Время катит к вечеру

Время катит к вечеру
Красок велеречие.
Скоро озаботится
Горизонт вдали:

Гости будут званые...
Сбавил свет не рано ли?
Кабы дождик почестью
Краски не залил.

Прямо за околицей
Солнце долу клонится,
Вечер красит небушко
В алые цвета.

Тени чинно сложены
В сумки подорожные:
Дарит ночь соседушку
Время-калита.

Деревцами в платьица
Нежный вздох припрячется.
Ветерочек вежливый
Умолчит о том.

Ночкой дело сладится:
Ёлочка красавица
В клёне лапки нежные
Скроет под листом.

Старый лес, заласканный
Песнями да сказками
Ветерка-гулёнушки,
Закачает высь.

И в ночной кромешности
Разольются нежности...
Милая сторонушка,
Мне во сне приснись. 
            
 28.06.2011

Краткий анализ стихотворения
Тема: изображение перехода дня в ночь, поэтическое описание вечерней и ночной природы.
Основная мысль: красота и таинственность природного цикла «закат;—;ночь», гармония и скрытая жизнь природы в сумеречное время.
Композиция:
Зачин (1;й четверостишие): наступление вечера, предчувствие перемен.
Развитие (2–5;е четверостишия): постепенное угасание света, подготовка природы ко сну, тихие ночные события.
Кульминация/развязка (6;е четверостишие): образ старого леса, погружённого в песни и сказки.
Финал (7;е четверостишие): лирическое обращение к «милой сторонушке», сон как завершение цикла.
Тип речи: описание с элементами повествования (динамика смены времени суток).
Стиль речи: художественный, поэтический; ярко выражена образность, эмоциональность, субъективность восприятия.
Средства связи предложений:
лексические повторы («вечер», «ночь», «свет», «краски»);
синонимические ряды («вечер», «сумерки», «ночь», «кромешность»);
местоимения и указатели («то», «тем»);
временные маркеры («скоро», «прямо за околицей», «ночкой», «в ночной кромешности»);
параллелизм конструкций и анафоры.
Средства выразительности:
метафоры: «красок велеречие», «горизонт озаботится», «вечер красит небушко», «тени чинно сложены в сумки подорожные», «время;калита», «нежный вздох припрячется», «дело сладится»;
олицетворения: «горизонт озаботится», «солнце долу клонится», «вечер красит», «ветерочек умолчит», «ёлочка скроет», «старый лес закачает высь»;
эпитеты: «званые гости», «подорожные сумки», «вежливый ветерочек», «нежные лапки», «заласканный лес», «милая сторонушка»;
архаизмы и просторечия: «кабы», «долу», «калита», «гулёнушка», «кромешность» (создают народно;поэтическую интонацию);
ассонанс и аллитерация: мягкие сонорные и гласные звуки усиливают ощущение тишины, плавности («нежный вздох», «ветерочек вежливый»);
инверсия: «Сбавил свет не рано ли?», «Дарит ночь соседушку» (придаёт речи песенность);
уменьшительно;ласкательные формы: «небушко», «веторочек», «сторонушка» (передаёт теплоту, интимность восприятия).
Итог: стихотворение создаёт лирико;философский образ вечерне;ночной природы, где каждый элемент оживает и участвует в тихом, таинственном ритуале смены дня и ночи. Автор использует богатую палитру тропов и стилистических приёмов, чтобы передать нежность, умиротворение и сказочность момента.


Рецензии
Читаешь, и народная русская мелодия слышится.

Владимир Корсак-2   04.06.2011 14:07     Заявить о нарушении
спасибо) наверное.... иногда что то изнутри пробивается...будто росточек...или былинка

Ольга Сергеевна Василенко Красни   05.06.2011 08:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.