Живое слово
В одном апокрифическом Евангелии есть такая история из детских лет Иисуса. Мальчики, с которыми он играл, развлекались тем, что лепили из глины птичек. И каждый хвалил свою птичку: «Смотрите, совсем как живая!» Иисус тоже вылепил птичку из глины, молча хлопнул в ладони, – и птичка полетела. Она и вправду была живая!
Попробую сравнить с этой притчей поэтическое творчество. Поэты, как дети, тоже лепят свои птички-стихи из глины слов. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Они тоже любят хвалить свои творения: «Смотрите, совсем как живое!». Но вот беда: их птицы-стихи никуда не летят. Это просто слова, искусно соединенные в текст стихотворения. Они написаны, но они не звучат. Это просто текст, продукт письменной культуры.
Но иногда – увы, не слишком часто – и вправду случается чудо. Слова
оживают, и стихи, как птицы, взлетают на крыльях музыки ввысь… Это случается тогда, когда слово возвращается в родную стихию музыки, когда оно начинает звучать. Вспомните любой из прекрасных романсов на стихи русских поэтов: «Средь шумного бала…», «Я встретил вас…», «Утро туманное…». Вы чувствуете, как ожило, как зазвучало в них поэтическое слово? Это уже не текст, это живое, летящее из сердца песенное слово. И оно живёт, оно звучит в наших сердцах, в нашей памяти…
Ведь не случайно лирика и лирическая поэзия в древности всегда соединяли поэзию, пение и музыку. И Аполлон, бог красоты и покровитель искусств, всегда изображался с лирою в руках. И псалмопевец царь Давид тоже отнюдь не читал свои псалмы, а пел их, аккомпанируя себе на арфе. Древность не знала различия между песней и стихотворением, так как вся поэзия была песенной. Лира и лирика естественно дополняли друг друга. Источником античной лирики было песенное народное творчество. Для аккомпанемента использовались не только струнные инструменты, но и флейта, и тимпан, и другие инструменты. Уже в античности было прекрасно осознано особое значение мелодики в искусстве лирической поэзии, были разработаны разные лады и наука гармонии. Античные мыслители хорошо понимали особое значение каждого лада для выражения того или иного настроения, роль темпа, ритма, размера, силы звука и т. д. (См. об этом: «Античная музыкальная эстетика», М., 1960). В культуре народов Востока эта связь слова, мелодии и музыкального аккомпанемента также всегда высоко ценилась и культивировалась.
Сегодня это понимание неразрывной связи музыки, голоса и живого поэтического слова сохранили только барды. Поэты не только не способны спеть свои стихи, но, как правило, и читать-то их толком не умеют. Мелодика стиха, его просодия, вокализация текста пришли в упадок. Всё это – признак упадка культуры и вкуса. Можно ли здесь что-то изменить? Это зависит от нас. Может, попробуем возродить древний союз музыки и слова? А вдруг птичка оживёт и взлетит?
2 февраля 2005 г.
Свидетельство о публикации №111060108814
Остальные же базируются на той предпосылке, что именно ОТСУТСТВИЕ музыки требует большей силы от слова самого по себе.
Девальвация 24.06.2011 18:46 Заявить о нарушении
Владимир Каганов 24.06.2011 20:41 Заявить о нарушении