Облаконейоко

"Half of what I say is meaningless,
But I say it just to reach you, Julia"
(John Lennon)


Сорок три года назад
Облака тоже были,
Но были другими -
Какими мы их никогда не узнаем,
Даже подняв глаза к небу
В таком подозрительно солнечном мае...
Пусть небо не стало синее,
пусть небо не стало мертвее,
Но тоже другое -
И это, хоть что-то, да значит...

За сорок три года сменились и люди, и лица:
Одни научились иначе,
Другим суждено родить мысли
(Когда слишком долго не спится)
Из тех, что застряли в астрале
Над смутной Россией, над Ливерпулем
Или под солнцем Австралии;
Из тех, что уже обрели
Глаза, губы, волосы, зубы
И познакомились с болью,
И взяли в привычку бояться
Кинжала и пули -
Всего, что способно порвать
Материю... что рушит плоть,-
Их вЫносит чья-то любовь
За тем, чтобы выпустить с криком на свет..
И так - много лет...

За тем, чтоб потом поселить в голове,
За тем, чтобы губы шептали: "Ко мне
Приди. Этот мир не создал никого,
С кем было бы так, как с тобою, тепло.
И ночь, с педантизмом швейцарских часов,
Меняя на день, открывая метро,
Впуская в меня эскалаторы слов,
Растрепанных граждан Большое Ничто,
Вагоны решений на рельсах задач,
Узлы пересадочных станций, что - матч,
Ведущий к ничье (невеликий секрет),
Делителем дня признавая обед,
И знаменателем делая быт,
Которым и нищий окажется сыт...
И каплями крови поставив печать,
Мир снова и снова готов разлучать..."
Об этом ли думали Йоко и Джон
В своем шестьдесят (каком там?) восьмом?
Так облако чудится сном...

Тогда облака тоже были,
Но были другими
Глаза, что смотрели
На те облака...
Мир перетекал
Из формы пустого сосуда
В изящную форму цветка.
Мир переживал
Не самое лучшее время:
Еще не успели остыть
Освенцима печи,
Еще не успели забыть
Безумные страшные речи.
От грязи дорог сапоги
Солдаты отмыть не могли,
И ныли мозоли под вечер,
Но вместо войны
Уже снилось иное -
И было немножечко легче.

Любовь - это милость,
Которую сложно принять,
Которую нам, огнедышащим,
Проще бывает поджечь
И вяло смотреть,
Как сгорают ее лепестки:
Вот верность, вот преданность,
Нежность, а вот алогичность тоски...
И в миг, когда не поменять
Уже ничего -
Не остановить,-
Любовь превращается в сны.
С другой стороны,
Ведь любовь - это злость
На стены с квадратом окна,
На мир,
Что побитой дворнягой скулил,
Когда его дети учились стрелять,
И под барабанную дробь
Неистовству пели псалмы
Лунатики мрачных идей...
Он смог устоять,
Не решившись постфактум жить:
Агония била сильней
Послевоенной тоской,
Фантомными болями,
Видеохроникой лет
Еще черно-белой,
Когда любой цвет,
Отличный от двух,
Мог спасением стать для души,
Когда разучившись однажды
Слово живое "прости"
Произносить,
Свою слепоту возведя
В молчаливый холодный закон
И каждый заочно согласен
Был с тем, что он здесь обречен -
Уже жила Йоко,
И жил уже Джон...

"Ищи меня в небе.
Я - облако, облако,
Когда ты найдешь меня,
Будет не так одиноко.
Бесплотное облако,
Небесное облако.
Когда ты найдешь меня,
Будет не так одиноко"

"Дитя океана,
Oh, my oceanchild!
Я не заметил,
Как начал скучать.
Ищу тебя в небе,
Ищу тебя в вечности
И нахожу
В дыхании вечера,
Когда по-особому
Давит в груди,
Когда прекращается
Пение птиц,
Коих так много в Индии,
А рядом не ты, а Синтия.
И мир разлетается тысячей брызг
Соленой воды, и не зная границ,
Рождается заново каждую ночь.
Прошу тебя, ты только так напророчь,
Чтоб ты стала первым же облаком,
Что утром увижу я. Долго ли
Разлукой нам дни отмеривать?
Давай станем белыми перьями
И спрячемся в крыльях ангела,
И Индия станет Англией.
Родная, меня ты исправила:
Все песни пишу сразу набело.
Вчера написал одну новую,
Пока в моей маленькой комнате
Ползали змеи меж стульями...
Назвал ее "Julia"..."

"Ищи меня в небе,
Я - облако, облако.
Когда ты найдешь меня,
Будет не так одиноко.
Красивое облако,
Безумное облако.
Когда ты найдешь меня,
Будет не так одиноко..."

Есть разные степени риска:
Тем, кто поставил на красное -
Черное
В одном из игорных домов
Сан-Франциско;
Риск мудреца - стать безумцем,
Задумавшись более меры,
Что жизнь лишена давно смысла;
Слепому - прозреть и понять,
Что глаза видят боль,
И только ее;
Глухому - почувствовать выстрел;
Влюбленным - расстаться;
Забытым - найти
Такую же тихую душу,
Друг другу стать нужными,
Но жизнь изменив,
Бояться, что так будет лучше;
Есть риск не проснуться,
Когда сладок сон,
А есть риск, проснувшись,
Поверить
В него, как поверили Йоко и Джон
В своем, слишком хрупком, времени...

...

Все, что стремится к большему,
Чем страх - обретает силу.
Не важно, чем все там закончилось,
Важнее, как было красиво.

...

Сорок три года спустя
Я стою у окна
И молчу.
День надменно безоблачен.
Слова - инвентарь
Для того, кто не в силах
Глазами сказать,
Так, чтоб поняли,
Приняли, вспомнили...

Радиола моей головы
Крутит сутками только "Джулию"-
Раритетный винил,
В чьих дорожках для тонкой иглы
Есть барьер
После первой же хлесткой строки,
Что сама по себе - резюме
Невозможности счастья.
Заменить ее солнечным рэгги,
Залепить ее белым пластырем,
Скрыть от глаз,
Позабыть навсегда -
Не удастся...
Уже не удастся:
Чуть проснусь,
Начинает свой бег,
Затесавшись средь мыслей
Иных...
так закончится век,
Но коплю свои силы,
Чтоб нести этот вычурный крест
Слишком точной строки,
Ведь она задает новый ритм:

Half of what I say is meaningless...
Half of what I say is meaningless...
Half of what I say is meaningless...
Так в пустыню превратится лес,
Так редеет быстро кинозал,
Ищут поезда любой вокзал,
Неликвиды так кладут под пресс...
Half of what I say is meaningless...
Так спускают деньги на вино,
Так плетут самим себе венок,
Так слова теряют суть и вес...
Half of what I say is meaningless...
Так, разбив, боятся воссоздать,
Так словами учатся стрелять,
Так меняет всё не тот контекст...
Half of what I say is meaningless...
Так теряют веру и любовь...

...

Зачем это небо умеет так долго
Без облаков?

...

"Джулию" Леннон пел
В одиночестве,
В точности
Как и я.
Почему-то вот это мне
Легче всего понять.
И хоть время по-прежнему
Не умеет вспять
Двигаться,
Но сумело, видимо, выгнуться
По-змеиному,
Укусить свой же хвост,
Замкнуть круг,
И оставить открытым вопрос,
За что мне предъявлен
Такой крупный счет...

За то ли, что песня
Стала привычкой?
У меня на нее появилась
Лютая дичка -
Условный рефлекс,
Что сначала был зыбким,
Но со временем креп и креп,
Хоть (в отличие
От собак Павлова)
Выражался не в текущей слюне,
А улыбкой...
Эта песня стояла у меня на звонке.
И моя вина в том,
Что слышать хотел ее чаще,
Чем могли нам позволить жизнь
И скромное наше счастье...

Во всей этой писанине
Процентов восемьдесят -
То самое "meaningless"...
Но это потому,
Что я уже по горло влез
В нас с тобой,
Но так и не оказался нами
По горло сыт...
(Я не уверен, что это можно понять.
Скорее скажут: "опять истерит")-
Так и не научившись говорить
Важное, нужное - в двух словах,
Пусть и не рву на себе как раньше
Ни волос, ни рубах,
Но всё так же боюсь порвать тонкую нить,
Если есть хоть пол-шанса,
Что соединит
Нас она вновь...

Потому что мы оба сейчас
Лишь завидовать можем другим -
Тем, кто ночами спит...

Потому что стремились к большему,
Чем наш с тобой страх,
Делили поровну кровь.
Неужели всё-таки выпало
То, что вчера еще было
В наших руках?
(Я давно не имею в виду
Любовь...)

...

Я смотрю, не отрываясь, на небо
Ясное, высокое.
И мне кажется,
Оно так же одиноко,
Как и многие из нас,
Как и я,
До рези в глазах
Ждущий
Своё маленькое облако -
Облаконейоко....


................................
Примечания:
 1.Песня "Julia" была написана Ленноном в октябре 1968 года в Индии, куда за ним увязалась уже давно не любимая им жена Синтия. Песня была посвящена одновременно и матери Джона - Джулии, которую он считал идеалом женщины, и Йоко Оно, которая стала единственным человеком, обуздавшим своенравный характер Леннона, в прямом смысле приручив его. В те дни между Ленноном и Оно была ежедневная переписка, и в числе прочего экстравагантная японка писала ему такие слова: "Я облако, найди меня в небе"...

 2. Вольный перевод эпиграфа: "Половина из того, что я говорю - не имеет смысла, но я говорю это, чтобы достичь тебя (вар: дотянуться до тебя), Джулия"



 


Рецензии