Никто не знает, сколько раз...

Никто не знает, сколько раз
рождалась я и умирала,
и сколько раз в свой смертный час
я начинала жить сначала.
И сколько раз за смерть мою
мое рожденье принимали,
и там, у жизни на краю,
открылись мне какие дали,
печальным факелом судьбы
какие бездны озарились,
какие волны, на дыбы
поднявшись,
с грохотом разбились...
Когда меня топтали в грязь,
а я пощады не просила,
в меня невидимо лилась
земли таинственная сила.
Уже поверженная ниц,
как хорошо я различала
сквозь топот ног, гримасы лиц
в своем конце свое начало!


Рецензии
Читал снова Ваши стихи, дорогая Людмила. Ваше творчество мне интересно по разным причинам ( заодно даже ещё раз посмотрел Ваше трогательное выступление на сцене Политехнического ). Главная же из причин - стихи хороши.

Прочёл самым внимательным образом несколько раз и это стихотворение. Прочёл, не скрою, с той придирчивостью, с которой читаю стихотворение, очень мне понравившееся, чтобы найти хотя бы один изъян, хотя бы одну шероховатость в нём - хотя бы одну, но не нашёл. Почёл снова и снова. Нет, не нашёл.

С такой холодной и безжалостной придирчивостью я читаю редкие стихи, только те, что ознаменовали для меня дерзкую попытку автора ворваться в область, доступную очень-очень немногим сочинителям стихов, - в область подлинной Поэзии.

"Неужели отыскался ещё один смельчак, рискнувший пройти над пропастью по тонкому канату, неужели ему это удалось ? Неужели ни разу не оступился ? Не может быть, мне это, наверное, просто почудилось, не может быть ! " - такой вот вопрос не даёт мне покоя.

Что мне сказать напоследок ? Буду краток. Стихотворение написано безукоризненно : искренне, трогательно ( что не одно и то же ). Стихотворение динамичное, музыкально выверенное, образное. Образы не надуманные и меткие, как стрелы амазонок. Словесный материал затрачен скупо, предельно экономно, однако это не скупость Гобсека. Стихотворение несёт на себе отпечаток благородной сдержанности, необходимой, чтобы ясно и убедительно выразить мысль. При всей сложности и глубине этой мысли в изложении её присутствуют черты той, по выражению Пастернака, естественности и простоты, которые присущи только подлинным произведениям искусства Поэзии и так импонируют мне. Отличное стихотворение. Отчасти по мысли оно перекликается с ахматовскими строками :

Забудут?— вот чем удивили!
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А Муза и глохла и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.

Отчасти перекликается ( пусть и очень отдалённо ) со строками Ходасевича : "Во мне конец, во мне начало, мной совершённое так мало, но всё ж я крепкое звено, мне это счастие дано "

У любого поэта рано или поздно уйдёт всё : жизнь, биография, сплетни вокруг имени. Последнее, что как-то ещё будет держаться на плаву ( у кого относительно долго, у кого не очень ) - стихи. Потому что они и были главным содержанием его жизни.

Да, отличное стихотворение. Почему-то мне одновременно и радостно, и грустно это осознавать. Радостно за Вас и грустно за себя.

Грустно, потому что давно не пишу. Хотел этого сам и даже долго просил музу, чтобы стихи оставили меня в покое, и они оставили, а теперь немного жаль. Впрочем, глупости говорю. "Если у тебя есть фонтан, заткни его ! Дай отдохнуть и фонтану !" - Козьма Прутков тысячу раз прав. Прав и Серёжа : "Блажен, кто не допил до дна и не дослушал глас свирели !" Зачем марать бумагу, если самое главное, что хотел сказать, сказано, если "все наклоненья и залоги изжёваны до одного" ?

Удачи Вам в делах, Людмила, и, если пишется, - новых стихов !

С искренним уважением,

Владимир Привалко   18.08.2022 05:43     Заявить о нарушении
Владимир, дорогой! Простым "спасибо" мне не отделаться на Вашу рецензию. Это что-то такое впервые, что меня сильно поразило. Надо поразмышлять. Отвечу чуть позже. С поклоном Л.Д.

Людмила Дербина   18.08.2022 09:14   Заявить о нарушении
Владимир! Думала я, думала, как мне ответить Вам, чтобы как-то достойно было. Ничего не получилось. Странно, вертелось в голове какое-то неблагозвучное слово " въедливость". Такого и в словаре Ожегова нет. Въедливыми бывают враги, разная окололитературная шушера. Ох! Как они бывают дотошны искать изъяны в моих стихах, а потом выносят вердикт: Дербина - графоманка. А сколько слито самых дичайших эпитетов в мой адрес! Короче, со мной всё ясно. И вот Вы подвергли своей тоже дотошной экспертизе одно из моих стихотворений и сделали такой ошеломляющий вывод!!!Благодарю Вас! Ваша въедливость для меня благодатна, как струя кислорода, уже почти умученному полупридушенному существу. С теплом сердечным Людмила

Людмила Дербина   19.08.2022 15:42   Заявить о нарушении
Дорогая Людмила !

Благодарю Вас за отзыв. Позвольте сказать несколько слов, которые мне хочется Вам сказать, после его прочтения.

Итак, что касается оценки "литературной шушеры" Ваших стихов - "графоманка", то слышать мне это смешно. Вспомним :"Услышишь суд глупца и смех толпы холодной..." Я уверен, что Вы, ознакомившись с творчеством Ваших "судей", должны были убедиться в том, что их мнение не стоит ломаного гроша ибо они, эти "судьи", как правило бездарны. Одарённый человек, поэт, не посмел бы так отозваться о Ваших стихах.

Хочу пояснить, чтобы Вы лучше поняли меня, что я вкладываю в понятие " подлинный поэт" и "подлинные стихи".

С моей точки зрения "подлинным поэтом" называется человек, обладающий определёнными качествами. Главнейшие из которых вкратце перечислю :

1. Прежде всего - это человек мастерски владеющий словом. Иными словами, обладающий очень редким даром ярко и точно выразить при помощи слов эмоции, мысли, любые мимолётные состояния своей души - то есть свой внутренний мир, выразить настолько ярко, что при этом способен вызвать ответное сопереживание у читателя, который при этом может ощутить эмоции поэта, как свои собственные.

2. Духовный мир поэта, подлинного поэта, должен быть богат, многогранен и при этом, зачастую, заключать в себе даже противоречия. Чем богаче этот мир, чем острее противоречия, тем благодатнее почва для появления большой поэзии. Без сильных страстей, без острых противоречий не рождается великая поэзия.

3. В основании духовного начала подлинного, большого поэта обязательно должна как бы скрыто находится сильнейшая нравственная пружина. Именно она и будет давать тот необходимый импульс, толчок, который поможет поэту в творческом самовыражении не заблудиться, не зайти в тупик. Собственно говоря - эта пружина, её действие, и есть то самое главное в поэте, что, реализуя себя, станет содержанием и его жизненного пути, и его творчества. Без её наличия, как бы ни был ловок "творец" в жонглировании словами, как бы умело он ни занимал читателя увлекательными сюжетами, как бы ни был изобретателен в стихосложении, любое творчество будет пустое, бессмысленное занятие. Что и демонстрируют нам ныне современные поэты, какие бы призы и титулы они при этом не завоёвывали в лит. конкурсах.

Именно об этом так точно и художественно выразительно сказал И.С.Тургенев в одном из самых лучших своих рассказов "Певцы". Я очень люблю этот замечательный рассказ.

Но одного из этих качеств недостаточно, чтобы литературно одарённый человек, стал поэтом. Все три должны сойтись воедино.

Есть немало людей глубоко нравственных, но при этом не поэтов. Немало существует людей, обладающих большим воображением, способных переживать сильные эмоции, но также далёких от поэзии. Есть и те, кто весьма неплохо владеет словом, и не являющихся поэтами.

К чему я это говорю ? Я говорю это к тому, что в Вашем творчестве эти качества связаны как бы в неразрывный узел. И потому я и дал оценку Вашим стихам, как подлинным, а Вам - как подлинному поэту, поэту, как принято говорить в таких случаях, "от Бога".

Что же касается того, что Вы поддались "суду глупцов" и их "холодному смеху", то это немудрено. Даже волка можно затравить, а не то, чтобы человека. Однако те, кто травил Вас, если вывернуть наизнанку их душу и показать тщательно ими скрываемые тёмные её стороны, не только окажутся существами, достойными презрения, но чаще всего - нравственными уродами.

Мы сами - суд себе. На то в нас и звучит ( если звучит, что бывает далеко не всегда ) нравственный голос, именуемый словом Совесть.

Однако невозможно прожить жизнь, беспрекословно следуя этому божественному голосу. Мы ведь начинаем жизнь, как слепые котята, не имея опыта и окружённые со всех сторон ложными представлениями и о себе, и о подлинных ценностях жизни. Потому, совершая ошибки, даже самые грубые, казнить себя при этом и посыпать голову пеплом - дело абсолютно бессмысленное и чрезвычайно глупое. Не каяться следует и казнить себя, совершив ошибки - это никому не нужно и прежде всего Тому, кто нас привёл в этот мир. Следует осознать ошибку и никогда не повторять её - в этом и заключается духовный рост. Фридрих Ницше выразился предельно афористично по этому поводу : " Совершить ошибку и идти в церковь, чтобы каяться в ней, означает совершить ещё одну ошибку." Лучше не скажешь !

Простите, что затратил много слов. Я сказал всё, что сказал, даже не столько для Вас, сколько для себя. Мне хочется, имея на то повод, ещё раз выразить свою точку зрения по очень волнительному, щекотливому для меня вопросу.

Когда я говорил о Вашем творчестве, я не льстил, я говорил искренне.

Ещё раз извините меня за многословие. Но тема, Вами затронутая, очень сложна и сказать короче у меня не получилось.

С искренним уважением,


Владимир Привалко   19.08.2022 21:29   Заявить о нарушении
Не могу не согласиться с Владимиром Привалко. Всё так и есть,Людмила Александровна. Рада была побывать на Вашей странице. С тёплым летним приветом из Владимира. Зина.

Зинаида Нефедова Ежкова   20.08.2022 23:51   Заявить о нарушении
Владимир! Вы сказали не только для меня, для себя, Вы сказали для ВСЕХ... С почтением и благодарностью Ваша Л.Д.

Людмила Дербина   21.08.2022 09:24   Заявить о нарушении
Зиночка! Рада твоей весточке, моя дорогая! Приятно, что откликнулась по-доброму к Слову Владимира. Будь здорова и Ангела-Хранителя на все дни1

Людмила Дербина   21.08.2022 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.