В горький октябрь сорок второго

В горький октябрь сорок второго
Молча скорбила родная земля.
Тяжки потери Балтийского флота,
Шесть субмарин не пришли из похода,
Шесть экипажей – за двадцать три дня…
Душит блокада и с моря, и с тверди,
Так, что за Гогланд не высунешь нос,
С мыса до мыса расставлены сети,
Тысячи мин на фарватерах смерти:
«Быть иль не быть?» – неуместный вопрос.
Ожесточенность, закончились шутки.
Враки, что смелому смерть не страшна.
Так утомительно тянутся сутки.
Грозная сила – «Эски» и «Щуки»,
Только совсем поседел старшина.
Только,
прощаясь с комбригом на пирсе,
Слез не сдержал боевой командир.
Дождиком брызнул взволнованный Питер,
Первого снега рассыпался бисер:
Дай им надежду в объятьях глубин!
Вновь уходили подлодки в бессмертье,
В дымке растаял Кронштадт за кормой,
Смят неотправленный маме конвертик.
Каждую милю и каждую жертву
Враг нам оплатит высокой ценой.


На фото:Герой Советского Союза, капитан 3 ранга Евгений Яковлевич ОСИПОВ (29 лет) - командир Краснознаменной подводной лодки «Щ-406», геройски погиб вместе с экипажем в мае 1943 года.

"Чтобы выйти в открытое море, надо форсировать Финский залив. Он узок - местами его ширина составляет всего двадцать миль (37 километров); мелок - глубины его не превышают шестидесяти метров, много банок, мелей, островов. Залив длинный - почти двести миль, и оба его берега заняты противником, который постарался до предела насытить водное пространство самыми различными противолодочными силами и средствами. Основу противолодочной обороны противника в Финском заливе составляли гогландская и наргенская позиции, являющиеся сплошным минным заслоном, который протянулся от северного до южного берега и насчитывал более 66 тысяч мин. Мины располагались слоями, перекрывая залив на всю глубину. Верхний ярус - гальваноударные мины, - преграждает путь  подводным лодкам в надводном положении. Средний ярус - антенные мины , взрывающиеся не только при непосредственном столкновении лодки с ними, но и в том случае, если она только коснется антенны -троса, удерживающего мину.
 Чтобы подводные лодки не могли преодолеть рубеж, как говорится, ползком, на брюхе, под первыми двумя ярусами располагается третий - дно залива было усеяно магнитными и акустическими неконтактными минами, взрыватели которых реагируют на магнитное поле лодки или на шум ее винтов. Фарватеры и узкие участки залива враг перегородил противолодочными сетями. Для охраны этих рубежей противник сосредоточил 14 сторожевых кораблей, более 50 тральщиков, свыше 40 различных катеров и несколько подводных лодок.
Фашистское командование хвастливо заявило на весь мир, что ни одна советская лодка не выйдет в Балтийское море..." (Травкин И.В. "Всем смертям назло")
В таких условиях подводные силы КБФ летом 1942 г. осуществили операцию, получившую в отечественной историографии название "Прорыв", по нарушению вражеского судоходства в Балтийском море. С мая по ноябрь 1942 г. три эшелона подводных лодок (11, 9 и 15 ед.) совершали прорывы из Кронштадта, действовали на коммуникациях противника в различных частях Балтики. При этом наибольший успех выпал на долю подводников первого эшелона, в числе которых действовали такие лодки, как Щ-317 (командир - капитан 3 ранга Н.Мохов), С-7 (капитан 3 ранга С.Лисин), Щ-406 (капитан-лейтенант Осипов).


Рецензии
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.