Из беседы с музыкантом. Фукусима 1

Пару месяцев тому назад мне поведали о драматическом расколе мнений участников одного симфонического оркестра: ехать или отказаться от поездки на гастроли в Токио после печальных событий на комплексе АЭС «Фукусима»? На кону были сумма контракта, карьеры... С одним из членов этого творческого коллектива у меня получилась краткая беседа.
Я постарался дать несколько практических советов, как вести себя в городе, достаточно удалённом от места аварии. В беседе возникла надобность в объяснении того, что такое пресловутая «радиация»? Понимая, что собеседник – музыкант, что мир нот и звуков для него гораздо ближе, нежели мир атомов и их ядер, я постарался вести диалог, скажем так, на бытовом уровне.
**
Учёные и инженеры придумали реактор – устройство, в котором уран подвергается воздействию нейтронов. При попадании нейтрона в ядро атома урана, его ядро «взрывается» или «делится» на несколько меньших по массе ядер новых элементов. При «делении» выделяется энергия, ради которой и создаётся энергетический реактор. Но ядра новых элементов – «осколков» - после катастрофического – на уровне ядра – события – деления, ещё долгое время не могут «успокоиться», пока не сбросят остатки энергии деления в виде заряженных частиц и гамма-квантов. Т.е. «осколки» радиоактивны. Обладая всеми химическими свойствами обычных – стабильных – атомов, они время от времени «выбрасывают» часть заряда ядра в виде электрона, например, и превращаются в новый химический элемент со своими новыми свойствами. С некоторыми осколками это «безобразие» повторяется несколько раз, т.е. химически «осколок» мимикрирует, по цепочке превращаясь в своих соседей в таблице Менделеева. Кончается эта эскапада мирным финишем – окончательным превращением в стабильный, не радиоактивный, атом. Важно запомнить, что для достижения финиша требуется время, от секунд до десятилетий, в зависимости от типа получившегося исходного «осколка».
Главная задача при создании реактора состоит в том, чтобы не упустить «осколки» деления во внешнюю окружающую среду, где живём мы с вами. Для этого создаются прочные оболочки тепловыделяющих элементов, содержащих уран и будущие «осколки деления», замкнутая система охлаждения этих элементов и средства для очистки теплоносителя от просочившихся сквозь микродефекты «осколков».
Совокупность тепловыделяющих элементов – активная зона реактора – заключается в прочный стальной корпус самого реактора. Реактор же заключается в прочный железобетонный корпус, способный выдержать падение самолёта, например.
Если, тем не менее, «осколки деления» так или иначе попадают в окружающую среду, каждый их атом ведёт себя сообразно химическим свойствам, зависящим от заряда его ядра. Это можно понять, разглядывая таблицу Менделеева.
На практике они входят в состав пыли, грязи, водных стоков. Проще всего обнаружить те радиоактивные атомы, распад которых сопровождается гамма-излучением. Их можно фиксировать измеряющими приборами дистанционно, даже с самолёта или вертолёта. Но, к сожалению, есть такие осколки деления, например стронций-90, которые испускают электроны без гамма-излучения. Грязь задерживает электроны и до регистрирующих приборов сигнал о радиоактивности не доходит. Конечно, существуют химические средства выделения таких элементов из пыли и грязи, но они гораздо более медлительны и трудоёмки, чем индикация гамма-излучателя.
Полезно помнить, что излучение «осколков деления» не вызывает новой радиоактивности в предметах и продуктах, упакованных в герметичную тару или оболочку. Загрязнение радиоактивностью происходит подобно обычному загрязнению.
Вред от радиоактивных элементов кроется в том, что их излучение рвёт связи между атомами в молекулах тканей организма. «Обрывки» молекул соединяются по местам разорванных связей, образуя чуждые организму, ядовитые, а часто и канцерогенные, вещества в теле живого существа. Т.к. распад радиоактивных элементов («осколков») растянут во времени, часть их до распада может попасть в организмы растений и животных и задержаться там перед тем, как мы употребим их в виде пищевых продуктов.
**
Поэтому в краткосрочную командировку в Токио разумным было бы взять с собой пищевые консервы и воду в бутылках, остерегаться дождя, осаживающего пыль из воздуха вам на одежду, воздерживаться от прогулок по траве, собравшей пыль из воздуха. Следовало бы помнить, что ваша одежда может оказаться несколько загрязнённой от контактов на улицах и в транспорте, и её полезно бы проверить по возвращении на родину. Полезным был бы портативный гамма-дозиметр. По рассказам очевидцев в момент, когда случилась беда с Чернобыльской АЭС, японцы-гости с такими дозиметрами вели себя в Москве адекватно.


Рецензии
Спасибо за ссылки, Сергей.
Буду читать дальше. Очень просто и доходчиво изложено.
Почувствовала себя ученицей, которой посчастливилось попасть на урок к замечательному учителю.
С признательностью.

Наталья Чаплыгина   20.08.2019 19:12     Заявить о нарушении
Читайте далее, задавайте вопросы, буду рад возможности ответить.
Сергей

Сергей Таллако   20.08.2019 21:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.