Фрагменты из романа - Детство Мити

Геннадий Кульчитский

ШКОЛЬНАЯ ПЕРЕКЛИЧКА
Приближалась осень, мама накупила Мите учебников для первого класса, записала в школу.
Перед самым началом учебного года Митя с Готькой отправились в школу на перекличку. Мама с вечера погладила Мите матросский костюм и дала кожаные ботинки, которые он после приезда в город ни разу не обувал.
Большое четырехэтажное здание школы возвышалось над всеми окружающими домами. Огромных размеров школьный двор был огорожен деревянным высоким забором и засыпан утрамбованной мелкой галькой. Перекличка проходила во дворе школы. Против входа в здание, на заборе, на одинаковом расстоянии друг от друга висели тетрадные листочки с обозначением классов, и ученики собирались около своих классов. Готька подвёл Митю к листочку с надписью «1А», где уже стояли: отдельно мальчишки и отдельно девчонки такого же, как и Митя, возраста. Готька велел ждать учительницу, пообещал забрать его после переклички, а сам ушёл к своему классу. Митя подошёл к мальчишкам и поздоровался. Некоторые ответили ему, а один мальчишка, такого же, как и Митя, роста, крепкий, смуглый, с раскосыми глазами выступил немного вперёд и вместо приветствия спросил Митю:
- А ты кто?
- Митька.
- Вижу, что не Машка.
Стоявшие рядом мальчишки заулыбались, ожидая представления. Митя промолчал, не зная, что сказать.
- Вот у меня кличка «Батыр», - явно гордясь, продолжал мальчишка. –  А какая у тебя кличка?
- Не знаю. Нет у меня никакой клички. Клички бывают только у коров и собак, – ответил Митя.
Мальчишки засмеялись, а «Батыр» весь как-то напрягся и подступил ещё ближе к Мите.
Тут подошли мальчишки постарше, и один из них сказал:
- Батыр, а ну, покажи этой сопле в матроске, что ты настоящий батыр.
И «Батыр» вдруг толкнул Митю сразу двумя руками. Митя еле устоял на ногах и тоже толкнул мальчишку. «Батыр» слегка отклонился всем телом, а потом неожиданно для Мити, быстро обхватил его шею одной рукой, а другой  взял её в замок.
Митя вообще-то знал этот приём, они с ребятишками на прииске у деда так боролись, но здесь всё произошло очень уж неожиданно. Митя попытался вырваться, но мальчишка держал его шею очень крепко. Они затоптались на месте, как настоящие борцы, и засопели. Митя пытался освободиться, а противник его не отпускал, крепко обхватив двумя руками его шею. Вдруг «Батыр» ловко подставил Мите «подножку» и они оба повалились на землю.
Теперь борьба продолжалась на гальке, и мальчишка всем телом придавил Митю к мелким камням, не отпуская шею. Предприняв ещё несколько попыток освободиться, Митя устал и затих, не говоря ни слова и не зная, что делать. «Батыр» несколько раз прошипел: «Сдаёшься?», но Митя молчал. Тот же мальчишка из старших, который перед схваткой с «Батыром» назвал Митю «соплёй», сказал:
- Ну, все. Отпускай его, «Батыр», твоя победа.
Они встали. Взъерошенные, оба в грязных штанах, не сводя ненавидящих глаз с противника, стояли они друг против друга. У Мити вдруг потемнело в глазах, и он со всей силы, выбросив вперёд руку, ударил мальчишку прямо в нос. Удар был такой сильный и такой точный, что у «Батыра» из носа тут же потекла кровь. Окружавшие их мальчишки ахнули. «Батыр» стоял растерянный, размазывая кровь по лицу, кровь стекала на его белую рубашку, а Митя смотрел на него, готовый повторить удар.
- Всё, конец! Драка только до первой крови, такое правило, - сказал тот, что постарше, и «Батыра» увели умываться. Митя стал отряхивать костюм от пыли. К нему подошли двое мальчишек. Один, повыше ростом, протянул Мите руку:
- Лёнька. Ты в первый «А»?
- Митяй. – ответил солидно Митя и утвердительно кивнул головой, пожимая протянутую ему руку.
- Я тоже в «А». Ну, ты молоток, Митяй! Уделал Батыра! Батыр – второгодник. Мы его знаем, он живёт на Октябрьской улице, в стройтрестовском бараке, около нас. Задирается на всех, кто меньше его. Теперь он будет тебе мстить. Но ты не дрейфь, давай дружить втроём, вот мой друг Бося, – и он показал на щуплого мальчишку, который во время разговора стоял рядом. Тот тоже протянул Мите руку:
- Борька.
Наконец прозвенел звонок - началась перекличка. К ним подошла учительница, и построила всех. Увидев Митю, спросила:
- Почему ты в таком виде? Как твоя фамилия?
- Митя Смердов, - ответил он, потупившись, и добавил:
- Я подрался.
- Плохо ты начинаешь школьные годы, Митя. Плохо это. Становись в строй!
 
После переклички подошёл Готька. Узнав, что произошло, он похвалил Митю:
- Молодец, Митяй! Так и надо этому Батыру, он на всех нарывается. А ты молоток, не дал себя в обиду. Если он дальше будет рыпаться, скажешь мне.
Начался учебный год. Митя узнал, что Батыр учится в параллельном классе. Первые дни учёбы, выходя из школы с новыми друзьями, Митя оглядывался по сторонам и искал глазами Батыра, готовясь отразить его нападение. Но никаких попыток отомстить со стороны того не последовало, и вскоре Митя совсем забыл про драку на перекличке. Батыр проучился в их школе до Нового года, а потом куда-то исчез.
Митя сдружился с Лёнькой и Борькой, которые учились в одном с ним классе и жили оба недалеко от дома Варвары в бараках на Октябрьской улице.

CИНИЦЫ
Свободное время Митя проводил теперь с новыми школьными друзьями. Митя, пользуясь стоявшей почти весь сентябрь хорошей солнечной погодой, сразу после школы бросал портфель, и бежал во двор барака, где жил Борька.
В это время в город прилетели синицы. Небольшими стайками они шныряли  среди пожелтевшей листвы, выискивая и склёвывая что-то, известное только им одним. Первым из друзей синиц заметил Борька в садике против барака, когда шёл в школу, и с радостью сообщил им эту новость. Мальчишки решили сразу после школы построить ловушку для птиц.
Жил Борька с мамой, бабушкой и старшим братом Мишкой. Мишка считал Борьку и его друзей малышнёй и с ними не водился, был всегда чем-то занят и всё своё свободное время проводил в городском Доме пионеров, в различных кружках. Мишка их и научил, как построить ловушку и даже разрешил взять ножовку и молоток и дал немного гвоздей.
Когда ловушка была готова, в неё, в качестве приманки, по совету Мишки положили несколько маленьких кусочков сала. Ловушку поставили на ветку дерева перед бараком, протянули в кусты тонкую верёвочку от сторожкА и засели в кустах. И тут произошла небольшая заминка. Каждый из мальчишек хотел держать в руках верёвочку, чтобы в нужный момент дёрнуть за неё, выдернуть сторожок, чтоб резинка захлопнула дверцу.
Митька считал, что это он должен управлять ловушкой, как самый сильный и ловкий среди друзей:
- Давайте я буду ловить, у меня получится лучше всех.
- Нет, я. Дощечки, инструмент и гвозди нам дал мой брат, Мишка, а значит, я должен быть первым, - возразил Борька.
- Давайте не будем ссориться, ещё из-за барахла раздерёмся. Будем ловить по очереди. Пусть начнёт Бося, потому, что он первым увидел синиц, и его брат научил нас делать ловушку, а мы с Митькой потянем жребий.
Лёнька подобрал с земли две палочки, подравнял их, потом одну укоротил, отвернулся, перепутал палочки местами, повернулся к Митьке и предложил тянуть. Митька вытянул короткую палочку и расстроился:
- Ну, вот, вечно мне не везёт! – сердито проговорил он и наcупился.
- Да ладно, так и быть, будешь вторым, уступаю тебе второе место, синиц-то много, – неожиданно решил Лёнька.
Пока они спорили, в ловушку залетела синица, схватила кусочек сала и быстро выпорхнула, мальчишки это заметили слишком поздно. Когда они перестали спорить, и верёвочку взял в руки Борька, вторая синица, схватив кусочек сала, уже готовилась вылетать из ловушки. Борька резко дёрнул верёвочку, ловушка захлопнулась, но синица уже успела улететь, унося в клюве приманку. Все птицы кинулись врассыпную.
- Вот, я же говорил, что должен ловить первым! – сердито выкрикнул Митька.
- Да я же ещё не успел приготовиться, а она уже схватила сало, - оправдывался Борька.
- Ладно, Бося, жди очереди, давай теперь я! - Митька натянул верёвочку и стал ждать.
Мальчишки затихли в кустах. Ждать пришлось недолго, синицы опять стали рассаживаться на ветках возле ловушки. Самая смелая из них сорвалась с ветки и, быстро-быстро махая крылышками перед ловушкой, вдруг залетела внутрь. Митька дёрнул за верёвку, ловушка захлопнулась.
- Попалась! – ликуя, мальчишки выскочили из укрытия.
Лёнька держал в руках ловушку, Митька просунул внутрь клетки руку, а Борька закрывал ладошками щель между дверцей и клеткой, чтобы синица не вылетела.
- Поймал! – радостно вскрикнул Митька. У него в руках была живая синица! Он держал её крепко, но в то же время нежно сжимая, чтобы не повредить её хрупкое маленькое тельце. Головка синички выглядывала между Митькиных пальцев, ладошкой он ощущал, как бешено колотится её сердечко. «Хорошо, что Готька научил меня держать в руках голубей», - подумал Митя.
Каждый из мальчишек подержал в руках синицу, которая дрожала от страха. Мальчишки рассмотрели ее головку, глазки, пёрышки, погладили… Что с ней делать дальше они не придумали и отпустили.
 Следующим был Лёнька, а потом очередь дошла и до Борьки, правда ждать приходилось всё дольше и дольше.
- Наверно, синицы как-то сообщают друг другу об опасности, - предположил Борька, когда они отпустили третью синицу.
- Ну, да, ты же слышал, как они после каждого раза заполошно свистят и разлетаются. А потом прилетают другие, которые не знают о том, что их тут ловят, и сразу попадаются, – согласился Лёнька.
Митька в это время наматывал верёвочку на ловушку, чтобы нести её домой к Борьке. Темнело. За этим занятием у них прошёл целый день.

Рисунок Г.Огородникова


Рецензии