Волчата отправляются на хадж. Памяти Ш. Джигкаева
Джигкаев опубликовал гневный стихотворный отклик в журнале «Мах дуг». Вскоре поэту начали угрожать, обещая — буквально — «отрезать голову».
«После того как он опубликовал стихотворение о том кощунстве, которое произошло на нашем кладбище, на ингушских сайтах появились угрозы отрезать ему голову – я склонна думать, что отморозки осуществили свою угрозу», – заявила лидер «Матерей Беслана» Сусанна Дудиева.
Тогда же, в 2008 году, в прокуратуру поступило обращение муфтия Духовного управления мусульман Северной Осетии Али-Хаджи Евтеева с требованием признать стихотворение экстремистским. Евтеев заявил, что стихотворение Джигкаева вызвало волну негодования не только у мусульман, но и у представителей других религиозных конфессий республики. Тот же Евтеев признавался позднее, что был учеником террориста Хаттаба, мечтает о шариатском государстве, восхвалял джихад и оскорбительно отзывался о православном духовенстве, после чего его вынудили уйти в отставку.
Как пишет "КоммерсантЪ", эксперты ФСБ изучили заявление муфтия и пришли к выводу, что автор произведения обличает человеческий порок, а не религиозную группу. Следственный комитет вынес представление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В адрес Шамиля Джигкаева все три года продолжали поступать угрозы, в том числе и отрезать поэту голову: «Звонят, звучат угрозы, идут обращения к органам власти и правосудия, остается им только осуществить основное желание – принести меня в жертву своим кумирам, то есть своим интересам. Ради бога, этому «богоугодному делу» ваххабитов учить не надо», – рассказывал сам Джигкаев.
Спустя три года мерзавцы расправились с поэтом.Тело 71-летнего Шамиля Джигкаева со следами многочисленных ножевых ранений было обнаружено на проселочной дороге в садоводческом товариществе «Учитель» у поселка Редант в Пригородном районе Владикавказа 26 мая около 15:00. Голова Джигкаева была наполовину отрезана.
В Интернете распространён подстрочный перевод стихотворения народного осетинского поэта. Я же даю здесь свой, литературный. Пусть я осетин всего лишь на четверть, по материнской линии, но не смог удержаться.
ВОЛЧАТА ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ХАДЖ
Волчата отправляются на хадж
И скалят окровавленные хари.
Сыны – точнее, выб л я дки греха,
Рычат на солнце бешеные твари.
Для них святая книга – их клыки,
Они и молятся, как будто кроют матом.
На нашем кладбище зелёные щенки,
Как свиньи, гадят перед Богом Святым.
Шейх! Помочись на свой родной погост -
И пусть земля разверзнется под вами!
Да будь вы прокляты - чтоб шелудивый пёс
Нассал на ваш священный чёрный камень!
31 мая 2011
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Конечно, при всём праведном гневе последняя строка явно оскорбительна для любого правоверного мусульманина, и возмущение приверженцев ислама можно объяснить. Но так же можно объяснить возмущение осетин паскудным поведением чеченцев и ингушй. особенно учитывая то, что многие погибщие бесланские дети были далеко не из христианских семей...
В Духовном управлении мусульман Северной Осетии заявили, что у них были «претензии к покойному», но они "сожалеют о происшедшем" и надеются, что «у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман».
А среди кого искать? Среди христиан? Может, среди иудеев?
Собственно, общественности и искать никого не пришлось. За поиски взялась "несознательная" прокуратура. И - о ужас! - сразу же под подозрение попал мусульманин! В причастности к убийству подозревается уроженец республики Северная Осетия-Алания Давид Мурашев, 1977 года рождения. Осетин по национальности и мусульманского вероисповедания. Недавно Давид Мурашев совершил хадж. Ранее он уже был судим за торговлю оружием.
Мурашев объявлен в федеральный розыск. А 31 мая его уже отыскали во Владикавказе и уничтожили. Как сообщил тот же "КоммерсантЪ", в ходе 40-минутного уличного столкновения преступник успел ранить троих полицейских, один из которых находится в тяжелом состоянии в больнице.
Однако возникает резонный вопрос: действительно ли именно Мурашев убил поэта? Ни одного доказательства этому следствие не предоставило. Настораживает и то, что предполагаемого убийцу мгновенно отыскали и прикончили. Конечно, уличный бой был упорным, Мурашев сопротивлялся жестоко, засев в здании заброшенного приюта для бездомных, и даже применил несколько гранат. Но, судя по всему, в конце концов взять его живым не представило бы особой сложности. "Ъ" пишет: "Когда спецназ пробился к зданию приюта, Мурашев решил прорваться в сторону дороги, ведущей из города. Однако не успел даже добежать до нее – в него попало несколько пуль". То есть фактически Мурашев находился полностью в зоне поражения, и обезвредить его, оставив в живых - задача не из самых сложных. Тем более - здание было окружено, и этот путь отхода преступника явно контролировался спецназом.
Другими словами, Мурашев, несомненно, преступник, иначе бы не сопротивлялся так упорно. Наверняка у правоохранительных органов на него есть немало компры. Скорее всего, на этом основании его разыскивали и выследили. Но вот убивал ли он Джигкаева? Этот вопрос так и повис пока в воздухе. Расправу над филологом могли просто повесить на боевика "по совокупности". А что? Кандидатура подходящая... К тому же - осетин. Никаких межэтнических разборок, "бабу Ягу воспитали в своём коллективе"...
После операции министр внутренних дел Северной Осетии Артур Ахметханов заявил, что решение о ликвидации Давида Мурашева было принято из-за того, что серьёзно пострадали трое полицейских. Интересный поворот. А если Мурашев обладал сведениями об исламистском подполье, о предполагаемых терактах и т.д.? Фактически получается, что спецназ мог сработать в пользу террористов - ради собственной безопасности? Заметим, что преступник отстреливался из пистолета Макарова... А бойцы что, рогатками были вооружены?
Странно всё это. Действительно ли Джигкаева убил осетин, а чеченцы и ингуши, мочившиеся на могильную ограду, тут совершенно ни при чём? Большой вопрос...
"Убийцу настигло неминуемое наказание", - заявил глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров после завершения спецоперации. Ну да, наказание постигло, и справедливое. В спецназ стрелять нельзя. Но вот - убийцу ли? Во всяком случае - убийцу ли народного поэта Осетии? Это ведь надо доказать.
А у нас, судя по всему, убийц не разоблачают, а назначают. Мамсуров уже признал Мурашева убийцей декана филфака, "Ъ" озаглавил свою статью - "Уничтожен исламист, обезглавивший поэта"...
Господа! Мы ведь, кажется, называем себя правовым государством? Нельзя ли подкрепить обвинение хотя бы парой улик?
Свидетельство о публикации №111053102992
Написанное в сердцах стих- е нельзя было без редактуры печатать. Ясно было, что преступники и радикалисты ответят убийством. Эти смелые переводчики и подставили. Убрала свое ругательное слово, но это было прямое указание негодяям. А вы и ваши рецензенты гордятся смелостью, дожатой в переводе, не думая, что подставляют. Проще думать, что только преступники виновны.
Мариян Шейхова 15.10.2025 14:41 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 15.10.2025 00:49 Заявить о нарушении
Мариян Шейхова 15.10.2025 14:38 Заявить о нарушении
Стихотворение Джигкаева было опубликовано на осетинском языке. И это не спасло его от расправвы. После его смерти я сделал то, что считал должным: донёс эти строки до как можно большего числа читателей. И ни на секунду не стыжусь этого.
Фима Жиганец 15.10.2025 19:33 Заявить о нарушении
Мариян Шейхова 15.10.2025 21:49 Заявить о нарушении
Однако Вы правы: на стихире стихотворение должно быть размещено в том виде, в котором оно было выставлено в Живом Журнале, - с соответствующим предисловием и последующими комментариями. Чтобы моя точка зрения была вполне очевидна. Тем более мои осетинские предки, Боциевы, исторически принадлежат к вайнахской ветви и являются мусульманами (о нынешних не скажу, не знаю, а покойный дед, Георгий Костантинович, исповедовал ислам; впрочем, по сути, он был равнодушен к религии).
Так что исправляю свою ошибку. Спасибо Вам.
Фима Жиганец 15.10.2025 23:17 Заявить о нарушении
aleksid
Jun. 5th, 2011 11:02 am (UTC)
Что касается отношения к стихотворению Джигкаева, оно у меня всё-таки неоднозначное. Две последние строки звучат крайне оскорбительно для любого мусульманина. И подобные вещи, я думаю, недопустимы. ФСБ признал, что в стихах этих не содержится оскорбления религии, а лишь обличение порока...
Ну, во-первых, это не дело ФСБ - давать подобные лингвистические экспертизы. Пусть свими делами занимаются.
Во-вторых, оскорбление очевидно. Страшно даже подобрать ему аналог для христианина.
В-третьих, думаю, если бы суд дал справедливую и взвешенную оценку стихотворению и указал автору на недопустимость разжигания межконфессиональной розни, трагедии могло бы и не случиться.
Можно было даже организовать передачу на осетинском ТВ, в прямом эфире, с обсуждением...
Вместо этого власть сделала всё, чтобы разжечь конфликт.
Это недопустимо.
Особенно если учесть, что погибшие в Беслане дети были в том числе из мусульманских семей...
......................
Возможно, есть смысл ыключить это мнение в основной пост.
Фима Жиганец 15.10.2025 23:31 Заявить о нарушении
Мариян Шейхова 16.10.2025 22:11 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 17.10.2025 01:19 Заявить о нарушении
