Поэзия поверх барьеров
К 120-летию Б. Л. Пастернака
Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960) – великий русский поэт,
автор замечательной прозы и выдающийся переводчик – сегодня виден нам в полный рост как классик русской советской литературы, гениаль-ный художник слова, и уже никакие преходящие мнения и оценки не в
силах изменить его место и роль в истории литературы ХХ века.
Жизненный и творческий путь Б. Л. Пастернака неотделим от эпохи, в которую он жил, от исторических событий и потрясений этой эпохи, от жизни родной страны и народа, с которыми он всегда чувствовал свою кровную и неразрывную связь. При всех сложностях и противоре-чиях этого пути поэт сохранил удивительную цельность и духовную высоту своей личности и своего художнического служения русской литературе, не поступившись ни малейшей крупицей своей души и своего таланта в угоду преходящим вкусам и жестоким нравам своего времени. В этом отношении его, как мне кажется, можно сравнить лишь с цельным образом человека и поэта А. С. Пушкина.
Лучше и глубже многих других писателей Б. Л. Пастернак осознавал,
сколь высока ответственность художника перед своим дарованием.
«Поразительно то, что прирождённый талант есть детская модель вселенной, заложенная с малых лет в ваше сердце, школьное учебное пособие для постижения мира изнутри с его лучшей и наиболее оше-ломляющей стороны. Дарование учит чести и бесстрашию, потому что оно открывает, как сказочно много вносит честь в общедраматический
замысел существования. Одарённый человек знает, как много выигры-вает жизнь при полном и правильном освещении и как проигрывает в полутьме. Личная заинтересованность побуждает его быть гордым и стремиться к правде» (Из письма К. Кулиеву, 25 ноября 1948 г.).
Эта высокая мера ответственности перед своим дарованием присуща не только художнику, но любому творческому человеку, для которого честь и бесстрашие не пустые слова. Эта мысль проходит сквозной темой через всё творчество Пастернака. От поэмы «Лейтенант Шмидт», где нравственный идеал человека конкретизирован в образе главного героя поэмы, через лирику 30-х годов и военной поры протя- гиваются нити к произведениям Пастернака, завершающим его творчес
кий путь. Поэт не скрывает драматичности жребия человека, избранно- го историей для высшего служения, но видит в этом служении оправда-
ние самого существования человека. При этом поэт не допускает ника- кой позы в отношении себя или своих героев: служение само есть выс-шая награда личности, осознающей свой нравственный долг. Честное
исполнение долга – это и есть высшая доблесть.
Трудно, да и просто невозможно охватить в кратком очерке всю многогранность и глубину творческой личности Б. Л. Пастернака. Сложность его метафорической манеры, особенно в ранних стихотво-рениях, многими воспринималась как изощрённая игра ума и вообра-жения. Но здесь важно понимать, какой художественной задаче служат
эти метафоры и неожиданные ассоциации поэзии Пастернака. Ввести читателя в огромный и удивительный мир природы, в мир чувств и переживаний тонко чувствующей личности заведомо невозможно при помощи плоского описания. Метафора в поэтике Пастернака выпол- няет прежде всего связующую роль. Она мгновенно стягивает в единое целое разрозненные части действительности и тем самым как бы вопло щает великое единство мира, взаимодействие и взаимопроникновение
явлений. Мир пишется «целиком», и его живая картина насыщена чув-ственными, образными и смысловыми ассоциациями.
«Весна, я с улицы, где тополь удивлён,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельём
У выписавшегося из больницы».
Поэт не боится прозаизмов, просторечий, живой стихии разговорной
речи, придающих высокой поэзии свежесть и безыскусность народного
языка. Оказывается, и о любви, и о природе, и о творчестве можно писать живым, естественным языком, не засушенным условностями.
И эта «неслыханная простота» достигается мастером отнюдь не в ущерб высокой культуре стиха, который порой поднимается до самых высоких философских и художественных обобщений.
Важное место в лирике Пастернака принадлежит природе. Но содер-
жание этих стихотворений шире обычных пейзажных зарисовок. Рас-сказывая о вёснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует
о природе самой жизни, о сокровенной тайне мирового бытия, испове-дует глубокую веру в жизнь, которая составляет нравственную основу
его поэзии. Жизнь в его понимании – нечто безусловное, вечное, все-проникающая стихия, величайшее чудо, творящее весь мир. Природа и
человек, природа и творчество едины в своих истоках.
От его пейзажей веет свежестью, здоровьем. По замечанию О. Ман-дельштама, «Стихи Пастернака почитать – горло прочистить, дыханье
укрепить, обновить лёгкие: такие стихи должны быть целебны от тубер
кулёза». Из одного стихотворения в другое Пастернак не устаёт твер- дить об этой жизненной силе природы, спасительной, всеисцеляющей.
Деревья, травы, облака, ручьи облекаются в его стихах высоким правом
говорить от имени самой жизни, наставлять нас на путь истины, добра.
Пейзаж в творчестве Пастернака зачастую уже не объект изображения, а субъект действия, герой и двигатель событий. Кажется, что сама при-рода способна совершать поступки, чувствовать и мыслить и даже вы-ступать в роли наставника и нравственного образца. Степень близости
человека к живой природе для Пастернака – мера его человечности!
Традиционное противопоставление природы и культуры, идущее от Руссо, а в поэзии – от Шиллера, для Пастернака отнюдь не обладает безусловной силой. Напротив, в духе Гёте и романтиков, он всячески подчёркивает органичную связь истинного творчества с животворной
силой природы и жизни. Зарождение искусства в недрах природы – излюбленная тема Пастернака. Первоисточником поэзии является сама жизнь, поэт же в лучшем случае – её соучастник, соавтор, которому
остаётся только зорче наблюдать и лучше слушать, собирая соцветия
рифм в открытую тетрадь. Единство поэта и природы – первое и основное кредо поэта. Отсюда – глубокая внутренняя связь поэзии, живописи и музыки, выразительные истоки которых лежат в самой
природе, преображённой в слове, красках и звуках художника.
Это отождествление искусства и жизни, поэзии и природы, передача
авторских прав пейзажу и потоку событий служат, в общем, одной цели: удостоверить подлинность, правдивость истинного творчества.
А подлинность, достоверность образа является для Пастернака высшим
критерием искусства. Его главная забота: «суметь не исказить голоса
жизни, звучащего в нас». Подобная эстетическая позиция достаточно
рано развела Пастернака с футуристами, к которым он одно время примыкал. Подмена творчества техническими приёмами была для Пастернака абсолютно неприемлема. Точно так же была для него не-приемлема работа по «социальному заказу», продиктованному извне,
если он не совпадал с творческим зовом совести самого поэта.
Только при ясном понимании этих основополагающих для Б. Пас-
тернака жизненных, художественных и эстетических принципов воз-
можен содержательный разговор о его жизни и творчестве. Ныне мы
располагаем полным корпусом его сочинений, включая его поэзию, прозу, переводы и переписку. Написаны сотни исследований и воспо-минаний, посвящённых жизни и творчеству Пастернака. Его роман «Доктор Живаго» был дважды экранизирован. Его личная жизнь, его
дружеские и семейные связи, его непростые отношения с властями – всё это тщательно изучено и добросовестно описано. Можно честно сказать и о тех иллюзиях, которые он питал, подобно многим поэтам
своего поколения, в отношении революции, и о тех испытаниях, кото-
рые он пережил в конце своей жизни после присуждения ему Нобелев-ской премии по литературе в 1958 году. Всё это теперь – достояние
истории, и мы смотрим на эту историю уже из другого времени.
Но непреходящее значение сохраняет для русской и мировой куль-туры творчество великого поэта и облик человека высокого душевного благородства, сохранившего верность своим идеалам вопреки всем трагическим силам и обстоятельствам, порождённым временем. И для молодого поколения – хочется в это верить – поэзия Б. Л. Пастернака надолго сохранит своё обаяние, свежесть, красоту и жизненную силу.
18 марта 2010 г.
Свидетельство о публикации №111060404503