Сказания о Цветастом Урге

______________ Содержание ______________

1.   Стихи Не Так Приходящего
2.   Благодать оранжевых стрекоз
3.   Обыкновенное чудо
4.   Невстречаемый Ургом
5.   Невспоминаемый Ургом
6.   Ищущим спасения под падающей крышей
7.   Неумирающий под лучом
8.   Двое
9.   наследие Цветастого Урга
10. Урганолептика версификации
11. литоральные беседы об абстрактном
12. Прощание с Цветастым Ургом
_______________________________________





___ Стихи Не Так Приходящего ___

Когда Цветастый Ург нашёл
Прозренье у реки,
К нему Глумливый Гло пришёл –
Прочесть свои стихи.

Он начал так: “О, славный Ург!”
Но тут же: “Ты балбес!”
“Бесстрашный победитель мух
С хурмой наперевес!”

“В тебе прекрасны все дары,
Что в жизни не нужны!”
“Слезами жгу твои ковры
Цветастой седины!”

Затем пошло: “Тебя, глупца,
Из жалости терплю!”
Но вслед сейчас же: “Мудреца –
Боготворю, люблю!”

Куплет последний прозвучал:
“Не болен я тобой!”
А Ург Цветастый всё молчал,
Кивая головой...





_______ Благодать оранжевых стрекоз _______

Дело выдалось зимой.

Ург Цветастый – у огня чаем потчевал меня,
между лампой и стеной.

Я решил ему задать непотребнейший вопрос –
Про оранжевых стрекоз и про божью благодать.

Начал я издалека:
“Предположим, что Плутарх шёл куда-то... Скажем, в парк.
И заметил – дурака.
А дурак пугал стрекоз у обширного пруда;
не спешил он никуда, симулируя склероз.
Сам Плутарх – напротив – знал
всё, что только можно знать, –
про людей и благодать, про стрекоз и сети сна.

Тем не менее, когда он заметил дурака,
то похлопал по бокам – и желанье загадал.
Значит, несравненный мог на секунду допустить:
будет около пастись
провиденье (сиречь, бог)!”

Я увлёкся – и забыл, что хозяин, добрый Ург,
напевая – (но не вслух), – варит лунные бобы.
И, покачиваясь в такт,
наблюдает, как меня в жёлтых отсветах огня
занимает странный факт –
о стрекозах с дураком...

“Для чего тебе Плутарх,
если ты живёшь в местах, где февральским вечерком
можно пить цветочный чай?” –
Ург спросил меня, и я вдруг заметил, что струя
продолжает всё журчать, в чашку падая, где цвет 
апельсинов и хурмы,
запахи – пачули, тьмы, где рождается рассвет...

Сомой – времени река... Я забыл, зачем пришёл...

Ург промолвил: “Хорошо!” –
и похлопал по бокам.





__________ Обыкновенное чудо __________

От самой первой капли, ударившей по крыше,
Цветастый Ург проснулся – и выглянул в оконце.
Разгуливали цапли. Нашёптывал камыш, и
Горячим светопульсом сияло в небе солнце.

Сиреневая тучка, нависшая над домом,
Вытряхивала дождик, как из сетей рыбёшку.
С улыбкой, потому что был с ним давно знакомым,
Рукой махнул Художник... Ург – тоже, из окошка.

Художник был в зените своей нелепой славы,
Когда в аул пустынный пришёл, для встречи с Ургом.
Смог дхарму оценить, и – налево и направо –
Раздал свои картины... И назван был – придурком.

Но, как бы то ни стало, Ург разрешил остаться
Художнику в ауле. С вот этих самых пор и
Живёт себе – не старый, любимый папарацци –
Художник. Потому ли и наблюдает горы...

Теперь он их рисует соломинкой на глине,
А дождик всё смывает, и холст к утру – как новый.
Пьёт, каплями, росу Вед и рассуждает – длинно –
О людях и трамваях... И Ург вставляет слово.

Мы там их и оставим, за тихим разговором, –
Глядеть, как у болотца разгуливают цапли,
Как тень ползёт по ставням, как цвет меняют горы,
И дзен из тучки льётся... – Из самой первой капли.





_____ Невстречаемый Ургом _____

Ург спустился вверх по лестнице,
дверь закрыл, вошёл на улицу.
Дождь со снегом был прелестным, но
солнце продолжало хмуриться.
Ноги парились от холода.
Ург Цветастый выжал тапочки
на пути к опушке города.
Впереди – колодой карточной
вознижался торг, заполненный
сплошь фигурами безлюдными.
Ургу он всегда запомнился
толчеёй и недосудами.
Здесь опять случился я ему,
по пути впервые встретившись, –
словно будда невменяемый,
проповедующий фетишизм.

Ург сказал: “Живи, как если бы
вымер, был свободен двигаться,
не испытывал к себе любви,
но заклято был влюблён в ловца
тех стрекоз, которым в головах
беспокойно не сидится, и
без которых люди – голыми
остаются под ресницами.
Горизонт вовнутрь раздвинется,
кончишь жизнь иными целями,
кои переоценить нельзя,
и нельзя недооценивать.”
Я застыл преобразившимся:
брови под углом встаращились,
Урга ни о чём спросив – и сам
потерявшись между чащами.

...И с тех пор свои пути веду
вдоль от той земли-кормилицы,
где с Цветастым Ургом как-нибудь
мы опять впервые свидимся.





___________ Невспоминаемый Ургом ___________

Ург, не будучи собою, много раз входил под вечер
(иногда – с куриным богом) в дом, который домом не был.

Там он возражал (не споря), радовался новым встречам,
огорчался им – и, с горя, шёл лечиться Кастанедой.
Шёл, – входя в тот дом, под вечер, что как раз и не был домом.
Толковал о чём-то вечном, но всегда – сиюминутном.
Разрушал – и тут же строил, рассуждал (с куриным богом)
об опасливых героях и великих лилипутах.

А затем – с курантным боем – уходил, покуролесив.
Он, не будучи собою, не-собою тоже не был;
разным встречным-поперечным в расставанье был полезен
много больше, чем при встрече (даже сравнивать нелепо!), –
и тотчас же возвращался – в дом, который домом не был.
Извинялся, дул на пальцы – те же самые, другие...

...Боже правый, отчего мы, – видя, остаёмся слепы?!.
Дай мне силы – Урга помнить. И не помнить помоги мне.





_____ Ищущим спасения под падающей крышей _____

Отбомбилось лето – зноем, грушами да сливами.
Ург Цветастый под сосной осень желтогривую
с распростёртыми руками встретил, как сестру свою:
светлой нежности ростками и – немного – грустью.
...Мне хотелось поскорее с Ургом повидаться,
посидеть с ним во дворе и, хотя бы вкратце,
рассказать о тех проблемах, что не разрешаются,
и дождаться наставлений пёстрого китайца.

Был Цветастый Ург китайцем или небожителем? –
я поинтересовался. Он пренебрежительно
покивал, – и вскоре мы с ним у кустов паслёновых
фильтровали чай сквозь мысли, – жёлтый сквозь зелёные.
Вяз ронял листвы убранство, словно бы раздумывал.
“Следует ли опасаться полного безумия?” –
я спросил, поскольку часто чувствовал сомнения
в том, что жизнь в борьбе со счастьем совместима с ленью.

Ург сказал: “Забудем опыт – в небесах считать ворон;
возвратясь в свои окопы, делай всё наоборот.
Очень скоро прояснится существо твоей проблемы;
оказавшись   о ч е в и д ц е м,  ты узнаешь, как нелепо –
опасаться обострений   н е в о з м о ж н ы х   состояний,
ибо – что в нас переменно? То же, что и постоянно.”
Силясь возразить, я понял, что   у ж е   вполне безумен.
Ург сидел совсем спокойно – и свирепо скалил зубы.

От умалишённой мины рассмеявшись, я затих,
позабыв свой чай с малиной. (О волнениях пустых,
о секретных черепашках, пожирающих прохожих,
в хлорофилловых тельняшках под мутировавшей кожей,
я теперь не думал   в о в с е.)  Вдруг – на раннюю луну
взгляд поверх паслёнов бросив, Ург прозрачно намекнул
об иллюзии   п о с л е д н е й,  – той, что до поры спала,
отбомбившись зноем летним, – в амальгаме зеркала.........





_________ Неумирающий под лучом _________

Когда-то Ург зашёл в один буддийский монастырь
и сел в саду под деревом. Напротив – бульденеж
качал своими гроздьями соцветий. Ург застыл
и долго созерцал, пока не начало темнеть.

В молочных сумерках пришёл почтительный монах,
сел, поклонившись Ургу, и спросил его – зачем
мир создан непрерывным – из раздробленных монад,
и только маленький Кюн Вог танцует на луче?

Ург улыбнулся и запел. Потом затанцевал.
Затем заухал, как сова, и закатил глаза.
Взмахнул руками, прошипел – не шёпот, не слова.
Преобразился – и ушёл, ни слова не сказав.

...С тех пор прошло так много лет, сменилось столько черт.
Монах – в другом монастыре, а бульденеж зачах.
И только маленький Кюн Вог танцует на луче...

на двух лучах, на трёх лучах, на четырёх лучах......





___________ Двое ___________

“Дорога не полога, не крута;
по ней нельзя ни ехать, ни идти,” –
сказал монах, сорвав цветок с куста,
и Ургу протянул его в горсти.
Ург взял цветок, как если бы не брал,
и положил, как если бы не клал,
и обратился не к монаху: “Брат,
природа Будды – клад или не клад?”
Монах сказал: “Клад в землю не зарыв,
его нельзя найти и откопать.
Природа Будды спрятана внутри,
а значит – не глупа или глупа?”

Ург встал, потряс цветущие кусты
и снова сел, – как и они, в цвету,
сказав: “Не нарушают пустоты
ни летняя гроза, ни сердца стук.
Но правильно ли будет понимать,
что Будда – это тоже пустота?”
Монах спел на мотив одной из мантр:
“Дорога не полога, не крута;
по ней нельзя ни ехать, ни идти,” –
и потянулся, чтоб сорвать цветок
и Ургу протянуть его в горсти.

Вдруг – трудноописуемый восторг
взорвался в недрах бездны бытия,
где звёзды – лишь веснушки на носу
у исполинской пикси; где сиять
умеет темнота; где нано-сумм
настолько много, что любая часть
неисчислимей целого; где путь
в любой эон проходит сквозь "сейчас";
где бесконечный мир – безмерно пуст...

Монах и Ург сидели допоздна,
друг друга понимая хорошо.
Затем один из них, увидев знак,
поднялся, поклонился – и ушёл
дорогой – не пологой, не крутой,
какой нельзя ни ехать, ни идти...
Другой – сидеть остался у кустов,
и лотос расцветал в его горсти.





_______ наследие Цветастого Урга _______

«переживание начнётся в промежутке между
двумя дыханиями»; – как мне справиться с задачей?..
мой выдох – это стрекоза, летящая в кромешный,
неописуемый простор, который обозначен
блестящей линией пруда, широкого, как море,
где волны слуха шелестят слепящую поверхность,
хранящую черты – твоих и всех чужих – историй,
в микроскопическую рябь за плоскостью рассвета...

сознание потеряно, контроль над ним – потерян,
но в сущности – потерян Я; остались только вечность,
кружащиеся вороны и мой пустынный череп
среди разломленных небес и облаков овечьих.
периоды тотальных войн – с бессмыслием и смыслом –
уходят прочь, вослед другим, – приятий безучастных.
я знаю: Ург уже в пути, поскольку он в нём присно.
я отыщу его в себе – и снова буду счастлив...





______ Урганолептика версификации ______

Затем, что сагу сочинять – и лень, и западло,
Ург просто хайку написал – и отложил стило.
В окно пробрался пальцами чахоточный рассвет.
Ург потянулся и зевнул. Уже двенадцать лет
Прошло с тех пор, как он обрёл прозренье у реки.
Теперь он редко рисовал, зато писал стихи.
Точнее – он писал их так, что сам не мог прочесть:
Одну-две-три скупых строки, а максимум – пять-шесть.
Писал на стенах, на земле, – мелком и без мелка,
Карандашами по воде и пальцем в облаках.
Я как-то раз ему сказал, что стоило бы их
Издать. Он показал язык, хихикая, как псих.

Я так и не сумел понять естественных причин
Игривости его ума, но продолжал строчить
Свои стихи, как если бы зависела от них
Не только жизнь моя, но всех существований нить.
Ург их любил послушать, но при этом говорил,
Что ценно только то, что вызывает дрожь внутри.
Под дрожью он, конечно, понимал другой эффект,
Но я не лез с расспросами, – так лодырь без конфет
Домашнее задание не станет выполнять.
Кого сравнили с лодырем? – Понятно, что меня.

“Жизнь с расстоянья кажется нестрашной – потому,
Что не видны подробности,” – промямлил я ему, –
“Ведь автора хорошего не назовёшь плохим:
Он краток, содержателен... А сочинять стихи
Развёрнуто и длинно бы сумела и коза.”
Ург, выслушав внимательно все доводы, сказал,
Закутываясь в плед, который не был полосат:
“Зачем писать недлинно – если можно не писать?

С   л ю б о г о   расстояния жизнь вовсе не страшна,
А если и страшна, – во всяком случае, не нам.
Любой хороший текст раскритикуют дураки,
А вовсе не написанный – не назовут плохим.
Сегодня графоманы тем сильны, что – от и до –
Накачивают тексты пульпой образных рядов.
Читатель  с ними свыкся так, что не почешет зад –
Пусть даже графоману трижды нечего сказать.
Поэтому – писать вообще, и в частности стихи,
Возьмутся лишь юродивый и дурень от сохи.”

На этом Ург закончил спич и пригласил пить чай
Меня – быстрей, чем я собрался новый спор начать.
А далее – мы мирно любовались на огонь.
При этом Ург рассеянно покачивал ногой,
А я, слегка куняя, всё подыскивал слова,
Чтоб выразить нагляднее – его, себя и вас...
Но слов не находилось. Вместо них пришёл покой,
Размеренность дыхания... Пошевелить рукой
Казалось – и ненужным, и неправильным. Затем
Я различил сияние за контурами тел,
Чьи формы колыхались, словно вишни на ветвях...
Тут мой писательский порыв значительно увял,
А также вера в то, что словом можно описать –
Явление, субстанцию... Как вырубленный сад,
Оно обозначает – то, чего по сути нет.
Привязанность к нему – сродни гулянию во сне.

И вот, свою лицензию поэта потеряв,
Я ощутил желание свободы: шелкопряд
Забыл свою нанизанность на шёлковую нить,
Вербальную линейность – оборвав ли, изменив...
Как знать, – для переставших быть рабами языка,
Возможно, устранятся лимбы языковых карм...
Отказ от алфавитов, что давно в глазах рябят...
Я ставлю здесь отточие... и чувствую себя,
Как из океанариума выпущенный кит, –
По правилу последней,  н е н а п и с а н н о й,  строки.





____ литоральные беседы об абстрактном ____

“все идолы тебя всегда хотели удержать,
и только истинному Богу ты не нужен.”
лежи и наблюдай, как тучи пО небу скользят.
       сиди и наблюдай за солнцем в луже.
и я сидел. лежал. сидел. лежал. сидел. лежал.
врастал всё глубже в почву, делаясь похожим
на подлежащий камень и, отчасти, на моржа
с неутепляемой декоративной кожей.

под вечер мне подумалось, что многоцветный Ург
при мне   н и   р а з у   не коснулся темы Бога,
ведя беседы – о взаимодействии культур,
       Камю, Ауробиндо, Сведенборге...
я вспомнил так отчётливо, как если бы вчера
он чай цедил, предвосхищал мои вопросы,
а северный предел, открытый северным ветрам,
закат закрашивал оттенком купоросным.

размеренно плывущая, огромная луна
глядела издали сквозь занавесок прорезь,
и мне, внезапно, открывалось дно, где спал до нас
       за сто веков какой-то кроманьонец;
а Ург Цветастый повторял, что нет цветов таких,
среди которых   н у ж н ы й   не был бы пропущен,
чтоб им в граффити «мене, мене, текел, упарсин»
запечатлеть свою зияющую сущность.





 ______ Прощание с Цветастым Ургом ______

Ург целыми днями сидел и смотрел на закат.
(Закат продолжался и ночью, и утром, и днём.)
Охряные и золотые оттенки песка
сменялись другими, цвели над верхушками скал
и медленно-медленно таяли – в небе и в нём.

Я знал, что уже не смогу ни о чём расспросить
Цветастого Урга – и просто глядел ему вслед.
Закатные крокусы всё продолжали цвести,
но их интенсивность, в прогрессии солнечных сит,
слабела, попутно теряя фактуру и цвет.

“Твой Ург затерялся среди золотящихся скирд;
он больше не встретит – ни тяжестей, ни холодов,” –
сказал кто-то рядом, а я, хоть слегка и раскис,
подумал: пора прозревать где-нибудь у реки, –
уставясь на ставшую вдруг разноцветной ладонь.





______________________________________


Рецензии