
Как и всякого ищущего человека, меня этот феноменальный опыт побудил искать в мифах конструктивное основание, занесённое, как руины древних городов, песками времён.
2007 год. Ко мне обратились с просьбой оформить приветственный адрес ко Дню св. Марии Магдалины. Я подумал, что необходим снимок храма, воздвигнутого в её честь. Вооружившись фотоаппаратом, я отправился на съёмки. Сфотографировал церковь с ближних ракурсов и, перейдя по пешеходному мостику на ул. Иерусалимскую в Минске, начал искать удобную точку для съёмки глав¬ного фасада. И тут... случилось неожиданное — откуда ни возьмись у мостика появилась маленькая девочка в золотистом платьице (ну просто ангелочек) и спокойно пошла по направлению к храму. К моему восторгу примешалось и чисто отеческое чувство беспокойства: дитя гуляет без папы и мамы. Я огляделся: кроме меня и её, вокруг ни души!
Подумал, что Мария Магдалина тоже когда-то была ребёнком... «Мария» — назвал я это фото. Если спуститься с небес и гипотетически приземлить ситуацию до уровня обычной съёмочной площадки, то, должен отметить, эту сцену мог бы поставить только гениальный режиссёр. Минимум средств и максимум эффекта: церковь плюс девочка — точное смысловое ситуативное совпадение. Это удачное стечение обстоятельств, дополняющее и резонансно усиливающее первоначальную творческую идею, я сфотографировал и отложил до поры в копилку своего жизненного опыта.
2008 год. Группа энтузиастов и почитателей таланта заслуженного художника Беларуси Нинели Ивановны Счастной выехала из Минска в Полоцк для проведения торжественного вечера, посвященного её 75-летию. В Полоцк мы прибыли к обеду. Осмотрели аудиторию, где предполагалось проведение мероприятия, и отправились в картинную галерею. Поскольку экскурсия туда не планировалась, то у меня осталась неиспользованной всего лишь одна из двух видеокассет, предназначенных для записи юбилейного вечера. Единственным выходом из создавшейся ситуации был поход в магазин. На пути к нему мы подошли к началу широкого бульвара и невольно сбавили шаг, поскольку навстречу нам шеренгой двигались пятеро (!) молодых мамаш с малышами в колясках. Так как я не мог рисковать единственной оставшейся плёнкой (а зря!), то в последнюю секунду снимок успели сделать мои друзья. «Цыплят по осени считают...» — так я назвал это фото.
 Возможно, видавший виды фотохудожник скажет, что он знаком и не с такими жизненными сценами. Но на какой демонстрации он смог бы увидеть подобное зрелище? Разве что в фильме «Броненосец Потёмкин». Однако там, в сцене расстрела демонстрации, на лестнице была всего лишь одна коляска. Известно, что её одной с лихвой хватило, чтобы фильм был признан классикой жанра.
Рукотворная киносцена с одинокой коляской вошла в историю в качестве символа крайней жестокости власти к своим подданным. А наш естественный случай, будем надеяться, станет счастливым символом пятикратного жизнеутверждения любви.
Конечно, случившееся можно объяснить и с помощью житейской логики: пятеро женщин дружат и решили одновременно прогуляться со своими детьми. Да так, чтобы мы смогли увидеть и запечатлеть эту картину. Не слишком ли много рациональных совпадений? Ведь даже с точки зрения математики вероятность такой идеальной синхронизации близка к нулю. В юности мне удалось посмотреть любопытную документальную ленту грузинской киностудии о том, как озвучивается фильм. В ней было мастерски показано, как трудно синхронизировать снятый видеоряд с голосом актёра, озвучивающего фильм.
«Асинхронулия!» — с кавказским темпераментом в сердцах восклицал актёр, когда видеокадр и звук у него не совпадали. Чего только он ни предпринимал, чтобы они слились в единое целое: нервничал, курил, пил кофе — и так продолжалось в течение всего фильма. Математик, занимающийся многофакторным анализом, сказал бы, что герой фильма имел дело всего лишь с двумя факторами.
«Синхронулия!» — мысленно воскликнул я, когда увидел сцену с пятью (!) колясками. Столь удачным было смысловое совпадение моих творческих намерений (снять фильм о художнице лучшим образом) с реальной жизненной ситуацией. Ведь эта сцена — артефакт (кроме уникальной синхронизации-совпадения и сильнейшего эмоционального впечатления) интересна для меня ещё и тем, что первой мыслью, которая тогда молнией осветила моё сознание, была: «Евфросиния Полоцкая в образном виде передаёт нам свой горний привет!»
(Артефакт (от лат. artefactum) — явление, процесс, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно, а следовательно, это признак целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс либо наличия неких неучтённых факторов).

Попытаюсь объяснить, почему возникла подобная ассоциация. Н. И. Счастная родилась в г. Полоцке. Дом её отца находился рядом с монастырём, в котором в своё время Евфросиния Полоцкая, наряду с выполнением обрядов своего священного служения, обучала детей грамоте. В определённом смысле наш юбиляр является продолжателем гуманного дела Евфросинии — просвещения народа, обучения его культуре восприятия и осмысления жизни. Ведь её художественные полотна глубоко аллегоричны. Они несут знание, в том числе и о взаимоотношениях между людьми.
Нинель Ивановна — замечательный художник, она ещё и народный социальный педагог, хотя никто из официальных лиц её на эту должность не назначал. Но, благодаря высокому чувству гражданской ответственности, она более тридцати лет проводит по средам творческие собрания в своей мастерской. Примечательно, что основой этих собраний является свободное общение между посетителями. Цель встреч – повысить образовательный уровень людей и взаимопонимание между ними. Конечно, она об этой социальной функции не говорит. Поскольку я занимаюсь социальной педагогикой в сфере досуга, то, в отличие от многих официальных лиц, я слышу биение её сердца. Полагаю, что пора поставить на повестку дня вопрос о присвоении Н. И. Счастной не только звания «Народный художник Республики Беларусь», но и звания «Почётный гражданин г. Минска», как это уже давно сделала администрация её родного города.
Возвращаясь к теме, скажу: если мы принимаем в своё сознание то обстоятельство, что мы живём в разумной ноосфере (Индекс цитируемости трудов В. И. Вернадского по ноосфере — один из первых в мире), то она не могла не отметить появление Нинели Ивановны в Полоцке. Чем именно? Прекрасной встречей, организованной мэрией, университетом и картинной галереей. И... этой, совершенно замечательной сценой с пятью колясками — ситуативным резонансом социальной среды. (Ситуативный резонанс социальной среды рассматривается автором как статистически чрезвычайно редкое смысловое совпадение внутренних намерений личности с объективными реалиями социальной среды). Как говаривали в своё время в нашей студенческой команде КВН, значимым акцентом — кодой выступления. Именно это пятизвёздочное фото и стало финалом фильма о юбилейном вечере художницы, равно как и стихи, произнесённые в конце встречи:
Полоцк. Княжество. Княгиня.
От седых веков доныне
Пусть природа оживает,
Дочерей своих рождая,
И даёт им в явь и сны
Вечность символа весны!
По поводу вышесказанного, очевидно, можно услышать и такое возражение: «Это всё ваши субъективные домыслы». Скорее соглашусь, чем стану отрицать. Но с одной поправкой: не домыслы, а помыслы, т. е. направленность мысли. А направленность мысли на благо в корне меняет ситуацию. Известно, что постижение личностью своих собственных переживаний — процесс весьма непростой. А других — тем более. Ведь качество настройки «линзы» сознания (уровень восприятия объективно существующей ситуации) у читателя может быть несколько иным, чем у вашего соседа по парте. И если вы согласны с тезисом, что жизнь — это своего рода школа, то приведу один любопытный пример из области физики. Все знают, что свет — волна, и если пропустить его через две поляризационные пластинки, расположенные одна за другой, а между ними поставить модель из упругопластического материала с отверстием и механически нагрузить её, то можно увидеть в поляризованном свете картину распределения механических напряжений вокруг отверстия. Так, прежде незримое в поляризованном свете становится зримым. А ведь это всего-навсего простейший физический опыт! Для того чтобы воспринимать жизнь во всей её полноте, а не фрагментарно, необходимо, как и в случае с физическим экспериментом, соблюдать определённые условия.
«Свет распространяется прямолинейно — это закон природы. Мы — её дети. Желающий познать источник света, внимай: Совесть — фокус «линзы» сознания — должна быть чиста».
(Экспромт автора к фильму «Софи Шоль — последние дни» (к/ф «Лiстапад-2006»).

Думаю, что если мы будем чаще протирать свои «линзы» сознания, то сможем лучшим образом, дружески поляризоваться (настроиться) друг к другу и тем самым улучшить социальную жизнь.
Чтобы понимать символический язык природы в русле той или иной культурной традиции, необходима как сенситивная способность воспринимать феномены информационного поля, так и систематическая работа над повышением культуры собственного сознания в целях последующего анализа причин и закономерностей их возникновения. «А для чего нужен этот непонятный анализ?» — спросите вы. Ответ может быть прямолинейно прост: «Для того чтобы понять, в каком направлении необходимо совершенствовать своё сознание».
Я понял, что все описанные случаи имеют одно общее свойство, а это уже признак закономерности: ситуативный резонансный отклик социальной среды возникал только в тех случаях, когда я хотел помочь другому человеку. Именно при направленности благой мысли на других она и откликалась. Невольно припоминается высказывание Сенеки: «Хочешь жить для себя — живи для других», созвучно ему изречение Христа: «Возлюби ближнего своего...».
(Ф. Энгельс называл Сенеку «дядей христианства»)
В старину говорили, что доброго молодца испытывают до трёх раз. Соблюдая это правило, мы рассмотрели три различных события из современной жизни. И осознали, что, невзирая на «пески времён», на нас с вами смотрят, и будут смотреть вечные лики...
***
Над Числом, над Формой, Лирой,
Полыханием зарницы,
Светом сказки или былью,
Знак судьбы над горним миром,
Разметав в полёте крылья,
Пролетит, как звёздный рыцарь!


Рецензии
Спасибо за мысли. Считаю, что все в нашем мире взаимосвязано. Встречи, мысли, события и т.д. Насчет иконы... Вы помните мой стих о Лебедушке? Там я немного говорю о том, о чем и Вы. Рада, что познакомилась с Вами. Лана

Лана Оли   28.05.2012 20:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.