Постсоциалистический реализм в стихах. Проект ОКНА

"Его всегда встречали по одёжке
И провожали - так и не впустив..."

Николай Хлебников





Думаю, что пришло время и мне поделиться своими впечатлениями по поводу июньского цикла  проекта "Окна" и не только...

Я бы выделил стихи, в которых сюжет очень точно отражает действительность, причём в масштабе один к одному. Вспомнилось, как в детстве с интересом рассматривал картины Александра Лактионова в Третьяковке. Всё думалось тогда: "Зачем же выписывать так каждую деталь на картине, если можно просто взять и сфотографировать?" Позднее я понял, что есть сюжеты, которые невозможно запечатлеть при помощи фотоаппарата. Их можно только нарисовать, описать в виде прозы или отразить при помощи версификации. После прочтения таких стихов на долгие годы остаётся стойкое послевкусие горькой правды.
И ещё в этих стихах ни разу не упомянут Бог (за исключением расхожего "Слава Богу", которое можно заменить словосочетанием "К счастью"), потому что нам, вероятно, не дано его увидеть, и любые упоминания о нём в стихах являются фантазией на гипотетическую тему...

Чтобы соответствовать выбранной теме (пс реализм), я буду не только хвалить авторов, но и слегка журить :-) 




1. Татьяна Вл Демина http://stihi.ru/2009/08/09/2150 


Привычная дорога

Осенний дождь, как плётка,
Ветра свистят,
Спешит с котомкой тётка -
Топить котят.
Тропинкою пологой
К реке идёт,
Привычною дорогой
Два раза в год.
Мурёха окаянна,
Как автомат,
Приносит постоянно
По семь котят.
Страдают только листья,
Шуршат с тоской.
Обыденность убийства -
Душе покой.
Гнетёт одна забота:
Скорей-скорей,
Успеть бы на работу,
Учить детей.
До школьного порога
Бежать версту -
Дарить ребятам Блока
И доброту.


У Татьяны в начале стиха идёт обычный рассказ. Непритязательная рифмовка, с распространённым чередованием в коротких строчках мужских и женских рифм, создаёт эффект "раскачивания на качелях". Но размахи всё сильнее и сильнее, и в конце происходит настоящий "прыжок". Здесь нет прописных истин Омара Хайяма. Роль изрекателя истины даётся самому читателю. И в этом я вижу истинное мастерство.


2. Ника Харламова http://stihi.ru/2010/09/14/8033


Где ты, Анька...

Помню восемьдесят пятый, было лето,
дворик новость облетела ураганом,
Анькин папа возвратился с того света
и не в цинковом костюме от Афгана.

Слава Богу, жив, здоров и не был ранен,
в новом звании пришел к жене и дочке,   
плеер импортный привез в подарок Анне
и часы-кулон на тоненькой цепочке.

Мать Анюты по двору  шагает гордо,
у нее завистниц много в грешном мире,
как иначе, гардероб из Военторга,
муж – красавец, изобилие в квартире.

Шепчут в спину: «Не работала и раньше»,
«покаталась  по стране и белу свету»,
«а вышагивает, словно генеральша»,   
«и здоровается так,  для этикету»

«Офицерская жена... за что им счастье?» ¬
зависть  веская   причина  ненавидеть.
«Вы слыхали, переводят в одночасье
в округ Киевский, в какой-то город...
Припять»



Ника Харламова меня приятно поразила этим стихом, так как изначально я набрёл на её текст, написанный по мотивам бородатого анекдота про рыбака и его жену, кромсающую с утра снасти. Тогда она мне показалась довольно слабым автором. Ну что же, как говорится, "Никогда не говори никогда":-)



3. Наталья Жердецкая


Меня вчера расстреляли http://stihi.ru/2009/09/30/4373

И за мной пришли на рассвете -
Широко гребли, чтоб с запасом.
Я на этой неделе - третий.
Что за гад в селе окопался?
Мы мерекали в клубе трошки,
Кто смердит, как клоп в одеяле?
Мне бы завтра копать картошку,
А меня вчера расстреляли.

Опер, сука, боец Советов,
Объяснил, раскрошив мне зубы -
Матюгался я у портрета
Усача, что нас шибко любит.
За любовь - аж до самых пяток -
Ордена ему да медали!
Я бы завтра напился с братом,
А меня вчера расстреляли.

Как поспоришь тут? Не по чину.
Знай одно - утирайся молча.
Пьяный опер в лицо мочился.
Гоготал, что твой дикий кочет.
То ли чудится, то ли снится -
Он в избе моей топчет кралю...
Я на святки хотел жениться,
А меня вчера расстреляли.


Здорово! Просто здорово! Настоящий поэтический артхаус.  Реальность подчёркивает описание бытовых деталей "Мне бы завтра копать картошку", "Я бы завтра напился с братом", но эта реальность, описанная из ниоткуда. И это не "Ниоткуда с любовью", а "Ниоткуда с горечью". Этим гениальным приёмом достигается напряжение во время прочтения всего текста. И не важно, что нет усиления в концовке стиха. Просто уже некуда усиливать...



4. Александр Коковихин "Цыганка"

Саша для меня до сих пор является загадкой. Он пишет часто тоннами и километрами тексты, которые потом сам же готов без всякого сожаления "бросить в топку", и вдруг появляются стихи, которые просто невозможно забыть. Ну вот хотя бы этот:
http://stihi.ru/2009/03/28/5353


Отвали от меня, цыганка!
А не то нагадаю сам.
Сколько медленных полустанков
протечёт по твоим усам...
Сколько кашля в елецкой "Приме"
насчитает казённый дом...
Все дороги туда. Не в Рим же.
Не очухаешься потом.
Будет брать тебя каждый прыщик
из конвойных и палачей.
А король твой червивый сыщет
хохотушку погорячей.
Твой сынок, твой угонщик ловкий,
в пьяной драке поймает нож...
Отвали от меня, чертовка!
Напророчу - не разгребёшь.




5. Хилина Кайзер
http://www.stihi.ru/2010/01/08/6330 


ещё из одного дневника

к полудню сомкнулись в согласии стрелки
а время летит не успеешь и ахнуть
и в комнате воздух отнюдь не апрельский
кукушка в часах скоро выкрикнет "ахтунг"

глаза у девчушки как чёрные сливы
с полгода назад в них растаяло детство
оно распрощалось с ребёнком счастливым
в разрушенном доме что был по соседству

как часто теперь наступает двенадцать...
в подвале не слышно весенней капели
и девочка быстро привыкла бояться
при этом привыкнуть любить не успела

у мамы ладони - прозрачные льдинки
а девочка тщетно пытается верить
что снова родится но только блондинкой
с другими детьми чтобы в солнечном сквере

вдыхать свежий воздух...но волосы сажей
спадают на плечи как крылья вороньи
да окна подвальные взяты под стражу
решётками ржавыми...где-то хоронят

родных и кукушка зловеще напомнит -
закончилось время пора одеваться
согласие стрелок ещё один полдень
ещё одна память и снова двенадцать...

..как мама похожа теперь на старушку
а раньше красивой её называли

ну как же прогнать эту злую кукушку
чтоб больше не прятаться в тёмном подвале



Этот  стих Хилины, как бы нашёптанный маленькой еврейской девочкой, звучит громче, чем любой гимн, исполненный духовым оркестром. Почему? Потому что здесь сконцентрированы вся боль и страх еврейского народа. Здесь и огромное желание жить полноценной жизнью, и трагическое осознание невозможности осуществления этой мечты...



Итак, следующий набросок. Стих Татьяны Дёминой частично относится к разделу "Чёрный юмор". И мне подумалось, а что же выходит из детей, которых обучают такие учителя, как в стихотворении "Привычная дорога"? Сразу вспомнился стих Николая Хлебникова (X-Nick) который я считаю лучшим на нашем конкурсе по теме "Чёрный юмор":



6. Николай Хлебников (X-Nick)
ХОРОНИЛИ ДЕТИ...
http://www.liveinternet.ru/users/938117/post30834693/

Хоронили дети кошку
без кривляний и без слёз.
Не в игре, не понарошку,
а взаправду и всерьёз.

Тело вынесла хозяйка
на скамейку - осмотреть.
СудмедЭксперт главный - Майка -
констатировала смерть.

Витька вынес крест фанерный -
всё по-христиански, чтоб!
А сестрички Надя с Верой
принесли картонный гроб.

За могилу взялся Генка.
От Андрейки был венок,
а Нинель припёрла ленту
и бумажный образок.

Над могилою готовой,
словно ангелок бела,
Майка-пигалица слово
панихидное взяла:

"Все мы знали кошку Пушу...
Спи спокойно, кошкин прах...
Упокой кошачью душу,
Бог-Отец на Небесах!"

Тут у всей честнОй ватаги
набежала на глаза
очищающею влагой
долгожданная слеза...

На поминки - снедь из сада:
сливы, райка да ранет,
да бутылка лимонада
с горсткой соевых конфет.

Всё чин чином: ели, пили,
вспоминали кошки прыть
и о планах говорили -
что б ещё похоронить?

- Знаем! - взвизгнули сестрички,
на Андрейку указав, -
у него щенок и птичка!
Он нам сам вчера сказал!

- Не отдам! - сказал Андрейка, -
Туз - породистый кобель...
- Значит, завтра - канарейку! -
подытожила Нинель.

Хоронили дети птичку...


Что меня поражает в стихах Николая, так это новые сюжеты. По крайней мере, я нигде и никогда подобного не видел. Нельзя даже предположить на каких архетипах базируются эти стихи. Вероятнее всего здесь произошло создание совершенно новых (так и хочется сказать мифологем, хотя этот термин здесь не применим). И это верный признак настоящей поэзии. Нет, я не умаляю ценность мастерской компиляции в стихах, но всё-таки, воспринимаю это как своего рода эпигонство, лакировку уже придуманного. Но Николай Хлебников, даже при компиляции, умудряется так развернуть сюжет, что остаётся только снять шляпу в знак уважения.



Запомнился ещё один стих, в котором, в отличие от других, представленных здесь, говорится только о Боге, но на хинтергрунте сознания растёт понимание, что речь идёт о нас, о том что обыкновенные человеческие чувства и эмоции "не налезают" на богов. Это самый интересный апокриф из всех, которые я читал до этого:

7. Моление о чаше

Геннадий Нейман
http://www.litprichal.ru/work/59635/

Знаешь, папа, так тихо в рощице.
Ни зверей кругом, ни людей.
Мне совсем умирать не хочется,
даже ради твоих идей.

Ну не звали б меня учителем -
был бы плотник, пастух, рыбак...
Папа!
Можно не так...мучительно?
Или лучше - совсем никак?

Милосердия мне бы, толику -
нож под сердце, в кувшине яд,
как представлю - в печенках колики
и озноб с головы до пят,

и душа, словно заяц, мечется -
перепугана и проста.
Извини...я - сын человеческий
от рождения до креста.

С чем сравню эту жизнь? Да с ветошью -
руки вытер и сжег в печи...
А Иуда два дня не ест уже
и неделю уже - молчит.

Плохо, папа, ты это выдумал,
хоть на выдумку и мастак.
Может, ты их простишь? Без выкупа?
Просто так?...



Мне очень близка строчка:
"Мне совсем умирать не хочется,
даже ради твоих идей."
Она взята из жизни многих людей моего поколения...


Ещё об одном авторе, которого бы я поставил на первую строчку. Игорь Царёв вообще не умеет писать плохо. Нет ни одного стиха, который бы меня оставил равнодушным. Я не знаю ни одного поэта, у которого были бы настолько отточенные авторские рифмы. Стихам свойственна напевность. Если же придерживаться сюжетного принципа, по которому я отбирал стихи для этого обзора, то я бы выбрал этот:

8. Плач деревенского домового
Игорь Царев

http://www.stihi.ru/2008/04/02/1732
У некошеной межи
Старый клен сутулится,
Потянулись журавли
В теплые места,
Ни одной живой души –
Опустела улица,
Лишь колодезный журавль
Улетать не стал.

Заморочены быльем
Нелюдимой вотчины
Изможденные поля -
Сныть из края в край.
По деревне горбылем
Ставни заколочены:
Кто-то выбрался в райцентр,
Кто-то сразу в рай.

Самодельное винцо
Пьется — не кончается,
Вот и чудится порой
Силуэт в окне.
Выбегаю на крыльцо...
Это клен качается,
Да колодезный журавль
Кланяется мне.


9. Алексей Григорьев "Тихие дни"
http://stihi.ru/2010/09/02/2302

Интересно, что постсоциалистический реализм в этом стихе именно о временах построения социализма. Поистине всё лучше можно разглядеть на расстоянии, а "лицом к лицу лица не увидать".  Кода в этом стихе как выстрел, который звучит оксюмороном к названию стиха. И, не смотря на то, что автор как бы надел глушитель на пистолет, убойная сила стиха от этого только возрастает. Причём, если сравнивать со стихом Ники Харламовой, то у Алексея Григорьева идёт намёк на убийство лучших людей целого поколения при внешне "тихих днях", у Ники же приоткрывается дверца на Чернобыльскую трагедию, которая не даёт себя забыть даже через 25 лет. В данном случае я у этих двух авторов просматриваю параллелизм мышления поэтов двух разных поколений.


Те дни выпекались вкусные, как пироги,
Не верилось даже, что осень уже всерьёз,
Собаки стабильно имели четыре ноги —
Длина их зависела от положения звёзд.

Никто не кончался, не вешался, не тонул,
Не крал чужих яблок, не наставлял рога,
Порою хотелось в какой-нибудь Барнаул,
Однако смущало резонное «на фига?».

Все книги той осенью были без первых глав,
Все песни, на редкость, звучали без левых нот,
Ночами в квартире как надо густела мгла,
А утром всё было, естественно, наоборот.

В буфете хранились дежурные триста грамм,
С паркетов два раза в неделю стиралась пыль,
А ту, что бродила за окнами по вечерам,
Мы звали не смертью. А как, я уже забыл.





В любой информационной передаче на 20 минуте у большинства людей наступает так называемый блекаут, и они не в состоянии воспринимать информацию. Для того, чтобы избежать этого эффекта, я хочу переключить ваше внимание на стих, который немного разрядит обстановку и немного снизит накал переживаний от предыдущих стихов:

10. Ареон "Овца"
http://stihi.ru/2010/08/05/700

Отарою воспитана, жила-была овца,
Она не знала матери, не помнила отца,
Хоть коротко острижена - кудрявая душой
Не знала о Париже и... всё было хорошо.

Не знала слова "досыта" и что такое "всласть",
Она дышала просто так и просто так паслась.
А на ворота новые небрит, рогат и рыж
Смотрел её возлюбленный, не знающий Париж.

И на лугу некошеном  любовь стопталась в  быт
В каракуле поношенном от рожек до копыт.
Что стал прекрасен смерти миг от острого ножа,
Чтоб превратиться в шерсти клок в одеждах парижан.



Овцы всё чаще превращаются в лирических героев:-) Так вот, мне пришлось выбирать между овцой Алонера, овцой Екатерины Дайбовой и овцой Ольги Лебеденко. Так как первые две овцы уже попали в обзоры, то я остановил свой выбор на третьей...



11. Очень симпатичен мне стих Сергея Городенского.

В нём целый клубок виртуозно переплетённых подтекстов, создающих задорное настроение:


февраль. нехватка витаминов...
http://stihi.ru/2003/04/16-554


Февраль. Нехватка витаминов.
Микстура с запахом  весны.
Луна. Опушка. Буратины
Торчат носами из  сосны.
Им снится что-то из верлена
До самой утренней зари.
И каждый - сам себе полено
С веселым мальчиком внутри.
Их сущности легки, как птицы,
Честолюбивы и вольны,
Носы длинны, полны амбиций
И вожделения полны.
Ах, как легко парить в объятьях
Беспечно-сладостного сна!
Но просыпаются собратья -
Их ждут свобода и весна,
Ручей в лазурной окантовке,
Рассвет со вкусом пастилы,
Бригада лесозаготовки,
И сучий вой бензопилы.


А цитата

"И каждый - сам себе полено
С веселым мальчиком внутри."  может служить эпиграфом для стихов другого замечательного мастера слова - Чен Кима

Вот одно из моих любимых у Александра

12. Чен Ким   "Ко мне не зарастет народная тропа"

http://stihi.ru/2011/02/11/3601

Вот школьный кабинет литературы
И русского конечно языка,
Где на стене, написанный с натуры
Висит портрет простого мужика.
Но нет! Не прост висящий в кабинете
Мущщина с парой двух усталых глаз!
Ведь это я представлен на портрете,
И весь восьмой или девятый класс
Глядит в мое лицо. Лицо поэта,
Который мыслью где-то вдалеке...
И знак презренья к смерти - сигарета
В изящно оттопыренной руке...

Конечно же портретов разных масса
Развешана по школе на стенАх.
Но самой клевой девочке из класса
Лишь я являюсь в неприличных снах!



У Александра в стихах постоянно присутствует три слоя. На самой поверхности всегда бытовой реализм, но эта "бытовуха" - только внешне оболочка поэтической  картины. В действительности у него в стихах глубокий художественный реализм, который отличается от бытового тем, что литературный герой всегда играет роль ребёнка, но  в ретроспективе. Это как бы двойная рефлексия. Взрослый описывает свои самые яркие ощущения в пору детства. И, наконец, третий слой - это трогательный юмор, который состоит в абсолютной несостыковке взрослой жизни и детских желаний...




Для меня ценность стиха определяется прежде всего наличием двойного или тройного дна. И разгадывание аллюзий доставляет всегда истинное наслаждение. Причём эти "гиперсcылки" в стихах варьируют от тончайших намёков до грубых компиляций. Только при наличии этих связей с другими архетипами во времени и пространстве "снимок" становится объёмным, а "кинохроника" приобретает краски и возможность рассмотрения в формате 3D. Только при таком рассмотрении в стихах больше реализма, а значит больше правды.
Без скрытых смыслов тексты не могут называться стихами. Это скорее плакатные призывы или рифмованное описание предметов.


И ещё, этот обзор не является монографией на тему "Что такое хорошо и что такое плохо". Это просто выборка стихов, отличных, на мой взгляд, по качеству, которые соответствовали смысловому стержню обзора и как разноцветные кружочки были уложены на этот стержень в пирамиде моего "недообзора". Почему "недо-"? Потому что я бы с большим удовольствием включил в обзор стихи Леонида Тереха, Майка Зиновкина, Светланы Ширанковой, Михаила Свищёва, Михаила Дынкина, Юрия Гладкевича, Яны Юшиной и Дмитрия Мельникова. Помимо этого у каждого из редакторов есть значимые для меня стихи, которые я знаю наизусть.(Что не могу сказать о некоторых классиках). Очень радует меня появление талантливой молодёжи: таких авторов как Екатерина Перченкова, Фррранцуз, Наталья Нечаянная и др. Поэтому не буду закруглять смысловой сюжет, а просто напишу, что продолжение следует...


Искренне ваш.
Александр Крафт


Рецензии
Получил истинное удовольствие от всего прочитанного(стихотворение Генадия Неймана читал уже ранее - еще помню свое тогдашнее впечатление от этой мастерской вещи - рад, что автор был Вами здесь отмечен).
Вообще, теперь уже заметив, при выпавшей оказии, Ваш анонс, обязательно захожу, уже полностью удостоверившись в наличие прекрасного вкуса к стихам у редакторов Окон. Практически не бывает неинтересных, проходных работ. Каждая таит изюминку, в чем бы это не выражалось - мелодике, сюжете, моделировании планов...Или сразу несколько компонентов, которые делают стихотворение неординарным, и несущим в себе почерк мастерства.

Как то, уже давно, я получил от кого-то(сейчас уже не вспомнить)из ваших редакторов сообщение. Опять же если не путаю, кажется это было приглашение поучаствовать в конкурсе. Тогда я отказался еще и потому(первая причина была мной там же озвучена, в плане - я скверно играю в классические шахматы, а в быстрых и вовсе ноль) что решил что ваш журнал из тех, которые "печатаем все и всех, было бы на то ваше желание, и достаточное тщеславие"). Теперь должен признать ошибочность своих выводов.Дело вы делаете нужное, вылавливая из мутной воды океана "стихиры" крупицы золотого песка и концентрируя их в таких открытых для посещения залах. Хорошая альтернатива провальной "рейтинговой системы"(пошловато все таки звучит, применительно к поэту и поэзии, отсюда видимо и вся та пошлость что льется с высот данного "парнаса")сайта.

И еше хочется сказать - читая такие подборки чувствуешь в полной мере насколько же ты сам непоэт, но! Не кусая локти, не раздражаясь, капая слюной зависти, а с удовольствием садясь за ученическую скамью, аудитории, в надежде открыть для себя что-то новое, услышать интересное, и просто приобщиться к самому времени в котором живешь одновременно с такими талантливыми людьми.
С Уважением,
Андрей

Авиценна   02.06.2011 04:48     Заявить о нарушении
Андрей, дело, которое мы делаем, довольно неблагодарное, так как из 5 тысяч заявленных стихов мы выловили только около двух сотен достойных публикации, а это означает, что приобрели примерно 4800 врагов. Поэтому очень редки подобные Вам рецензии. Я благодарю Вас от себя и от всей команды редакторов за правильное понимание того, что мы делаем.

Александр

Редакция Журнала Окна   02.06.2011 12:43   Заявить о нарушении
Не будьте столь категоричны, говоря языком цифр, Александр)

В остальном - алягер ком алягер, тут уж ничего не попишешь.

Авиценна   03.06.2011 13:33   Заявить о нарушении
У меня в команде более 30 опытных мушкетёров, поэтому я не боюсь баталий:-)

Редакция Журнала Окна   03.06.2011 15:40   Заявить о нарушении
Александр, позвольте порекомендовать Вам автора(если не знаком доселе) -
Дмитрий Попарев. На мой взгляд человек обладает незаурядным поэтическим даром плюс к тому что это по настоящему мыслящий человек. И мне кажется он незаслуженно обделен вниманием читателя.

Только не ориентируйтесь в оценке только на два верхних его короткостишья. Это скорее не характерные для его обычной манеры письма ремарки.
С Уважением,
Андрей

Авиценна   05.07.2011 00:53   Заявить о нарушении
Андрей, если Вы считаете этого автора достойным, то можете внести за него стихобаллы и прономинировать.

С уважением
Александр

Редакция Журнала Окна   05.07.2011 10:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.