21. Месса Кошона

*Церковь, зеркальная той, что была в 1 действии. По обстановке это Церковь Возмездия (или Страшного Суда).
Входит паства – хор*.

КОШОН (проповедует у алтаря):
Следует ли женщине, как мужу, одеваться?
Следует ли женщине тратить в битвах дни?
Следует ли женщине девицей оставаться?
Следует ли женщине жить средь солдатни?

ВСЕ:
Нет, нет, нет - такова наша вера!

*Заходит по очереди знать*.

КАРЛ(крестясь):
Следует ли женщине путаться у трона?

ИЗАБЕЛЛА (крестясь):
Следует ли женщине осквернять корону?

КОШОН (благословляя):
Следует ли женщине так менять личину?
Следует ли женщине унижать мужчину?

ВСЕ:
Нет, нет, нет - такова наша вера!

ДЕ РЕЦ (не крестится, просто касается лба):
Следует ли женщине нежной быть в постели?

ДЮНУА (преклоняет колени, войдя):
Следует ли женщине рваться под венец?

КОШОН (одобрительно кивая):
Следует ли женщине петь у колыбели?

ВСЕ:
Следует ли женщине стать мадам де Рец?
Да, да, да! Такова наша вера!

КОШОН (нависая вперед):
Может, к этой женщине просто стать суровей?
Может, этой женщине чувства не даны?
Может, эта женщина просто жаждет крови?
Может, эта женщина - семя Сатаны?

ВСЕ:
Да, да, да! Такова наша вера!

*Служки выносят чашу, поднос с облатками, щит и потир. Чаша и поднос отдаются Кошону, щит служки ставят на себя (на одном колене стоят, другим подпирают, теперь это стол, накрытый скатертью, а служки – вместо мебели). Кошон служит – крестит чашу и облатки, поднимает их над головой, ставит обратно и погружается в молитву. Во время всего этого действия готовящаяся к причастию паства поет «молитву»*:

ПАСТВА:
Господи, смиренно молим
В этот час:
Не покинь в земной юдоли
Грешных нас.
Силы божьей верный образ
Покажи
И отступников сурово
Накажи.
Чтоб взошло обильно просо и пшено,
Чтоб у нашего соседа не взошло.

*Все разом опускаются на колени, крестясь*.

ЖЕНЩИНЫ:
Чтобы муж обогатился на войне,
Чтобы разорился наш сосед вдвойне.

МУЖЧИНЫ:
Чтоб жена не изменяла с четверга,
Чтобы у соседа отросли рога.

ВСЕ (молитвенно сложив руки):
Чтобы спасшиеся души вознеслись,
Чтобы нашему соседу не спастись.

*Все разом встают:*

Чтобы праведным и смелым,
Не скорбя,
Въехал в рай дорогой белой
Только я.

*Начинается причастие. Персонажи составляют очередь, упирающуюся в Кошона – впереди королевская чета, потом де Рец и Дюнуа, дальше как попало. Каждый принимает с колен облатку, потом возвращается на место и стоит там на коленях с закрытыми глазами. На фоне этого действия меняется музыка – это будет псалом, в который потом включатся те, кому есть что сказать: тот псалом, что идет изнутри каждого героя, а не из ритуальной надобности, как было до того*.

ГОЛОС ЖАННЫ (из-за кулис):
Agnus Dei, miserere mei,
Agnus Dei, miserere mei,
Qui tollis
Peccata mundi,
Dona nobis pacem Dei.
Агнец Божий, помилуй нас,
Агнец Божий, помилуй нас.
Агнец, взявший грехи мира,
Одари своим миром нас.

(Нижние голоса Хора постоянно идут каноном:
Agnus Dei ,
miserere,
Agnus Dei,
Miserere)

ВОЙНА (выходя из-за постамента и оставаясь у него):
Агнец Божий, спаси ее!
Агнец Божий, спаси ее!
Я жива ее трудами –
В ней продление мое.

НИЩИЙ (встает у постамента, голосом МИХАИЛА):
Агнец Божий прими ее,
Агнец Божий прими ее,
Среди всех, кто шел сквозь пламя,
Только Жанна – дитя твое!

ВМЕСТЕ:
На руинах моих надежд,
В мире мытарей и невежд,
Средь молящих и зовущих
Лишь она перешла рубеж.

ДЮНУА (вставая с колен):
Боже праведный, Боже Сил!
Я же звал, я тебя просил!..
Почему у тех, кто верит,
Ни на что не хватает сил!
Без нее мир похож на склеп.
Что мне кровь твоя, что твой хлеб?
Отчего же, Боже Правый,
Ты так мстителен и так слеп??

ДЕ РЕЦ (вставая со своего места):
Лживый бог человечьих стад!
Сам твой вид источает яд.
Будь она хоть трижды ведьма –
Вместе с ней я сошел бы в ад.
Ты же иначе рассудил:
Взял ее, а меня простил.
Я отныне – твой противник,
Если только достанет сил.

ВМЕСТЕ с вставшим КАРЛОМ (втроем):
Боже мой, как ее спасти?
Сердце бьется птенцом в горсти.
Почему у тех, кто верит,
Так извилисты пути?

КОШОН (бросая чашу):
Боже мой, я схожу с ума!
От сомнений душа пьяна.
Почему у тех, кто верит,
В сердце вечно идет война?

ВОЙНА (к Кошону):
– Ты, стоящий у врат молитв!
Заперт слух, а ковчег открыт.
Ты забыл, что во вселенной
Битва духа – есть битва битв.

КОШОН (хватаясь за сердце):
Что вам надобно от меня,
Голоса темноты и дня?
Голос церкви – глас народа.
Выбор мой – не моя вина!

МИХАИЛ:
Человечья душа черна,
Никому не дойти до дна.
Между ней и Божим Градом –
Нескончаемая война.

ВОЙНА:
Сердце слабо, а плоть сильна.
Выбор твой – вот твоя цена.
Между истиной и правдой –
Нескончаемая война.

КОШОН (падая на колени):
Всемогущий, предвечный Бог!
Голос твой я понять не смог.
В судный день мой, в день печали,
Дай мне силы исполнить долг.

ВСЕ:
Агнец Божий, принявший мир!
Сохрани короля и клир.
Помолись о нас, заблудших,
Пощади и даруй нам мир!

*Тихо расходятся под голос Жанны. Кошон бессильно опирается на служек, благословляя прихожан.*

ГОЛОС ЖАННЫ (из-за кулис):
Agnus Dei, miserere mei,
Agnus Dei, miserere mei,
Qui tollis
Peccata mundi,
Dona nobis pacem Dei.


Рецензии