Фрагмент

Собрался с мыслями
и причесал Стихею.
Торчит в амбаре.
Ждёт теперь Емелю.

Стихея - Студич
Стихея. Муза погоды у греков. В дохристианском мире понизовщиков, жителей Индигирки, почитались «стихеи»: матушка сендуха, матушка сине море, матушка Индигирка и матушка Колыма, батюшка cap-огонь; жили сендушный хозяин и водяная хозяйка, суседко, чудинка-пужанка, еретики и шулюкины. Обнаруживаются и отголоски представлений, восходящих к тотемизму. «Стихея» в понимании поречан — неуловимая, могучая и грозная сила, которая кормит, и из рук которой надо почти вырывать свою жизнь. В.М.Зензинов приводит пример, где «стихея» и Бог в сознании понизовщиков существуют на равных: «Сулим, значит, обещаем Богу или Владычице отслужить молебен, если даст нам рыбу или гусей, стихею просим — ведь от нея это зависит. Там нас Бог слышит, не слышит — заведенье со старины такое...». Чтобы умилостивить «стихею» бросали в волны заготовленные подношения: пестрые лоскутки, ладан, «божью просвиру»: «Матушка сине море! Прекрати погоду! Не дай погибнуть православным!» К.К.Нейману довелось видеть, как жертвоприношение морю и его стихеям приносили чукчи и русские. Колымские казаки тоже принесли жертву морским стихеям. «Обряд заключался в следующем: казаки выпросили у нас каждый по чарке водки, накрошили туда сухарей и соли, смешали все это и вылили в море»


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.