Гарри Потер - Победитель Смерти

Роман английской писательницы Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер» – сага, полюбившаяся как детям, так и взрослым. На мой взгляд, это очень талантливое произведение, которое (обязательно) останется в анналах мировой (не только детской) литературы. Тут дело вот в чем. С Гарри Поттером произошла такая же метаморфоза, как и с романом Дж. Толкиена «Властелин Колец». Эти романы задумывались и начинались как сказки для детей, но затем превращались в настоящие саги со своей мифологией, становясь в целостном восприятии хорошей аллегорией. Мы, Русские, также как и Англичане, Американцы, Европейцы – Христиане, это наша ментальность, которая никак не может пройти мимо нашего мировосприятия и мировоззрения. И, открою Вам тайну, «Гарри Поттер» (также как и «Властелин Колец» Толкиена) - Христианская аллегория, что и будет показано далее.
В данной статье речь пойдет о произведении Английской писательницы Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер», в частности, о последней книге – «Дары смерти». Статья рассчитана на читателя, предварительно знакомого с данным произведением. При прочтении последней книги мною были обнаружены многочисленные ассоциации с такими шедеврами мировой литературы, как: «Хроники Нарнии», (первая книга – «Лев Колдунья и Платяной шкаф») известного Английского писателя и религиозного философа Клайва Стейплза Льюиса и трилогией его друга, великого писателя XX века Джона Ронуэла Толкиена «Властелин Колец», которыми мне захотелось поделиться. Нет сомнений, что данные произведения были хорошо известны г-же Роулинг и не могли не оказать на нее непосредственного влияния, но какие именно – будет видно дальше. Вышеназванные книги были написаны в первой половине XX века, достаточно глубоко проанализированы и, без сомнения, являются Христианскими (как минимум в силу глубокой религиозности авторов). Подобные связи имеются и с произведением Дж. К. Роулинг Гарри Поттер.

Гарри Поттер

Гарри Поттер – главный герой 7 романов Роулинг. Гарри – это мальчик, который живет в вымышленном мире. Этот мир населяют люди (их называют маглами), волшебники и другие мистические существа, например, гоблины. Гарри – маленький волшебник, но он этого пока еще не знает, так как живет в темном чулане у своей тетки. Семья Дурслей ненавидит Гарри и тщательно скрывает от него его происхождение. Но волшебство не скроешь. Приходит время и Гарри отправляется учиться в Хогвартс – школу волшебства. По ходу он узнает страшную тайну, а именно то, что его родителей убил злой волшебник Волан-де-Морт. Он хотел убить и самого Гарри, но не смог, оставив ему лишь шрам на лбу.
Семь книг соответствуют семи годам обучения в Хогвартсе. Обучение в школе волшебства начинается с 10 летнего возраста и длится 7 лет. Каждая книга соответствует своему году обучения с непременными чудесами и приключениями. Гарри обретает верных друзей, дважды сталкивается с тёмным лордом. В предпоследний год своего обучения Гарри узнает тайну темного лорда. Директор Хогвартса профессор Дамблдор раскрывает Гарри секрет бессмертия Волан-де-Морта (далее Вол, так как это тот, чье имя нельзя произносить). Вол расколол свою душу на семь частей и заключил ее в крестражах, магических предметах, которые тщательно сокрыл. Так вот, найти и уничтожить эти крестражи Дамблдор поручает Гарри, т.к. никто кроме него не сможет это сделать, так как между Гари и Вол существует пока что еще не до конца понятная мистическая связь.
На втором курсе в схватке с Вол Гарри уничтожил первый крестраж, дневник Тома Реддла (так раньше звали Вол). Второй крестраж уничтожает Дамблдор. Третий крестраж Дамблдор находит вместе с Гарри, но далее профессор погибает. Дамблдора убивает человек, которому он полностью доверял – профессор Снегг, преподаватель Хогвартса.  Снегг оказывается на стороне Вол и вступает в ряды Пожирателей Смерти, приспешников Темного Лорда.
Последняя книга – ключевая. В ней даются ответы практически на все вопросы, а их не мало.

Немного о названии последней книги
Оригинальное название 7-й книги – Harry Potter and the Deathly Hallows, дословно на русский переводится как «Роковые мощи», но этот перевод не передает сути. Правильным переводом надо признать «Дары смерти».
Итак, последняя книга – «Дары Смерти».

Дары смерти
Власть постепенно переходит к Темному Лорду. На большинство волшебников наложено заклятие “Империус” (что-то типа длительного гипноза). Гарри в опасности, за ним охотится Вол. Начало динамичное – побег, сражение, первые жертвы. Гарри, Рон и Гермиона решают бросить школу и посвятить себя поиску крестражей, так как это предсмертное завещание Дамблдора. Середина довольно-таки затянута и вгоняет в уныние. Но именно в ней закладывается вся философия. Создается впечатление, что Роулинг или никак не придумает сюжет, или, как Темный Лорд, мучает свои жертвы, то есть нас с Вами. Но, скорее всего, это не так. Просто идея о крестражах слишком глубока и ее нужно было основательно развить, и вот посмотрите, что она предлагает.
Гарри беседует с Гермионой и интересуется природой крестража, на что Гермиона, умная девочка, объясняет: – Ну, вот смотри, твоя душа бессмертна? – Так. – Тело умрет, а душа нет. – Угу! А крестраж? Это типа наоборот…
Далее поясню своими словами. Тело и душа связаны. Для доброго человека важна душа, для злого – тело. Обрести телесное бессмертие можно только продав свою душу. Это, по замыслу Роулинг, происходит так: Душа раскалывается на 7 частей, каждая из которых помешается в некий сосуд, далее сосуд прячется и, если его не уничтожить, тело не уязвимо. Идея, кстати, не нова, вспомните нашу сказку о Кащее Бессмертном. Вроде красиво, да только вот подоплека слишком страшная. Для того, что бы расколоть свою душу, нужно её погубить. Раскалывание происходит только при убийстве невинного человека (жертвоприношение). Вспомним «Хроники Нарнии», в которых злая королева также должна совершить ритуальное убийство для обретения полной силы и власти.

Научный комментарий
С психофизической точки зрения, при убийстве человека (в момент смерти) происходит энергетический взрыв, повреждающий (ср. раскалывающей) тонкое тело или душу убийцы.
Так вот, проблема Темного Лорда заключается в том, что он на это был способен еще будучи Томом Редлом. Убить! Да не одного человека! Он решается убить 7 человек и создать 7 крестражей. А что это, как не жертвоприношение дьяВОЛУ (созвучно ВОЛАН де МОРТ, «mort» по-французски – смерть). Как не вспомнить Булгаковского Воланда.  Роулинг – талантливая выдумщица, она хорошо знала французский язык и из надписания «Vol de mort» вывела Tom Marvolo Riddle, при переводе на русский получилось Том Редл. Таким образом, Волан-де-Морт – это еще и анаграмма Тома Редла.
Примечание: Поскольку имя Волан-де-Морт Том составил из своего настоящего имени, оно является анаграммой имени Том Марволо Реддл (при перестановке букв получается «Я Лорд Волан-де-Морт», что в оригинале выглядит как «Tom Marvolo Riddle — I am Lord Voldemort»). При переводе фразы на русский I am было пропущено, имя Marvolo сменилось на Нарволо, фамилия Riddle – на Реддл, при этом значение английского слова riddle (загадка, головоломка, тайна) при переводе фамилии утрачено. Имя Voldemort, для сохранения анаграммы, передано как Волан-де-Морт.
Продолжаем. Гарри, Рон и Гермиона в бегах. Книга переваливает далеко за середину, а крестражи так и не уничтожены. Герои в тотальном унынии, рожденном как магией, так и маловерием. Магией потому, что друзьям приходится на шее по очереди носить очередной неуничтоженный крестраж с частичкой черной души Вол. Маловерием – потому, что им не на что опереться. Дамблдор опорочен, связи с миром никакой, как уничтожить крестраж – не понятно. Это страшно угнетает, высасывает все доброе похлеще поцелуев дементоров.
Прим: Дементоры – самые ненавистные для Гарри существа, ни на кого так сильно не воздействовали, как на Гарри. Дементоры высасывают все светлые воспоминания, а это практически все, чем Гарри жил.
Дамблдор – эталон для Гарри – очернен в местных газетенках, да так убедительно, что Гарри искушается. Кумир разрушен, опора уходит из-под ног, Гари практически раздавлен. Вспоминается Толкиеновский хоббит Фродо, носивший кольцо власти, принадлежащее другому темному лорду – Саурону. Кольцо (также) необходимо было уничтожить, и оно также разъедало Фродо изнутри. Фродо брел к неизвестности.считая, кстати, что его друг добрый маг и волшебник Гэндальф погиб.
Мрак продолжает сгущаться, Рон ссорится с Гарри и покидает их, Гермиона все время плачет. Отчаяние и тупик. Но вдруг возникает патронус (магическая сила волшебника, его индивидуальный знак) в виде лани, который ведет Гарри на озеро, где он подо льдом видит меч Гриффиндора. Гарри проваливается, тонет, но появляется Рон Уизли, спасает ему жизнь, достает меч и разбивает крестраж.
Итак, третий крестраж уничтожен, появляется надежда. Далее события начинают развиваться молниеносно. Очередной крестраж находится в Хогвартсе. Путь друзей лежит туда. В Хогвартсе Гриффиндорцы поднимают восстание, начинается война. Оборона Хогвартса просто великолепна. В Хогвартсе герои уничтожают еще два крестража – чашу пенелопы Пуффендуй и диадему Кандиды Когтевран.  Еще не уничтожен предпоследний – змея Нагайна, находящаяся под защитой магии, да еще и при самом могущественном хозяине. А что же дальше?
Для дальнейшего повествования хочу предложить 3 плана: Первый – Дамблдор и Волан-де-Морт. Второй – Гарри и Вол. Третий – Сказки Барда Бидля.

Дамблдор и Воландеморт
Дамблдор – одна из ключевых фигур. Могущественный волшебник, директор школы, учитель Тома Рэдла (будущего Темного Лорда). Он практически единственный волшебник, который мог противостоять Волу. Фигура Дамблдора завораживает. Его можно сравнить с Мерлином или с Гэндальфом из «Властелина колец». Во «Властелине Колец» Гэндальф противостоит магу Саруману и темному лорду Саурону, в «Гарри Поттере» Дамблдор противостоит злому волшебнику Гриндевальду и еще более злому и могущественному Вол. Дамблдор чувствует собственную ответственность, ведь это он привел Тома Редла в школу, и, видимо, он что-то упустил и что-то не так сделал (Дамблдор также, как и Том Редл, искал способ обрести бессмертие, но, в отличие от Тома, на убийство был не способен). Дамблдор – талантливый ученый, не лишенный честолюбия, он мог стать министром Магии, но, в отличии от Вол, всю жизнь боролся с искушением властолюбия, оставаясь на должности директора школы и занимаясь наукой. Дамблдор исследует различные варианты обретения бессмертия, например, изучая философский камень, но приходит к выводу, что единственным вариантом обрести его является “дар смерти” (об этом дальше). Ему удается постичь сакральный смысл Даров Смерти.
По воле судьбы, во время поединка с Гриндевальдом, в руках Дамблдора оказывается Бузинная палочка (дар Смерти). Он оставляет ее у себя, но не для насилия и диктата. Его интерес академический. Он считает, что если палочка будет при нем, то так будет спокойней. Дамблдор – сложная фигура и Гарри не понимая соблазняется, думая, что Дамблдор его использует. Но это не так, Дамблдор мудр, он разрешил главную загадку и понял, что победить Лорда может только Гарри. Поэтому он и возлагает на него эту миссию (вспомните, как во «Властелине Колец» Гэндальф, понимая всю сложность и ответственность, переживал, отправляя Фродо к Роковой горе, но знал, что другого варианта нет). Дамблдор предвидит, что Гарри порой не достает холодного и расчетливого  воображения, поэтому на поиск крестражей отправляет с ним Гермиону и верного оруженосца Рона.

Гарри и Волан-де-Морт
Проблема Вол в том, что он не верит в сказки и не имеет любви. Желая убить Гарри, он не учел силы материнской любви. Мать Гарри Лили наложила на Гарри защиту невероятной силы, в которую вложила всю свою любовь. Вол пальнул в Гарри смертоносным заклятием, но оно отскочило от годовалого ребенка, оставив только шрам на его лбу. Тем не менее, маленькая частичка души Вол все же проникла в Гарри.
Научный комментарий: В физике такое явление носит название – квантовая сцепленность (запутанность) – явление, при котором общее квантовое состояние, например, двух частиц, должно описываться во взаимосвязи друг с другом, даже если эти частицы разнесены в пространстве на громадное расстояние.
В произведении так все и происходит. У Гарри образуется связь с Темным Лордом. При появление данной связи у Гарри начинает сильно болеть шрам. Однако эта связь позволила Гарри беспрепятственно проникать в голову Вола, что позволило ему выведать тайны крестражей. А вот обратного не происходило (несимметричное взаимодействие). Однако, когда Вол первый раз попытался проникнуть в сознание Гарри, то ему это практически удалось.  Но на помощь пришел Дамблдор и посоветовал Гарри не бороться, а сконцентрироваться на том, что его отличает – на любви. Гарри вызвал светлые воспоминания и Вол не смог оставаться в голове Гарри, т.к. его жгло нестерпимым (божественным) огнем любви и дружбы, которые ему были неведомы и невыносимы. Мистическая связь (научн. спутывание) произошла и с их палочками. Неслучайным оказался тот факт, что палочки Гарри и Вола оказались одинаковыми. В основании каждой из них были заключены перья одного и того же Феникса, поэтому палочка Вола не могла, да и не хотела причинить вред Гарри.

Гарри – победитель смерти
Апофеоз произведения в том, что Гарри становится победителем смерти. Вол всю жизнь бегал от смерти, отсюда и крестражи. А Гарри, хоть и боится смерти, все же решается добровольно ее принять. Рефреном всей последней части звучит евангельская тема “И последней враг истребится - смерть”. Гарри принимает добровольную смерть. Из воспоминаний Снегга он узнает, что  сам является последним крестражем, поэтому и должен умереть. Его смерть необходима, это единственный способ уничтожить последний крестраж, а значит уничтожить Темного Лорда. Никому ни сказав, под мантией-невидимкой, Гарри отправляется в лес, где его поджидает Вол. Он идет, как агнец на заклание. Его шествие подобно восхождению Христа на Голгофу. У Льюиса в «Хрониках Нарнии» Лев Аслан также медленно и грустно идет к жертвенному камню. Для утешения, подобно мироносицам, его сопровождают две девочки, а также родители, которых он оживляет при помощи волшебного камня (одного из даров Смерти). Палочка при Гарри, но он ее не вынимает. Он еще пока ничего не знает, но чувствует, что применять ее нельзя. Дамблдор всегда предупреждал Гарри о том, чтобы он доверялся своим чувствам и инсттинктам. Гарри снимает мантию. Лорд злорадно ухмыляется и выстреливает поражающим заклятьем...

Пролог
Гарри, вместе с последней частицей души (крестражем) Вола оказывается на том свете.  Гарри встречает Дамблдора. Они беседуют. Дамблдор все разъясняет, за многое просит прощения и полностью реабилитируется в глазах Гарри. Остатки жалкой души Вола корчатся рядом в виде сморщенного хныкающего младенца неприятного вида. Корчащийся уродец – это та часть души Вола, которая была заключена в Гарри и которая погибла вместе с ним. Теперь остался всего один неуничтоженный крестраж – Нагайна. Гарри узнает, что совершил подвиг самопожертвования и будет возвращен к жизни. У Льюиса, Лев Аслан, Законный Властелин Нарнии (прообраз Христа), противостоит темной ведьме, незаконно захватившей власть. Желая спасти душу мальчика Эдмунда, он добровольно предает себя на заклание. Ведьма, зная магию и законы, не знает древней и более могущественной магии, которая гласит, что если кто-то решается отдать свою душу за другого, то смерть уже не может иметь над ним никакой власти.

Развязка
Снова лес. Гарри оживает. Ему еще предстоит финальная схватка с Лордом, но Вол об этом пока не знает, считая себя героем, а Гарри мертвым. Начинается новая осада замка Хогвартс. Орда Пожирателей перед замком, с ними великаны, пауки и прочая нечисть. Классический сюжет присутствует как в «Хрониках Нарнии», так и во «Властелине колец». Никакой надежды. Гарри, притворившись мертвым (не зная, что делать), лежит на руках у Хагрида. Великан Хагрид, подобно Магдалине (не смейтесь, пожалуйста), рыдает и подобно Иосифу из Аримафеи несет Гарри на руках. Все охвачено ужасом и унынием, но Нэвилл Долгопупс, истинный Гриффиндорец, выступает вперед, достает меч из распределяющей шляпы и срубает голову Нагайны. Все крестражи уничтожены, и теперь Вол уязвим. Гарри вступает с ним в решающее сражение.

Сказки Барда Бидля
Эти сказки Роулинг написала специально для этого произведения. Сказок несколько, но для произведения важна первая из них – сказка о трех братьях. Это сказка о дарах смерти. Идея в ней такая. Три брата встретили Смерть, которая пообещала исполнить по одному желанию каждого. Первый попросил волшебную палочку, с помощью которой он станет непобедим. Смерть дала ему палочку из бузины. Второй попросил камень, воскрешающий мертвых. А третий, младший, был, видимо, самым мудрым. Он попросил для себя то, что помогло бы ему скрыться от самой Смерти. Смерть подарила ему волшебную мантию-невидимку. Первые два брата в скорости погибают, а вот третий живет, доживает до старости и передает мантию по наследству.
Дамблдор передает сборник сказок в подарок Гермионе, как самой умной девочке. Гермиона тщательно изучает их и находит нужные ответы. В сказках есть прямой и сакральный смысл. Прямой – наводит на Гриндевальда и раскрывает местонахождение бузинной палочки. Но эта тайна уже известна Темному Лорду и он также стремится к этой палочке. А сакральный смысл вот в чем. Получилось так, что очередным наследником мантии невидимки как раз и становится Гарри. Существовала легенда, по которой обладатель всех трех даров станет могущественным и неуязвимым. Вол пренебрег этим преданием и сосредоточился на поиске бузинной палочки, и вот почему. Когда Вол пытался нападать на Гарри, его палочка переставала слушаться, из чего он сделал заключение, что их палочки как-то связаны, и это правильно, поэтому для нового нападения он одалживает палочку у Малфоя. Из этой палочки во время преследования в начале книги он палит по Гарри, но опять мимо. И тут происходит следующее – палочка Гарри сама выстреливает по Темному Лорду, да так сильно, что Лорд в шоке. Он считает, что должен вооружиться еще сильнее и добыть более могущественную палочку. Вол узнает о бузинной палочке и о том, где эта палочка. Он оскверняет гробницу Дамблдора и забирает оттуда бузинную палочку, которая перешла к Дамблдору после его поединка с волшебником Гриндевальдом (Дамблдор хотел ее унести с собой в могилу, т.е. скрыть). Но и эта палочка не особо слушается Вол и он догадывается, что незаконно ею владеет. Он должен был завладеть ею, таково условие. Но владелец не он.

Северус Снегг
Дамблдора убил Севирус Снегг, и Вол предположил, что если убьет Снегга, то станет законным владельцем бузинной палочки. Поэтому Снегга, своего верного помощника, Пожирателя Смерти, Темный Лорд без сожаления скармливает Нагайне. Перед смертью Снегг передает находящемуся рядом под прикрытием мантии-невидимки Гарри свои воспоминания. В Хогвартесе, вылив воспоминания в чашу и погрузившись в нее, Гарри узнает, что Снегг всю свою жизнь любил его мать Лили и ненавидел Вола за ее убийство. Снегг, оказывается, служил только Дамблдору и постоянно помогал Гарри, посылал патронуса, домовика Добби и т.д. Дамблдор, уничтожая второй крестраж – перстень, смертельно поражается от заклятия, лежащего на нем и должен умереть, его дни сочтены. Дамблдор со Снеггом инсценируют вариант смерти, для того, чтобы Снегу было проще втереться в доверие Вола, помочь Гарри, а также сохранить Хогвартс.

Финальная сцена
Темный Лорд в замке и стоит напротив Гарри. Вол направляет на Гарри бузинную палочку… Что может противопоставить ему мальчишка? Палочка Гарри раскололась ранее. У него в руках даже не его собственная палочка, а палочка Малфоя, которую он выхватил у того в сражении.  Кстати, что касается Малфоя. При всей подлючести Малфоя, Гарри несколько раз (исполняя евангельскую заповедь о любви к врагам) спасает ему жизнь. Гарри решителен и спокоен. Он уже все понял, он побывал на том свете, он уже победил Смерть.
«Ну и как ты собираешься мне противостоять?» – спрашивает Вол.
«Очень просто, – говорит Гарри. – Дело в том, что, убив Снегга, ты ничего не добился. Ты был слеп, слеп от своей злобы. Бузинная палочка никогда не принадлежа Снеггу. Дамболдора, перед его смертью обезоружил Драко Малфой, следовательно, хозяином палочки стал он. А я обезоружил Малфоя в одной из стычек, а значит, бузинная палочка служит мне, я и есть ее истинный владелец.» Раздается вопль отчаяния. Вол выстреливает в Гарри сокрушительным заклятием и сам падает замертво. Палочка по воздуху перелетает в руки Гарри. Сила смерти, где жало твое для битья, грозный ад, где победа твоя…? Гарри второй раз побеждает смерть в лице Волан-де-Морта, древнего зла, змея искусителя.

Заключение
Евангельская аллегория, также как и у Льюиса и Толкиена пренепременно присутствует и в данном произведении.  Слабое и немощное посрамляет сильное и могущественное. Маленькие и слабые хоббиты отказываются от дара власти и низвергают древнее зло Саурона. Почти школьник Гарри побеждает самого могущественного волшебника. Гарри подобен Христу. Он любит и жалеет врагов, он проходит искушение обладания всеми тремя Дарами Смерти  и, как следствие, искушение ВЛАСТИ. Власть – великий соблазн, который едва не погубил Дамблдора. Аслан в Хрониках Нарнии подвергается закланию из-за Эдмунда, соблазнившегося властью. Во «Властелине колец» жажда власти превратила людей в назгулов. Власть сделала из мальчика Тома Редла злого Волан-де-Морта.
А что же воскресающий камень? Камень – это аллегория гроба Христова. При Воскресении он раскалывается. Тоже самое происходит и в сказке Льюиса при воскресении Аслана камень заклания – раскалывается. У Толкиена низвергается Роковая гора. Так и у г-жи Роулинг, Гарри оставляет камень, как не нужный соблазн. Бузинную палочку он возвращает в гробницу Дамблдора. Подобно своему благоразумному и мудрому предку, он отказывается от даров смерти и только мантию оставляет себе. Она перейдет по наследству к старшему сыну Гарри – Джеймсу, названному в честь деда.
Конец произведения оптимистичен. Снова платформа 93/4. Гарри с Джини отправляют в первый класс второго сына Альбуса Северуса и у них еще есть маленькая дочка - Лили!


22/11/10


Рецензии