О настоящем и будущем Чемпионата. С. Декабрёв

Интересное это состояние –  находится как бы вне конкурса и в тоже время всё-таки внутри него. Участникам завидую, клавиатуру грызу от зависти, а арбитрам – наоборот сочувствую, приношу свои соболезнования, но также и досадую на многие их решения. Словом, стою по стойке смирно и одновременно пытаюсь идти вперёд.
Кстати, о том, что впереди.
Не пора ли уже сейчас задуматься о формуле проведения следующего Чемпионата? Пока раны не затянулись, есть смысл, как мне кажется, обсудить возможные перемены к лучшему в его регламенте. Как показала практика, накануне турнира будущие участники исполнены благодушия и целиком полагаются на волю организаторов. Недовольства начинаются уже потом.
Мне показалось, что сама швейцарская система себя оправдала. По сравнению с прошлогодним многомесячным марафоном, нынешний турнир кажется скоростным экспрессом. Начали в середине марта, а сейчас, в середине мая уже и до окончания недалеко (а прогнозы ведь были – до сентября!). А если бы начали в январе, то к этому времени мы бы спокойно успели бы провести и 11 туров. А именно такое количество туров считается оптимальным при данной системе. То есть системе, дающей возможность выявить действительно лучших и сильнейших, и максимально исключить элемент случайности. Допустим, будь сейчас впереди ещё дополнительные три тура, то некоторые сильные участники, у которых на этот раз с самого начала не заладилась игра, вполне могли бы ещё поправить своё положение в конкурсе. Такое вот одно предложение.
А в целях большей возможности самих участников влиять на своё турнирное положение, предлагаю таких три пункта:

1. Возможность соперников по паре договариваться между собой о результате без участия арбитров. Допустим,  объявляется жеребьёвка и после этого даётся день, в который участник может предложить своему сопернику ничью или, оценив реально свои силы сдаться без игры. У арбитров работы будет поменьше. А отказников и перемирщиков отдать на съедение специальному арбитру или комментатору (обзор).
2. Сначала вывешивать жеребьёвку, а потом уже принимать стихи участников. Но принимать не просто так, а по очереди. В одном туре, допустим, это делают те, у кого нечётные номера, а чётные смотрят, что выставил соперник и только после этого выставляют своё (что даёт некоторое преимущество). Но в следующем туре уже участники под чётными номерами выставляют стихи первыми. И так далее.
3. Ещё до приёма стихов участников на турнир, хотя бы приблизительно определиться с составом арбитров. И не просто выставить их список, а с некоторым представлением их заслуг и творческого амплуа. И нет ничего стыдного в том, что участники будут подбирать стихи в расчёте на конкретную судейскую бригаду. Ведь в паре они сражаются не врукопашную, после начала голосования от них уже ничего не зависит. Так хоть дать возможность как-то заранее, хотя бы гипотетически принять участие в сакральном таинстве голосования. Потом и обижаться будет не на кого.…

Ну, это в идеале, конечно. У нас обижаться всегда найдут на кого. Так ведь ещё Карел Чапек заметил: «Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают!»

Но это только мои соображения. Одна голова хорошо, а шестьдесят - лучше.
Однако опущусь на грешную землю.


Прошло шесть туров. И картина вырисовывается вполне определённая.
Йегрес Вокашу безоговорочно лидирует. И хотя догнать и перегнать его ещё можно, но трудно представить, кому бы это удалось сделать.
И вроде как хочется воскликнуть: опять этот Йегрес! Всё предопределено, скучно и никакой интриги в плане лидерства.
Но если вспомнить прошлый Чемпионат, то Сергей на нём вообще ещё никак не котировался, даже в плей-офф не попал, то есть в число 16 лучших участников. А прошло с той поры каких-то несчастных 10 месяцев. И тем не менее…Именно после прошлого Чемпионата, Сергей и двинулся вперёд семимильными шагами.
И, наверное, интересно попытаться понять за счёт чего случился такой рост у него.

На первый взгляд, в принципе, всё просто. К интересным  поискам формы, которые наблюдались у него и на прошлом Чемпионате, добавилась чёткая гражданская позиция. Иначе говоря, добавился взгляд, зорко наблюдающий мир вокруг. А вместе с ним появилась и своя, отличимая от других авторская интонация.

Как известно, в истории литературы остаются лишь авторы, которые ярко и своеобразно отображают время, в котором они живут. Несчастная любовь, самоедские комплексы, лютики с облаками – это, конечно, тоже интересно, если выражено с применением новых средств. Но всё это – вне времени, это нечто вечное, что будет замечено на неисчислимом фоне подобного лишь при условии, что автор всё-таки болен своим временем и эта боль прорывается в его стихах.
И, как мне кажется,  авторская интонация у Сергея оформилась за счёт лобового столкновения с больными проблемами нашего времени. Да, именно за счёт лобового столкновения; есть ощущение, что его персонажи бьются и корёжатся в темах его произведений. Однако выходят из этой бойни…нет, вовсе не победителями. Но - чистыми. Пусть, помятыми, но с надеждой на что-то хорошее. И в этом довольно важный нюанс.
Просто пошуметь о насущном – много ума не надо. Ещё Марк Твен говорил: «Шум ничего не доказывает. Бывает, что курица, которая снесла яйцо, кудахчет так громко, словно снесла целую планету».
Ну а поскольку я пишу не статью о творчестве Сергея Ушакова, то отвлекусь от него. Есть ещё другая сторона той же медали.

Иначе как сенсацией, не могу я назвать нахождение в лидирующей группе автора Сержа Антонова. Вовсе не знаком с его творчеством, но, допустим, его стихотворение: http://stihi.ru/2009/03/14/1231     считаю самым значительным на турнире по своей невероятно фальшивой интонации (упоминаю только о нём, как сыгравшем два раза). И, тем не менее, этот стих набрал 3 очка и хорошо поспособствовал нынешнему положению автора в конкурсе.
Что за чудо такое?
Касаться нынешнего судейства мне не пристало, хотя оно меня порой сильно удивляет. Но в оправдание своего категоричного мнения, по поводу выше приведённой ссылки, возьму как раз слова арбитра Леонида Пивоварова,  которые он написал в связи с другим стихотворением Сержа Антонова:

«Я например считаю, что есть темы, за которые следует браться лишь в случае, если автор на 100%  уверен, что его произведение не окажется ниже некоторого, уже сложившегося уровня. Эти темы весьма деликатны и во многом болезненны как для отдельных людей и их групп,  так и для целых  народов, религий и конфессий.
По моему глубокому убеждению, нужно трижды подумать, прежде чем решиться написать о войне и ветеранах, об инвалидах и калеках, о матерях, лишившихся детей, о терроризме и геноциде... Даже если ты пишешь искренне, обращение к таким темам вполне может выглядеть как спекуляция на добрых чувствах читателей или вообще показаться кощунственным. Непременное условие, имхо – новизна мыслей или хотя бы способов их выражения. Уважаемые авторы, пишите себе на здоровье или  копируйте у других с минимальными вариациями поздравлялки, стишочки по поводу прихода января (февраля, марта и так вплоть до декабря), мусольте сколько влезет просини-осени, слёзы-грёзы, нежные руки-разлуки... рано или поздно и это найдёт своего читателя. Но оставьте в покое людей, переживших блокаду, людей на глазах у которых погибали родные, недавно умерших великих артистов и поэтов... Им уж точно не нужны ваши неумелые эксперименты...»

Вот и другая сторона медали. Не всё так просто с гражданской лирикой. Лубок на неё противней ханжи в церкви и уместен не более чем детская гармошка в симфоническом оркестре. Односторонность взгляда и тривиальность композиционных ходов выхолащивает саму идею, навевает мысли о коньюктуре, боль становится бытовым прибором – слёзовыжималкой.
Разница между поддельным и настоящим вроде бы очевидна, но всё время приходится это доказывать.
Вообще-то ситуация довольно забавная. Представьте такое: один композитор спрашивает у другого: а чем фальшивая нота отличается от ноты чистой? Скорее всего, реакция будет такая:????? Ясное дело, одно недоумение.
А в поэтическом царстве всё не так. Поддельного – много больше. И оно шумит свою музыку в уши.
А ведь, в принципе, чего тут доказывать? Достаточно сравнить. Процитирую стихотворение известного российского поэта Николая Зиновьева на ту же тему, что и у Сержа Антонова:

 Перед встречей

На ветру дрожит осинка,
Хлещет веткой по глазам:
Не гляди, что гроб из цинка
Из Чечни летит в Рязань.

Но летит под небесами
Гроб, и воет, и свистит.
А навстречу из Рязани
Материнский крик летит.

Сердце бьётся, время мчится.
Боже правый, сохрани,
Чтоб не видеть, что случится,
Когда встретятся они.

Возьму уж на себя грех процитировать ещё одного поэта:
« Существует мнение, что писатель пишет исключительно для читателей. Это неверно: для читателей пишет только коммерческий автор.
Существует мнение, что писатель пишет исключительно для себя. Это тоже неверно: «для себя» может писать только законченный графоман.
Писатель пишет, потому что ему есть что сказать.
Потому что он каким-то образом слышит то, чего не слышит никто…»
          (Андрей  Столяров, «Литературная газета,  н.16-17, 2011г.)

Вот собственно и вся разница: от не слышанного ранее и возникает чувство прикосновения к поэзии. Только так.
Ну а то, что для приобретения поэтического слуха надо иметь природный дар, соответствующее образование и способности к самоедскому труду – о таких мелочах не стоит, видимо, и не думать,  когда можно просто так, без естественного отбора публиковать упакованные в рифму слова.
Прошу прощения у Сержа Антонова. Под руку просто попал. Дело, конечно, не в нём, а в самой проблеме. Хотя и обижать хороших людей – тоже грустно.

В текущей турнирной таблице, наиболее предпочтительные шансы на самые высокие призовые места, кроме Йегреса Вокашу, сейчас у  Сергея Кривоноса, Братиславы, Ники Харламовой, Ивана Грозного, Андрея Румянцева, Юрия Семецкого и Сержа Антонова. То есть ещё семь человек. Но у них также есть все «шансы» «вылететь» из призовой группы в случае не слишком удачного выступления в двух последних турах. Разве что Сергей Кривонос может себе позволить ещё разок спокойно проиграть. Чего я ему, конечно, не желаю.
Ведь на пятки  наступает группа, где участники набрали по восемь очков. А это ещё восемь человек. И каждый из них ещё имеет теоретические шансы занять даже первое место, а практически – второе.
Также из группы с семью очками, в которой уже  10 человек, кто-то наверняка сможет пробиться в группу призёров, тем более что в этой группе есть имена вполне способные на такое. Объективно, наиболее велики шансы тут у Татьяны Шкодиной; у неё самый высокий коэффициент не только в группе, но и вообще на турнире. Причём настолько, что даже Йегресу пришлось бы потесниться, если бы Татьяна догнала его по очкам. Но, увы, это уже невозможно.
Из большой группы с шестью очками пробиться к призовым местам можно только теоретически. А практически шансов уже нет. Хотя и такое чудо, в принципе, ещё возможно.
Итак, следует констатировать, что за два тура до окончания турнира в борьбе за призовые места реально продолжают участвовать 25 авторов. Почти половина! И важность каждого набранного очка становится особенно большой. Пора доставать из рукавов главные шедевры и идти в бой. Очень многое сейчас зависит от правильного выбора стихотворения. Хотя, к сожалению, не всё.
Жаль, что другая, чуть большая половина участников уже потеряла всякие шансы на победу. Но корова на этом турнире всё равно не проигрывается. А шанс приобрести кой, какой опыт есть у всех в равной степени.

С уважением: Сергей Декабрёв


Рецензии
Сергей, спасибо Вам за довольно интересный, хоть местами и спорный обзор.
Очень приятно, что есть авторы, которым небезразлична судьба Чемпионата и которые стремятся предложить пути к его совершенствованию.

Позволю себе высказаться по поводу Ваших предложений:

1. Вариант с "договорными поединками" мне кажется есть смысл придушить в зародыше =) Хотя бы потому, что Чемпионат - это спортивно-поэтическое СОРЕВНОВАНИЕ, а не полигон для интриг и кулуарных договоренностей. Чемпионом становится СИЛЬНЕЙШИЙ, а не хитрейший - таков принцип, заложенный еще основателями Чемпионата и думаю мне мы должны придерживаться его постоянно.

2. Предложение о заменах, когда соперник заранее известен, а не почти вслепую, как сейчас, не только здраво, но и давно уже ожидает поддержки со стороны большинства: помните чем закончилось вот это наше обсуждение - http://www.stihi.ru/rec.html?2011/04/01/1555&8#8 ?

Но вот только применять метод _поочередного_ права на выставление замены первым (по признаку четности туров, авторов, да и вообще по любому признаку) - думаю НЕ СТОИТ. Это гарантированно приведет к появлению претензий в будущем: кто-то не так поймет он первый или его соперник, кто-то будет постоянно попадать на нечетную позицию (пары ведь перемешиваются каждый тур), а кто-то просто заявит, что он запутался и будет требовать пересменки. Оно Вам надо?

Я еще ранее предлагал "дуэльные замены" принимать ТАЙНО от каждого автора - благо воспользоваться ссылкой "Отправить письмо автору" на главной странице Чемпионата сможет любой, никакой доп.квалификации для этого не требуется: нажал, вписал свое имя, номер стихотворения, ссылку и отправил.
Все то же, что сейчас авторы делают посредством рецензий, но только теперь замена будет конфиденциальной и лишь по истечении срока замен, в публикации жеребьевки будет видно, кто какие стихи выставил.

Такой подход снимает сразу две проблемы: во-первых, нет обид, что кто-то выставляет замену после другого (а значит имеет преимущество); во-вторых у обоих авторов одинаковое время на подачу замен - нет никакого неравенства. Захотел - заменил. Если не заменил - играет то, что по списку.

Сначала еще была идея о явной подаче замен, мол, пусть каждый выжидает пока у оппонента не сдадут нервы - однако этот вариант менее оптимален, потому что у разных авторов разные часовые пояса, а значит живущие в одном поясе с организаторами - имеют преимущество. Так что, по мне, тайный приём - лучший вариант, кстати он с успехом применяется Ларисой на других конкурсах ;)

3. Судьи и их вердикты наверно всегда будут причиной дебатов и полемики, однако есть во всем мире один признанный метод для снижения количества недовольных в этом вопросе. Этот метод - выборность судей.

Я считаю, что к следующему Чемпионату нужно не только провести обширную работу по представлению критериев и принципов судейства каждого предлагаемого арбитра, но также было бы очень неплохо подготовить команду арбитров "с запасом" (например, 6-8 судей) и пусть каждый участник представит свой список из, скажем, 4х арбитров, мнению которых он доверяет более всего. Арбитры, набравшие наибольшее количество голосов, будут приняты в качестве постоянных (стать арбитром Чемпионата должно быть престижно - это правильная тенденция). Те же, за кого не проголосуют, могут быть в команде запасных арбитров (случаются разные ситуации) или же могут принять участие в Чемпионате (думаю, что можно будет найти парочку запасных мест).
Тогда и претензии будут не только к судьям, но и к участникам - сами же их выбирали!

Вот где-то такие соображения.

----------------------------
С уважением,
Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   21.05.2011 19:00     Заявить о нарушении
По последнему пукту, Евгений, я опять не соглашусь, потому что считаю, что если начать выбирать судей, то начнётся полная неразбериха. Ведь их ещё сперва найти надо, этих судей. Кто бы согласился за так тратить своё время и нервы? Не думаю, что тут есть большой выбор. И доверять участникам - это значит плюнуть на всё и выпустить ситуацию из рук; начнётся народное голосование и в итоге, будет то же самое.

А престижность - это правильно. Того и хочется, чтобы Чемпионат Стихиры был именно Чемпионатом Стихиры, а не узким коридором для пишущих в каком-то одном ключе авторов.

А иметь некоторый "запас", конечно неплохо. Почему бы нет? Такое уже ведь есть на Кубке Стихиры. Да и на Гранях, помню, когда сам уже был в не состоянии судить, меня заменили.

Честно говоря, Евгений, в отношении первых двух пунктов, которые вы сейчас рассматривали, я совсем запутался. Думал, что всё просто. А вон, оказывается, как всё сложно. Даже не могу ничего дельного сказать. Наверное, вы правы.

Сергей Декабрёв   23.05.2011 02:07   Заявить о нарушении
Сергей, пока что я вижу с Вашей стороны лишь одну озвученную причину: судей и так мало, нечего ими разбрасываться =)
Ну а если нам удастся набрать достаточное (6-8) количество судей? Почему бы не провести голосование?

----------------------------
С уважением,
Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   23.05.2011 11:36   Заявить о нарушении
Да можно и попробовать, конечно. Почему бы нет. Только надо ещё продумать, в какой форме это сделать.

Тут у меня ешё такая мысль есть, Евгений. А если ещё провести такое мероприятие, где участники будут сами предлагать кого-то в арбитры? Принципиально новых людей...а может, и из числа уже известных. Ну и сами же обсудят такую возможность.

Сергей Декабрёв   23.05.2011 21:40   Заявить о нарушении
Ну для этого нужно, как минимум, иметь участников (я так понимаю речь идет об участниках следующего Чемпионата - ЧС4) :-D
А еще лучше - иметь активных участников. И хотя, грех жаловаться, общения на нынешнем Чемпионате побольше будет, чем на предыдущих, но, все равно, пока что число активистов не превышает десятка.

Так что провести мероприятие можно - был бы кворум на этом мероприятии :)

----------------------------
С уважением,
Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   24.05.2011 00:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.