В поисках праязыка. Эрзянский язык и теория Вирта
Некогда древнюю территорию современной центральной части России населял могущественный пранарод с единым праязыком, наиболее близок к которому в настоящее время эрзянский язык. Именно об этом говорит топонимика, археологические находки и дошедшие до наших дней культурные и обрядовые традиции родственных народов – эрзя, меря, чуди, вепсов, води, сету, ливов, ижоры и других, чьи имена канули в Лету. Именно эти народы и составили этнообразующее ядро русской общности, именно здесь исток современного русского народа. И ядро это атланто-балтийское; это нордическая раса, древние арии. Эрзяне являются потомками древних ариев–эриев, что в переводе с древнеэрзянского означает житель, человек-солнце, солнечный народ, люди-боги. О происхождении слов «Русь», «русские» немало споров и различных теорий, но наиболее точную этимологию этих слов даёт именно эрзянский язык:
РАСЬКЕ = НАРОД (современный эрзянский язык),
РА+АЗЬ+КИ – начало пути РА (РА – древнее название Волги и РА – имя бога солнца), АЗ – начало, КИ – путь (эрз.язык)
РА+СА – именно здесь, на берегах древней реки РА под божественными лучами солнца РА жила и множилась наша раса.
Э+РА = Э+РЯ+МО = ЖИЗНЬ, ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ
РА – одно из основополагающих сакральных слов в эрзянском праязыке, означает высшую точку, зенит, момент роста, высшего развития, оно легло в основу целого ряда фундаментальных слов современных эрзянского и русского языков, таких как:
РОД = РОД,
РОСТИ = РАСТИ,
РАСЬКЕ = НАРОД.
РА – корень имени Русь.
РА + АЗЬ + СИЯ = СОЛНЦЕ + НАЧАЛО + СЕРЕБРО = СЕРЕБРЯНЫЙ ИСТОК СОЛНЦА, ИСТОК РОСТА, НАЧАЛО НАЧАЛ, ИСТОК ЖИЗНИ.
РУ – соответственно означает упадок, закат.
На этом, архизначимом для каждого руса, языковом примере мы вплотную подошли к следующему заключению: эрзянский язык, как никакой другой, превосходно демонстрирует верность теории праязыка, выдвинутой Германом Виртом. В качестве прелюдии к изучению изначального языка у Германа Вирта выступает историко-географическая реконструкция первых веков человечества. Вирт утверждает, что Арктида была колыбелью человечества, что человек возник на Северном полюсе, то есть, человечество является сущностно полярным явлением. Отсюда нордизм как метод, как представление об особой специфике изначального языка, изначального знания, изначальной религии. Не Северной полюс в качестве отвлеченной абстрактной концепции, а реальный полюс, где находился континент Арктогея, на котором некогда жили замечательные люди – гиперборейцы. Созерцая окружающий мир, они выработали протоязык, легший в основу того комплекса представлений, с которым мы имеем дело сейчас спустя много тысячелетий.
Главным ключом к пониманию праязыка, согласно теории Германа Вирта, является год – год как время и пространство. Человек – это воплощение сгущенного времени. А так как изначальный язык зарождался на полюсе, то за основу модели праязыка Вирт принял годовой полярный цикл, который обладает следующей особенностью: Юг здесь отождествляется исключительно с зимой, Восток – с весной, Север – с летом, осень – с Западом. Солнце в годовом круге идет против часовой стрелки – в обратном направлении, нежели в суточном цикле. Наглядная модель, которая соединяет в себе время и пространство, является ничем иным, как календарем. Первокалендарь представлял собой круг с четырьмя ориентациями. Последовательные переходы от предшествующей ориентации к очередной создают цикл, линия при этом рисует круг, вечное движение достигается пространственной ориентацией во времени: оно не может остановиться, не может исчезнуть. Каждая ситуация может быть многомерно объяснена этой моделью: как мы живем – по нисходящей дуге или по восходящей? к чему тяготеем – к небу и лету или к зиме и к земле?
Далее Герман Вирт накладывает гласные звуки праязыка на гиперборейский календарь, жестко привязывая к определенной, присущей исключительно тому или иному звуку позиции. Вирт утверждает, что они располагаются в порядке, основанном на жесткой внутренней логике: так, звук A соответствует посленовогоднему зимне-весеннему периоду, i – летнему солнцестоянию (т.е. северу и верхней точке круга), u – зимне-осеннему периоду, предшествующему зимнему солнцестоянию. Эти три гласные являются доминирующими.
Звук A (первый знак Священного Года) произносится с максимально открытым ртом. С этой буквы начинают свои алфавиты все близкие нам народы – aзъ, a, alfa, alif, aleph. Произнесение А – это открытый год (начало года).
I – гласная, которая произносится с полузакрытым ртом. Это промежуточная гласная, одновременно самая пронзительная и жесткая. Наиболее близкая к согласной. I – звук севера, летнего солнцестояния.
U – можно произносить, не открывая рта, это звук менее всех гласный. Закрытый, утробный звук U – его конец, могила.
Промежуточный между а и i – Е, а между i и u – О.
Герман Вирт делает вывод, что три доминирующих гласных звука: а, i, u (плюс два промежуточных и возможные вариации) – это изначальная огласовка нордического протоязыка, сохранившаяся лишь в отдельных застывших словах, имеющих сакральное значение, передающихся из поколения в поколение как некоторые сакральные комплексы.
В этой части теорию Вирта можно прекрасно продемонстрировать словами эрзянского языка. Например, на эрзянском языке день – ЧИ, год – ИЕ, век – ПИНГЕ. Это своего рода сакральный языковой календарь, важнейшее сакральное слово, Всеслово.
Сравните теперь зарождающее чачома (рождение) и умирающее куло ( мертвец), созидательное теи (делает) и предопределенное туи (уходит), соединительное стазь (сшитый) и безутешное стувтозь (забытый).
В отношении расположения на гиперборейском круге согласных Герман Вирт приходит к следующей прамодели:
• глухие, просто произнесенные согласные k, t, p, s составляют осенне-зимний полукруг, в качестве подтверждения – кеж (злоба), ковол (туча), сундерькс (сумерки), тувтомс (уронить), пиземе (дождь), кулозь (мертвый)
• назальные (m и n) по реконструкции Вирта n или m означает материю, нижнюю половину года – мода (земля), мадема (сон, затухание), навамс (окунать), наксадомс (гнить, разлагаться)
• текучие (r и l) означают верхнюю половину года – раштамо (рождение, размножение), раське (народ, род), рунго (тело), лисьма (колодец), лембе (тепло), лавсь (колыбель)
Относительно структуры изначального языка Вирт был сторонником агглютинативной теории, то есть считал, что слова складываются из законченных фрагментов – слогов. К слогу, который означает что-то, присоединяется другой, означающий еще что-то – получается слово. Именно такая структура и свойственна эрзянскому языку. Рассмотрим основополагающие древнеэрзянские языковые маркеры:
РА – РАЗВИТИЕ, РОСТ (рашты – взращивает, рашков – раскидистый, раське – народ)
ВЕ, ВА – ведь (вода), ватракш(лягушка)
МА – из основополагающего ряда слогов эрзянского праязыка, означает – низ, земля, основа, базис, фундамент, исходная точка: маар (курган), мастор (место), чачамо мастор (родина). Это символ женского начала.
КИ – путь, движение
КА – НАЧАЛО, это весенний знак, знак возрождения, пробуждения (карман=начну, сравните Ка;рма (санскр. «причина-следствие, воздаяние», от санскр. ка;рман — «дело, действие, труд»), кулят – новости
СТ – древнеэрзянский языковой маркер, означающий "вертикально" стоящий, основа, на которой что-то держится: ма+СТ+ор, строямс – строить, стямс – встать, уставамс – начать, затеять, столб, стена, мост.
Т – символ мужского начала. Теитя – создатель, трямс – кормить, содержать, тор – меч, туремс – сражаться, тумо – дуб.
Таким образом, каждый звук или сочетание звуков в эрзянском языке являются не просто средствами коммуникации, но несут в себе древний сакральный смысл и тем самым связуют все материи: от низменных, бытовых до самых высоких, в единое целое, сохраняя их божественную суть, их изначальное естество.
В подтверждение вышесказанного попытаемся прояснить смысл некоторых фонем и слов посредством эрзянского языка:
• ВИТЯЗЬ = ВИТЬ + АЗ = ПРАВОЕ (ПРИЗНАННОЕ) НАЧАЛО
Вить в переводе с эрзянского – правый, признанный
• Инь + аз + ор = инь + аз = князь – в переводе с эрзянского языка «великий родоначальник»
• Чи сти (солнце встает), русские слова честь и почести приобретают в свете эрзянского праязыка свое изначальное значение.
• Пря-ки-не (пирожок) и пря-ник – корень "ПРЯ" (голова). Так не отсюда ли берет своё начало пословица "Хлеб – всему ГОЛОВА!"
• Берендеи = пире+теи – делающие заграждения, огораживающие, создающие поселения
• Чародеи = чары+теи = вертится + делает
• Одиги;трия (греч. ;;;;;;;;; — Указующая Путь)
Путеводи;тельница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. ОД+ИЕ+КИ+ТРИ = СОЗИДАЮЩАЯ ПУТЬ НОВОГО ГОДА – дословный перевод с эрзянского праязыка.
Так как речь идет о праязыке, то попутно хотелось бы затронуть в этой статье и тему древнеэрзянского происхождения наименований гидронимов Восточно-Европейской части РАСЬСИИ.
На одном из региональных форумов местные краеведы выложили пояснения значений некоторых гидронимов (http://jedi.net.ru/viewtopic.php?id=89309&p=8). При первом же взгляде бросилась в глаза эрзянская основа названий этих рек, и мы решили предложить нашу эрзянскую этимологию выбранных краеведами гидронимов.
"...Три реки носят название Нея. Это красивое название восходит, конечно, не к Энею (герою поэмы Вергилия «Энеида»), а к двум финским этнонимам: «Не» = nelja (четыре) + «я» = oja (ручей) – рукав реки (joen suuhaara), т.е. река, впадающая в другую четырьмя рукавами.
Эрзянский язык:
1) Встреченная (виднеющаяся, пришедшая на свидание) река, видная (знатная) река
НЕЕМА – ВСТРЕЧА, СВИДАНИЕ,
НЕЕМС - ВИДЕТЬ
НЕЯН – ВИЖУ
НЕЯВИКС – ВИДНЫЙ, ЗНАТНЫЙ
НЕЯВИ - ВИДНЕЕТСЯ
2) Настоящая, теперешняя река
НЕЙ – ТЕПЕРЬ, СЕЙЧАС
НЕЕНЬ – НАСТОЯЩИЙ, ТЕПЕРЕШНИЙ
Попутно вспомним однокоренные названия рек: НЕМАН, НЕВА
Две реки называются Вёкса (её варианты: Виокса, й, Вокша и т. п.). На Костромской земле эти реки вытекают из больших озёр: Чухломского и Галического; они обозначают «сток из озера», реки как бы «уводят воду» из озёр (финский глагол vieda - уводить).
Эрзянский язык: Сообщающаяся (совмещающаяся) река
ВЕЙС-ВЕЙС – ДРУГ К ДРУГУ
ВЕЙКС – ВЕСЬ
ВЕЙСЭ – СОВМЕСТНО, ВМЕСТЕ, СООБЩА
ВЕЙС – ВМЕСТЕ
Две реки называются Касть. Название происходит от финского слова «Kaste», что значит «роса», т.е. Касть – «росистая река». Очевидно, отсюда происходит костромская фамилия «Кастальев»
Эрзянский язык: Растущая река
КАСТОМА – ВЫРАЩИВАНИЕ
КАСТОМС – ВЫРАСТИТЬ
КАСОМС – РАСТИ, УВЕЛИЧИВАТЬСЯ
КАСЫ – РОДНОЙ
Интересно рассмотреть названия трёх рек, которые имеют общий формант – «ба». Андоба – от финск. antaa – давать, дать, т. е. «дающая», «кормящая» тоня. (тоня: 1 – место рыбной ловли закидным неводом; 2 – одна закидка невода; невод с уловом).
Эрзянский язык: Кормящая река
АНДОМА – КОРМЛЕНИЕ
Кондоба – от вепск. kondi – (5) медведь, т. е. медвежья тоня. (Ср. г. Кондопога – «Медвежий угол», «Медвежья глухомань», по-карельски Kontupohia (Pohia – дно, предел, за которым уже быть ничего не может).
Эрзянский язык: Подобная река, подобие реки
КОНДЯМО – КАК, ПОДОБНО
Сундоба – от финск. synnyttaa или suntya – рождать, т.е. «рождающаяся», новая тоня.
Эрзянский язык: Сумрачная река
СУНДЕРЬКС – СУМЕРКИ
Любопытно название реки – Княжая, притока реки Унжа. Обычно пишут, что гидроним образован от слова «князь». И правильно пишут.
Эрзянский язык: Царская река
ИНЬ+АЗ+ОР = КНЯЗЬ = ВЕЛИКИЙ РОДОНАЧАЛЬНИК, ЦАРЬ
Как показал в своей статье «Что значит «Клязьма» С.Г. Халипов, в русском гидрониме основой является финское слово «kongas» (порог), употребляемое в диалектах северной Финляндии в значении – «порожистая река». («Клязьма» – это бывшая «Князьма»).
Эрзянский язык: Звенящая (журчащая) река
КЛЯНЬСК – подражание звону
Кляньскаема - звон
Кляньскаемс - звенеть
Река Унжа – левый приток Волги. Восходит к мерянскому значению у = «va/n/ha» (старый); т. е. «Старая река», не менявшая своего русла.
Эрзянский язык: река Жук
УНЖА – ЖУК
Тоня как место рыбной ловли и как предприятие, где ловят рыбу, часто встречается в названии Костромских рек, например, Апуг, где формант «уг» означает реку (joki, искажённое – «уг»), а ап – от «apaja» – тоня. Или: Албасенка, приток реки Мера, где ala + apaja + sa = «нижнетоневая река».
Эрзянский язык:
АЛОВ – ВНИЗ
АЛОВБАНД – ПОД УКЛОН, ПОД ГОРУ
Что касается рек Вохма, Вохтома, то они имеют одно, общее значение «медвежья река»: «ohto» – одно из сакральных имён медведя на старофинском языке (ижорское происхождение). Некоторые лингвисты реконструируют название от древнего финно-угорского «охта» – река или приток.
Эрзянский язык:
ОВТО – МЕДВЕДЬ
Попутно эрзянское толкование названия реки ОДЕР:
ОДЁР = ЗДОРОВЕННЫЙ, МОЩНЫЙ
Название реки Болть происходит от финского «poltaa» – жечь, сжигать /сжечь, спалить и означает «сожжённую реку», а река Соть – от suo – «болото» – «болотистую реку»; река Шуя тоже имеет финно-угорскую основу: suo – болото, т.е. болотистая река. Впрочем, в марийском языке она обозначает половодье, «талый, открытый» – от «suja».
Эрзянский язык:
Что касается сожженной реки, то на эрзянском языке ПУЛТЫ = СЖИГАЕТ
Но я сомневаюсь, что река может быть сожженной, высохшей – но не сожженной. Более правдоподобным мне представляется иной вариант:
Эрзянский язык:
Болдорг – бултых
Болдордозь – с грохотом
Болдордома – взбалтывание, грохот, болтовня
Таким образом,
БОЛТЬ = БОЛТЛИВАЯ РЕКА-БОЛТУШКА или ГРОХОЧУЩАЯ РЕКА
Эрзянский язык: Соть – Дремлющая река или, как вариант, Зудящая река
СУТЯМОМА – ДРЕМОТА
СУТЯМОМС – ВЗДРЕМНУТЬ
СУТНОМА- ЗУД
СУТНОМС - ЗУДЕТЬ
Название реки Ноля происходит от слова «nuoli», что значит стрела, стрелка, Стрельня: воды реки несутся с такой скоростью, как выпущенная из лука стрела.
Эрзянский язык:
НАЛ – СТРЕЛА
И, как дополнительный вариант: НОЛА – СОК, НОЛАВ – СОЧНЫЙ
Таким образом, НОЛЯ – СОЧНАЯ (ПОЛНОВОДНАЯ) РЕКА
Река Нёмда – от формы род. падежа Nemod (от niemi – мыс), что значит «мысовая», т. е. извилистая река, с излучинами, где формант – od преобразовался в формант – «да».
Эрзянский язык: Ныряющая река
НАВАМО – ПОГРУЖЕНИЕ, ОКУНАНИЕ, НЫРЯНИЕ
Река Кусь. Её название образовано от финского прилагательного «kuusinen» – еловый, т. е. «еловая река».
Эрзянский язык: Еловая река
КУЗ– ЕЛЬ
Среди малых рек немного найдется столь известных, как Керженец. Он течет извилистой змейкой в заволжских лесах и впадает в Волгу в 100 километрах ниже Нижнего Новгорода, у знаменитого некогда своей ярмаркой Макарьева. Глухие керженские леса служили приютом раскольников, укрывавшихся от преследований. Здесь были их скиты (небольшие монастырского типа поселения). Поэтому старообрядцев стали называть кержаками, и небольшой Керженец (длина около 300 км) прославился на всю Россию, чему немало способствовал роман П. И. Мельникова-Печерского "В лесах". (География Горьковской Области. Трубе Л.Л.)
На эрзянском языке:
КЕРШ = ЛЕВЫЙ
КЕРШ ЁНКС - ЛЕВАЯ СТОРОНА
КЕРШ КЕДЬ - ПО ЛЕВУЮ РУКУ
КЕРШЕВ - ВЛЕВО, НАЛЕВО
«...самая северная группа восточных славян, занимавшая в 6—10 вв. побережье озера Ильмень и бассейне рр. Волхов, Ловать, Мста и верхнее течение р. Молога. Археологические памятники И. с. 6—8 вв. — места земледельческих поселений и высокие конические курганы (сопки), содержащие остатки трупосожжений. К 7—8 вв. относится древнейший слой городища. Железный сошник сохи и другие находки говорят о развитом сельском хозяйстве. Позже (в 9—12 вв.) в земле И. с. появляются города Старая Русса и Новгород»
Обратите внимание, что захоронения и археологические находки идентичны с эрзянскими. А слово СОХА - это слово эрзянского происхождения, от СОКАМО - ПАХАТЬ
РУССА=РУЗА (эрз.) – РУССКАЯ
Ильмень - м. "небольшое озеро, остающееся после половодья, (например), на Волге", астрах. (Преобр.); также Мельников (7, 90), ильмень "маленькое озеро", донск., воронежск., уральск. (Миртов). Часто встречается в геогр. номенклатуре на Дону (Маштаков, Дон 10). Восходит к названию озера Ильмень у Новгорода, др.-русск. Илм;рь (Лаврентьевск. летоп.), из фин. Ilmaj;rvi, эст. Ilmj;rv; ср. Фасмер, Sitzber. Preuss. Аkаd., 1934, стр. 373; Шахматов, Очерк 281. Это название превратилось в речи новгородцев в нарицательное и распространилось благодаря новгородской колонизации.
В Ильмень впадают самые крупные реки Новгородской области: Ловать, Пола, Мста, Шелонь и другие, а вытекает только Волхов. Сейчас Ильмень представляет собой "умирающий" водоем, исчезающий под воздействием вековых процессов заливания и заноса его ложа речными наносами.
Эрзянский язык:
Илямс - задохнуться, приостановиться. Эрзяне - древние прорицатели, тонко ощущающие природные процессы.
В верховьях Мста довольно извилистая река, ширина 40 — 50 метров, после впадения крупных притоков Березайки и Увери ширина увеличивается до 70 — 80 метров. В среднем течении, между Опеченским Посадом и Боровичами река преодолевает весьма серьёзные для средней полосы России Боровичские пороги, которые в старину представляли собой большую помеху для кораблей, а сейчас очень популярны у водных туристов. На тридцатикилометровом участке падение реки здесь составляет 70 метров, что составляет больше половины общего падения Мсты. Самые крупные пороги — Малый, Большой, Ровненский (Лестница), Ёгла, Углинский.
МА + СТЯМС = ВСТАЮЩАЯ С ЗЕМЛИ
Ловать, река в Псковской и Новгородской области РСФСР. Длина 530 км, площадь бассейна 21,9 тыс. км2. Берёт начало из оз. Ловатец на С.-В. БССР, впадает в оз. Ильмень, образуя с р. Пола обширную дельту. Извилиста. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Средний расход в 193 км от устья 105 м3/сек. Замерзает в конце ноября — начале января, вскрывается в марте — апреле. Главные притоки: Локня, Редья, Полисть — слева; Кунья — справа. Сплавная (490 км). Судоходна в низовьях (70 км). На Л. — гг. Великие Луки, Холм. По Л. проходил в Древней Руси торговый путь из Балтийского моря на Днепр и Чёрное море ("из варяг в греки").
Эрзянский язык:
ЛОВ+АТЯ - СНЕГОВИК
ЛОВ + АЦАВКС = СНЕЖНАЯ ПОСТЕЛЬ, ПОКРЫВАЛО
ПОЛА = СУПРУГА
ХОЛМ = КАЛМО
ВАРЯГИ = ВЕРЕ+КИ =ВЕРХНИЙ ПУТЬ
ЛАДОГА = АЛДО + КИ = ПУТЬ СНИЗУ
Исследования в этой области энтузиастами–ценителями эрзянского языка предпринимались неоднократно, но публиковать результаты поисков никто до сих пор не решался. Данная статья – первая публичная попытка обратить внимание общественности на древние корни эрзянского языка, имеющего место быть и сегодня на просторах нашего современного многонационального государства, пробуждающего своими фонемами сокрытые силы эрзянского этноса, проясняющего значения многих современных русских слов, корневую основу которых во многом определил древнеэрзянский праязык.
Да прозвучат завершающим аккордом этой статьи сакральные слова, понятные сердцу и уму каждого эрзянина и каждого странника, отправившегося на поиски древнего праязыка некогда мощной державы по имени РАСЬСИЯ: ПАЗ ЧАНГОТ!
При написании статьи был использован материал статьи:
А.Г.Дугин "Герман Вирт, священный праязык человечества"
Авторы: Сергу Терюшань, Вирява (Татьяна Ротанова)
Свидетельство о публикации №111051505960
Вирт теориязо уж сырелгадсь, а ней официально ули тунь лия масторлангсонь варштавксось.
Ловнадо, се мельстуиця.
Паряк меревлинек, эте Маршалловы острова ютыть Ма+Р(ш)а+лув эйстэ =земля+солнце+основа???
Нью Йорк - Ине+Ие+Ор+Ки = дорога, к которой человек шёл долгие годы???
Лоткадо нарьгамо келенть, инеськеть.
Ды ней эпсельдексэлинь тень эзга, мезе тынь сёрмадынк эрзятнеде.
Нама, эряви чарькодемс лияксчист тонась (наука) ды ёвксось ютксо.
Минь ЗЯРДОЯК улинек арият. Арият улить балтотне, немецтне, англатне, индломатне, ды истя тов. А минь ультяно уралонь ломатне, кодатненень "ариянь" арась. (Паряк иранонь ды рузонь влияниясь)
Мон аздан, мекс "арий" гайги зяров "каштовикс".
Маштатадо мереме, эте эряви Шаронов конёвпусмозо ловномс. Эно, тосо улевить мельстуиця улемксэть. Но тонань варштавкссо се пусмось апак важоде. Се ули тонась, ды тесэ весе вейкеть. Улиндерят содавикс ломань, но а валы се эйстэ, эте тон валот улить свал меельце видесь.
Мон арсеса сыцянть: минь ультяно уралонь раськесь, паряк минь ультяно сехте кезэрэнь ломатне урал раськеть ютксо. Ды эряви ансяк содамс, эте уралонь раськенень малав арась вейкетькстэчись арий раськеть марто. Ды арась сюлмавксось египетонь мифологиясь марто Ра-паз марто ды истя тов. Варштано виденень чамос, ды меревлинек: эно, арастяно ине пазонь раськесь - минь ультяно истямо жо раськесь, кода суомитне, эстетне. Минь эзинек чачо лия раськетнень, ды арастяно кезэрэнь шумертне чачицяст. Минь ультяно стяконь раськесь. Ды теке шкасо эряви меремс, эте минь ультяно уникальной раськесь, конанть эряви кепедемс ды идемс. Секс мекс арсиндерявлинек "пазочиденек", ды арась алкуксчинь зыянтнеденек (симемадо, эсень юртсто виздемаде), сестэ лондадетяно ды култяно пек куроксто.
Эряви невтеме, кие ультяно: минь гаплогруппанек N, сестэ минь ультяно сехте маласо суомит вакссо. Се ули пек эрявикс политикань варштавксось коряс. Кедьсэнек ули пек виев керсицянь тонавтнемакудось (школась) Вирьтавласо. Кедьсэнек ули пек виев моронь ломакурось "Торама".
Ульсь Паасонен, кона пек ламосто сёрмадсь эрзянь ды мокшонь кельтнеде.
Эстэт, марит, суомит, удмуртот сехте маласо кансэнек. Арась рузт, татарт эли такие оштё.
Ютазь шкасо ульнинь вейкень ломакурось, кона ютсь уралсто, зярдо явовинь угратнестэ. Арият ульсть се шкасо раужо инеэрьке маласо, а теке зярдо суоми-угрань вейкечись ульсь уралсо.
Се фактотне.
Ёвтамс весенень ёвкстнень, цибидемс улеви пек мельстуиця, но ломатне бажить кунсоломо тонань варштавксонть, бажить кунсоломо фактотне, ды мезе ульсь алкуксчисэ.
Илямак чумондо берянь эрзянь келем кис, мон терявтан тонадомо эрзянь келенть.
Андрадит Петровский 01.09.2019 09:53 Заявить о нарушении
Вирява 01.09.2019 23:16 Заявить о нарушении
Ладно, опустим тот факт, что если бы её просто придумали, теорию бы не признали.
Язык является одним из основных доказательств того, что это был один народ. Не может быть такого, что два народа, никак не связанных, вдруг внезапно говорили на одном языке.
Я просто несколько слов общих приведу в венгерском и в эрзянском:
Цопамс - чоп
Лопа - лоп
Тонавтномс - танул (основа тан)
Кедь - кыыз
Нумоло - нюл
Кавто - кеттё
Нила - ныдь
Ёт - вете
Вейке/уейке -эдь/эгь
Ну и можно также найти общие вещи в мансийском и всех остальных языках.
Просто если вы ознакомитесь с другими угро-финскими языками, вы согласитесь с венгерским учёным.
Андрадит Петровский 02.09.2019 21:16 Заявить о нарушении
Вот я вам предоставил лишь сотую, может быть, даже тысячную часть "убедительных доказательств", а в остальном предлагаю разобраться вам.
Ещё раз призываю: не надо рассказывать людям байки. Пользуйтесь наукой, причём не тупо верить, а именно проверять.
Я вот также немного знаю мансийский.
Лакве - лыкамо
Хунтлу - кунсоломо
Элу- эрямо
Ола -улеме
Ну в общем, разбирайтесь. Посмотрите финский язык тоже, посравнивайте с венгерским, с мансийским, посоставляйте списки сводеша, и будет вам счастье :)
Андрадит Петровский 02.09.2019 21:30 Заявить о нарушении
И вообще я всегда надо анализировать информацию. И если какая-то точка зрения принята, то нельзя говорить, что это всё ради подавления чьей-то национальной идентичности (кстати, я за это критикую и венгров, и в частности, поэтому я делал даже видеоблог с мансийским языком, дабы показать им, что языки-то похожи, потому что они упорно утверждают, что версия о финно-уграх придумана австрийцами для подавления венгерской идентичности). Всё надо проверять.
Я вот потыкал угро-финскую теорию, могу подтвердить.
И вам тоже советую
Андрадит Петровский 02.09.2019 21:42 Заявить о нарушении
Вирява 02.09.2019 22:17 Заявить о нарушении
Быть финно-угром – значит быть собой…
Сомнительной гордиться родословной,
Не ощущая тесной связи кровной
С уральской чужеродною семьей.
Найти следы мифической семьи
На скалах гор Рипейских невозможно.
Обрывисты здесь склоны – осторожно! –
Считаться стоит с Поясом земным.
Здесь «Пояс» не случаен – был рубеж,
Стык обитания двух рас – граница.
Но разум к высшему всегда стремится,
Извечно в сильном слабый ищет брешь.
Нет четкой грани у добра и зла,
Так без рассвета день не сменит ночи.
К смешенью рас не привыкать нам, впрочем, –
Русь захлестнула гуннская волна.
Бой был жесток и длится он века –
Эрзянское растет сопротивленье.
Сломить непросто - велико раденье,
Мечом умело действует рука.
Нам не забыть великих предков знак –
Горит в груди он солнечным стоглавьем.
Клинки мечей в лучах палящих плавим
Для будущих стремительных атак.
С уральскою мифической семьей
Эрзянских руссов не сплетались корни.
Заветы предков чти и свято помни:
ТОН ЭРЗЯ-ЛОМАНЬ, будь всегда собой.
Вирява 02.09.2019 22:22 Заявить о нарушении
Андрадит Петровский 03.09.2019 07:37 Заявить о нарушении
Почему уральское единство вызывает у вас такое отторжение - я понять не могу, учитывая, что некоторые элементы уральского праязыка (на котором, кстати, при большом желании, можно уже и говорить -его восстановили лингвисты) перешли в эрзянский практически без изменений. Я бы ещё понял, если бы вы говорили, что эрзя - отцы всех уральцев. Условно с этим можно было бы согласиться. Но вы вообще отвергаете уральское единство, как будто бы его и не было.
Вот вы мне говорите -учи матчасть, вот я знаю матчасть, и вижу, что угры и финны близки, во всяком случае, более близки к уграм, чем гунны, да и вообще какие-либо тюрки.
Кстати, если вы не знаете, то гунны были тюрками, и язык их был близок к чувашскому)))
Да, гунны повлияли на венгерский этнос. Да, они немного взаимодействовали и с другими народами. Но ни в одном языке и ни в одной культуре почти ничего не отложилось.
Но строить рассуждения от эрзянского народа как от народа-предка, некорректно: в тот момент ещё не было такого народа. Не было и других народов, а была протоуральская общность, о которой я говорил ранее. Это примерно 7000 г. Д.н.э.
Мордва (тут с вами в жаркий спор вступили бы другие эрзя), сформировалась как народ только в 2-3 тыс. Д.н.э. и представляла собой городецкую культуру, которая, в свою очередь, исходит от культуры сетчатой керамики -общей для "мордвы" (эрзян и мокшан) и финнов. Дальнейшая археология не даёт точных данных.
Но археология не является единственным методом доказательства. И уж тем более доказывать что-либо с помощью мифологии нужно крайне осторожно.
Но пока что ваши суждения граничат с мифологией.
Так, просто для справки приведу в вольном пересказе одного учёного: археология работает вкупе с лингвистикой.
Поэтому, далее работает лингвистика. А лингвистически уральское единство доказано.
Я надеюсь, что все читатели данного блога сделают выводы.
Засим завершаю
Андрадит Петровский 03.09.2019 09:36 Заявить о нарушении
Вирява 05.09.2019 00:14 Заявить о нарушении