Занятие 6. О творчестве и вдохновении

               
          
     Наверно, каждый человек, пробующий писать стихи, знает, что без особого настроя, без вдохновения ничего хорошего написать нельзя. Если даже стихотворение и будет написано, оно, скорее всего, будет бесцветным и безжизненным. Что же такое вдохновение? В понимании большинства - это отрешенность, полёт фантазии, неконтролируемый восторг или транс. Если разобрать слово "вдохновение" с точки зрения морфологии, то можно увидеть следующее. Корень "вдох" - в русском языке идентичен слову душа, то есть жизнь. В переносном значении "вдохновение" это одухотворение через придание дыхания. Вдохнуть живую душу в произведение, во все времена было признаком большого таланта и одаренности. Глубокое дыхание свидетельствует о силе чувства, о взволнованности человека. Взволнованность чувств автора влияет на читателя, входит в резонанс с его чувствами и мыслями, заставляет читателя переживать те же чувства, что пережил автор при написании своего произведения.
   Любой состоявшийся поэт часто может услышать вопросы: - "Как писать стихи? Что служит толчком к созданию стихотворения?" Однозначно на эти риторические вопросы ответить невозможно, так как степень восприятия окружающего мира, степень развития каждого, отдельно взятого человека различна. И даже если несколько человек будут пользоваться одними и теми же словами для выражения своих чувств и мыслей, стихи, написанные каждым из них, будут резко отличаться друг от друга. Поэтому каждый автор должен постоянно работать над собой, изучать новые конструкции стихосложения, тренировать мысль, наполняя жизнью её интеллектуальную ткань. При создании каждого нового произведения возникает новая задача. Определяется она воспоминаниями прошлого, толчком воображения извне, или ключевой фразой, понравившейся автору своей новизной или глубиной мысли. Однако это только первый шаг к созданию стихотворения. За эмоциональным переживанием следует анализ самого явления, ставшего его причиной. Именно способность поэта облекать философские категории и социальные проблемы в поэтические образы помогает ему создать настоящее произведение.
   
                Название для стихотворения
   
  Название произведения - это символический знак, выделяющий данное произведение среди всех других. Вопрос о том, какое название дать стихотворению каждый автор решает по- своему. Дать рекомендации или подсказать что-то здесь трудно. Да это и не нужно человеку, воображение которого витает в поэтических миражах. Если поэт точно знает, о чём он пишет, то вопрос о названии просто не возникает, просто автор выносит основную тональность, основной посыл своего стихотворения в название, особо не задумываясь о том, чтобы быть оригинальным. Часто поэты в название стихотворения выносят основную мысль, выраженную в стихотворении, как бы давая читателям общее представление относительно того, о чем им предстоит прочесть далее. В выборе названия стихотворения, или сборника проявляются вкусы и склонности автора, мода или обычаи эпохи. В некоторых случаях предпочтение отдаётся скромности и простоте названия, в других - его необычайности, загадочности и запутанности. Любители символов выбирают для названий цветы, звёзды или слова, содержащие в себе скрытый смысл произведения, его идею. В названии может оказаться любая часть речи, даже наречие или деепричастный оборот. Например, если читатель видит в названии поэтического произведения слово "Любовь", он понимает, что далее пойдет речь об этом чувстве. Важно внести в название стихотворения больше конкретики, например "Первая любовь" или что - либо подобное. Многие поэты, вообще, оставляют стихотворение без названия, и оно входит в сборники по повтору первой строки (в качестве примера можно привести стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, известное нам, как " я помню чудное мгновение". Это стихотворение не имеет названия, и мы знаем его как "посвящение Анне Керн». Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что каждый автор должен самостоятельно заниматься подбором названий для своего творчества. Помочь ему в этом вопросе может только собственный опыт и поэтическая интуиция.
   
                Замысел стихотворения

   О том, как рождается замысел стихотворения, и как этот замысел воплотить в жизнь прекрасно  сказал Гораций в своей знаменитой работе "Наука поэзии":
   
   Взявшись писать, выбирайте себе задачу по силам!
   Прежде прикиньте в уме, что смогут вынести плечи,
   Что не поднимут они. Кто выбрал посильную тему,
   Тот обретет и красивую речь, и ясный порядок.
   Ясность порядка и прелесть его (или я ошибаюсь?)
   В том всегда состоит, чтоб у места сказать об уместном,
   А остальное уметь отложить до нужного часа.
   Даже в плетении слов поэт осторожный и чуткий,
   Песню начав, одно предпочтет, а другое отвергнет.
   Или стремится поэт к услаждению, или же к пользе,
   Или надеется сразу достичь и того и другого.
   Кратко скажи, что хочешь сказать: короткие речи
   Легче уловит душа и в памяти крепче удержит,
   Но не захочет хранить мелочей, для дела не нужных.
   Выдумкой теша народ, выдумывай с истиной сходно
   И не старайся, чтоб мы любому поверили вздору,
   И не тащи живых малышей из прожорливых Ламий.
   Строгих полки стариков в стихах лишь полезное ценят;
   Быстрые всадники знать не хотят никаких поучений;
   Всех соберет голоса, кто смешает приятное с пользой,
   И услаждая людей, и на истинный путь наставляя.
   Книга такая плывет за моря, приносит доходы
   для продавца, а творцу дарит долголетнюю славу.
   1 век до н.э.

                О ПОДРАЖАНИИ
   
  Прежде чем стать писателем или поэтом любой автор должен долго и упорно учиться. Учебными пособиями начинающих авторов чаще всего служат произведения классической литературы. Ведь классика - неиссякаемый источник мудрости и знаний как для начинающих, так и для уже состоявшихся писателей. И нет ничего удивительного в том, что начинающий поэт, создавая свои стихотворения, пытается подражать кому-то из известных поэтов. Такая практика позволяет молодому автору отточить свое мастерство, ведь равняясь на своего кумира, подражая ему, молодой автор стремится улучшить свои произведения, повысить планку своего мастерства.
   Подражание нельзя оценивать только негативно, как это делает большинство критиков. Почему? Во-первых, подражание - это одна из граней учебного процесса. Молодому автору не нужно идти вслепую и совершать те ошибки, которые были до него совершены другими авторами, он не тратит времени на то, чтобы задерживаться на первых ступеньках поэтической лестницы. Изучив творения других, уже известных авторов, молодой писатель или поэт в своём развитии как - бы перешагивает сразу через несколько ступенек. У него остаётся больше времени и сил на то, чтобы создать что - то своё, новое и оригинальное.
   Во – вторых, подражание - это в какой-то мере преемственность. Ведь только благодаря практике подражания в поэзии сохранилось множество стилей, жанров, таких как ода, сонет и многие другие. Возможно, что сейчас эти формы стихосложения уже были бы забыты, не используй их молодые авторы в своем творчестве. Подражание для талантливого поэта является лишь толчком к дальнейшему развитию. Взяв за основу чью-то идею, он развивает ее, совершенствует, придает ей новые формы и обличья. В конечном итоге подражающее стихотворение может получиться более выразительным, чем исходное. Множество примеров подражания встречается и у классиков. Дополняя замыслы друг друга, они создавали гениальные творения, считающиеся сегодня величайшими литературными ценностями. Примером этого может быть стихотворение А.С. Пушкина "Памятник". Одним из первых эту тему раскрыл Гораций. Затем её продолжили поэты средневековья, а в 18 веке стихотворение "Памятник" написал Державин. Но "Памятник" А. С. Пушкина - одно из лучших стихотворений, написанных на эту тему. А ведь по большому счёту - это стихотворение является подражательным.
   Часто молодой автор, находясь под впечатлением от какого - то прочитанного стихотворения, пишет нечто подобное. И сразу же он может натолкнуться на стену непонимания, "искушённые" авторы и критики начинают обвинять автора в откровенном плагиате. Конечно, таким замечаниям не стоит уделять много внимания. Ведь осмысленное подражание только укрепит талант автора, расширит его возможности. Однако любой автор всегда должен помнить, что грань между подражанием и плагиатом очень тонка. Нужно иметь прочную теоретическую подготовку, хорошо знать современную и классическую литературу, а также обладать большой поэтической интуицией, чтобы не нарушить эту грань и не скатиться к плагиату.

                Генрих  Ужегов


Рецензии