Камешком по волне

Камешек, брошен дланью,
(' Ити, ни, сан, си, го..)*
Скачет по водной глади,
Будит причину волн.
 
Так и душа — причуда,
Скалит ряды зубов,
Дарит мне чувство, будто
Воин я всех эпох,
 
Воин народов, кланов,
Знает рука моя
Гладиус** и катану***,
Пику, приклад ружья.
 
Ратный приняв порядок
Волнами сталь кипит,
Ярость идёт на ярость,
Я же — причина битв..
 
Я же — причина тлена.
Времени, плоти вне,
Яростным сюрикеном,****
Камешком по волне...
 
В центре ревущей яри
Тих и неисправим,
Жажду твоих объятий,
Жду лишь твоей любви.
 
Текст написан на конкурс Блиц-Молния
http://stihi.ru/avtor/pyatslov&book=133#133
http://stihi.ru/2011/04/27/2734

* Ити, ни, сан, си, го.. - (яп. счёт) один, два, три, четыре, пять;
** Гладиус — короткий римский меч, оружие гладиаторов
*** Катана — односторонний изогнутый меч самураев
**** Сюрикен — метательное оружие японских нинзя, в форме звёзды, свастики и т.п.


Рецензии
Глубинного смысла я в этой работе не вижу – всё лежит не поверхности, но сложено очень и очень даже неплохо, читать приятно.

Евгения Неизвестная 2   10.07.2013 23:37     Заявить о нарушении
Иногда глубинный смысл лежит на поверхности, как Вы считаете? )

Psyna   24.07.2013 19:29   Заявить о нарушении
Ловко уворачиваетесь от сюрикенов:)
Если глубинный смысл лежит на поверхности, то это уже нечто другое, озарение, например.
Не хочу занудствовать.
Но хочу узнать, как Вы сами видите эту работу?
Если интересно, тоже готова поделиться размышлениями.
С уважением...

Евгения Неизвестная 2   24.07.2013 20:45   Заявить о нарушении
Если сюрикен брошен, зачем стоять на его пути? Гораздо интереснее узнать, с какой целью он был брошен, а не с какой силой.
Я могу, конечно, развернуть свои смыслы ещё раз, но мне нравится принцип "автор всё сказал своим произведением". Честнее будет, если сначала Вы расскажете - что для Вас глубинный смысл, что не глубинный, что конкретно понравилось, не понравилось, или чего Вам не хватило в моём стихотворении. А то, если я сначала в стихе, потом в объяснении дважды выражу свои мысли, а Вы подумаете-подумаете, и ещё какой-нибудь сюрикен соорудите - то это будет не дискуссия, а пенальти.

Psyna   07.08.2013 23:28   Заявить о нарушении
Хорошо, давайте так и поступим, я не возражаю.
Только, если Вы не против, я буду последовательно описывать свои мысли относительно каждого четверостишья.
Вячеслав, Ваше произведение легко представить – человек запускает камешек по воде. Все видели, как это делается, или запускали сами. Первые четыре строчки – это вступление, подробнее останавливаться на нем не вижу смысла.
А вот дальше уже интереснее. «Так и душа – причуда, скалит ряды зубов» - т.е. Вы сравниваете душевные переживания героя с волнами от пущенного камешка? Мне нравится это сравнение, оно очень точное, не смотря на то, что я не сразу его заметила. Душевные переживания они же не с потолка берутся, что-то извне, как камушек, заставляет переживать, чувствовать, думать…
Так, затем меня привлекли слова «скалит ряды зубов». Почему ряды, а не один ряд? Может быть потому, что речь идет о реинкарнации этой самой души? И позже, по ходу текста моя теория подтверждается:
«Дарит мне чувство, будто
Воин я всех эпох,
Воин народов, кланов,
Знает рука моя
Гладиус и катану,
Пику, приклад ружья.»
- мало того, что речь идет о разных временных интервалах, так ещё и о разных культурах. И это слово «дарит» - непременно дарит! На миг, всколыхнувшись, в душе проступили эти слои прожитых жизней – это самый что ни на есть дар, к тому же в подтверждение моей теории выступает восточный мотив, заложенный Вами с самого начала стиха. В том же буддизме есть идеи относительно перерождения душ.
Теперь вот эти две следующих части:

«Ратный приняв порядок Волнами сталь кипит, Ярость идёт на ярость, Я же — причина битв..   Я же — причина тлена. Времени, плоти вне, Яростным сюрикеном,**** Камешком по волне...»

Первые три строчки наводят на мысль о столкновении двух войск, как две яростные волны, закованные в сталь, они двигаются друг на друга с одним единственным желанием – победить. Но тут возникает эта четвертая строчка «Я же — причина битв…» - что она значит? Неужели это и есть та глубокая мысль (которой мне не хватило при первом впечатлении) о том, что человек изначально и является причиной всего происходящего в его жизни и в жизни вокруг? Это, если смотреть масштабно. Или же это все те же душевные переживания, столкновения каких-то внутренних противоречий, причиной коих он сам и является? А это, если мы берем одного конкретного человека, стоящего на берегу.
«Я же — причина тлена.» - интересная строчка, на столько же интересная, как и предыдущая. Т.е. мне кажется, что тут речь идет об осознании себя в этом мире. Осознание рождения, жизни и смерти, если это происходит, то действительно, человек сам является причиной тлена, ибо он не только видит процесс, но и понимает его. «Времени, плоти вне, яростным сюрикеном, камешком по волне...» - следующие две строчки наводят меня на мысль о бессмертии души. Раз человек осознает конечность своего существования, но при этом чувствует те самые слои времени, отразившиеся в его переродившейся душе, то он понимает, что однажды, его дух, вырвавшись из бренного тела, полетит дальше также, как камешек, или сюрикен, т.е. он бессмертен.
«В центре ревущей яри Тих и неисправим, Жажду твоих объятий, Жду лишь твоей любви»
А вот это для меня, если честно стало полнейшей неожиданностью. Я ожидала всего, чего угодно, но не такого финала. Эта последняя часть просто перечеркивает все мои предыдущие размышления и сводит картинку к чему-то более простому.
Если начать с конца, то получается, что речь шла совсем о другом. Речь шла о любви, речь шла о чувствах мужчины, именно мужчины. Это подчеркивается строчками про оружие, битвы и т.д. Картинка в корне меняется. Выходит, что герой, стоящий на берегу и запускающий камешки по воде просто представляет себе всё это, ощущая себя при этом воином. Складывается образ такого настоящего мужчины, сильного, упрямого, преданного, верного, любящего и… собственно всё.
Возможно, я немного была разочарована, дочитав в первый раз стих до конца. Он мне понравился, это несомненно, но я ожидала чего-то большего, т.к. потенциал изначально был заложен очень большой.
А вообще, есть поговорка: «Не ищи глубины там, где её нет». Так вот, я грешу этим:)
Что ж, вот и всё. Теперь мне интересно, что Вы думаете об этом? Как Вам мой «разбор»? Может быть, я что-то упустила, или ушла не в ту сторону?

Евгения Неизвестная 2   09.08.2013 10:48   Заявить о нарушении
Евгения, огромное спасибо за такую подробную обратную связь, разбор и за пристальное внимание к моему стихотворению. Это само по себе очень приятно.
Почти по всем пунктам Ваши размышления и ощущения совпадают с моими и это особенно радует.
Начну с менее важного. Выражение "Ряды зубов" я использовал, улавливая не столько смысловую связь с остальным содержанием, сколько визуально-ассоциативную. Образ рядов зубов, как у акулы, очень напоминает мне солдатские шеренги, один образ перетекает в другой. Вполне возможно, что эта моя ассоциация не очевидна для многих читателей, но думаю, что она стих не портит. Ну, а кроме того, подобные переживания или воспоминания нельзя назвать явно позитивными, скорее они "кусачи", ведь лирический герой принимает свою агрессивность, злость и ярость, свои качества, не слишком обычные для жителя цивилизации. А раз кусачи - то и зубы тут как тут.

Теперь о самом важном для меня. Мне было интересно, как Вы определяете "глубину" и "поверхностность", по каким признакам в тексте.

Насколько я понимаю, если бы я остался на духовно-эзотерической волне, провозглашая причастность переживаний лирического героя к источнику бытия, к причинности и к нетленности - стихотворение Вами воспринималось бы как глубокое.

Вот здесь мы с Вами расходимся в восприятии. Для меня эти эзотерические смыслы не столько "глубина", сколько "высота", причём эта "высота" неустойчива и однобока. Если снова прибегнуть к эзотерической терминологии, то это как "Ян" без "Инь".

Но я опираюсь не столько на эти термины и идеи, сколько на свои переживания. И именно переживание, чувство для меня есть источник глубины, а не картинки на зрительном экране, не красивая терминология. Чувства это жизнь, переживание, а термины и красивые образы - это мысли о жизни, её отражение.

В переживаниях же образный ряд моего стихотворения выглядит несколько пафосно. Все эти "крутые" образы и эзотерические термины тоже добавляют оценочности в восприятие. А если восприятие становится оценочным - появляется "глубокое и мелкое", "высокое и низкое", "хорошее и плохое", "достойное и недостойное".

В Ваших словах тоже прозвучала оценка - про то, что раз это всего-навсего представления и фантазии лирического героя, то это не так круто, как "прошлые жизни" и весь предыдущий пафосный образный и смысловой ряд. Обычный любящий мужчина - это банально, а вот "причина битв и тлена" - видимо, сакрально.

Так вот, для меня сакральное без обыденного пусто, как инь без ян. Эзотерика, оторванная от реальности для меня - приторна и вычурна. Высший смысл без инстинктов - это блеф и чувство собственной важности.

И поэтому "глубину" я скорее усматриваю в чувстве уравновешенности этих полярностей - когда есть и "глубинные переживания" и "поверхностные" и при этом нет впечатления, что одно важнее другого.

"Глубина" для меня заключается, с одной стороны, в широком диапазоне восприятия, когда и "великое" и "мелкое" существуют одновременно и, с другой стороны, в равной важности их обоих.

Psyna   10.08.2013 23:37   Заявить о нарушении
Далеко не каждый автор готов говорить открыто о своих работах, и мне было также приятно читать Ваш ответ на мой комментарий.
Вячеслав, Вы прекрасно все объяснили. Возможно, из-за того, что я рассматривала стих фрагментально, я не увидела картину целиком, и, соответственно, сделала какие-то ошибочные выводы.
Все мои аргументы просто разбились об Ваши слова. Мне хотелось сначала ещё попридираться, но затем и это желание как-то само собой отпало.
Теперь я могу лишь повториться – прекрасная работа!

Евгения Неизвестная 2   12.08.2013 12:51   Заявить о нарушении
Евгения, я думаю, мы оба правы )))
Огромное спасибо за интересную дискуссию. Благодаря ей и Вам я сам начинаю лучше понимать то, что вкладываю в стихи. )
Вот думаю, не спеть ли этот стих как песню, раз Вы его так внимательно отметили. Но он пока на музыку не хочет ложится.

Psyna   13.08.2013 23:56   Заявить о нарушении
Мне интересно разбираться в работах вместе с их авторами:)
Мне кажется, получилась бы отличная песня, у меня в голове звучит плавный мотив, похожий на накатывающие на берег волны. Жаль, что словами мелодию не объяснить:)

Евгения Неизвестная 2   14.08.2013 12:38   Заявить о нарушении
Мда, да будет песня! )

Psyna   09.11.2013 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.