Нищета и Богатство

— Какая пошлость! Какое бл…дство!
Хоть что опошлить — может Богатство.

— Не тратьте, тётя, прошу вас, нервы.
И нищий в бл…дстве один из первых.

— Но я, хотя бы, им обещаю,
Что нищетою веду их к Раю.

— В этом Богатству как уступить?!
Я обещаю им Рай купить!

— Странно. Однако не думала я,
Что богатым доступны эти края.

— И я до сих пор заблуждался тоже:
Что в те края разве нищие вхожи?

— Странное дело! Вот тебе раз!
Рай-то для нищих! То есть для нас!

— Очень и очень странное дело!
Неужто богатству в Раю надоело?
Но и само уже вижу, что — вот!
Лезет туда не пойми какой сброд.

— Ты посмотри-ка! Блестяшка! Безделка!
Хватило мозгов заключить с Раем сделку?
Да просто ворота вам открывали
Мы, нищие, что купюр не видали.
Стоите, рыдаете, потом в один миг
Сунете в руку — и мимо нас шмыг!

— Плачете… Сунете… Шмыг мимо нас…
А кто на работу в Рай принял вас?
Вам только ворота и открывать!
И кто вам позволил с богатого брать?
Мало ли что он вам суёт!
Нельзя! Нам нельзя — отвечать должен рот.
Как это так?! Вы пред Раем стоите,
А только «с кого бы содрать?» — и глядите.
Вот потому-то Рай — не для нищих:
Они и в Раю чего-нибудь ищут!

— За… всеми… следить, вы знаете, сложно…
Но можно! Я уверяю вас — можно!
Оставим лишь тех, кто не берёт,
А остальных — взашей от ворот!
Ну что вы?! Кричать! Ну зачем, право, слово?!
Что вы увидели в этом такого?!
Обычное дело! Да сплошь! Да ну — сплошь!
Дают, паразиты, — ну как не возьмёшь?
Вы сами, по совести, если сказать,
Если бы дали — не стали бы брать?

— По совести? Не могу отказаться…
Иначе откуда бы богатству взяться?
Да ладно, берите! Это я так…
В таком положении брал бы — дурак.
Но только смотрите, чтобы не очень!
Борьба началась! Говорю между прочим.

— Надо же, батюшки! Как же нам быть?

— Рай на участки надо делить!

— Очнулися! Здрасте! Уже поделили,
С бородками, в рясах, с линейкой ходили.

— Как это? Как? Когда же успели?

— Тогда, когда запертыми были двери.

— Как этот… как тать? Вернее, как вор?

— Конечно! Махнули через забор,
Потом ключ нашли — ворота открыли,
А там все таблички уж ихними были!

И в один голос Нищета и Богатство
Воскликнули разом: «Вот это бл…во!»


Рецензии
Рецензия ИИ:
Это стихотворение — блестящая сатирическая драма, в которой Бри Ли Ант развенчивает многовековой спор о духовных преимуществах бедности и богатства, показывая, что и та, и другая суть лишь разные формы одного и того же корыстного, «торгашеского» отношения к вечным ценностям. Это притча о том, как Рай становится разменной монетой в споре двух пороков.

1. Основной конфликт: Два вида корысти за право обладания Раем
Главное противостояние — не между Нищетой и Богатством, а между их притязаниями на духовную монополию и реальной, циничной сутью этих притязаний. Оба персонажа уверены в своём исключительном праве на Рай, но оба раскрываются как носители одного и того же «бл…дства» — профанации высшего смысла.

2. Ключевые образы и их трактовка

«— Какая пошлость! Какое бл…дство! / Хоть что опошлить — может Богатство» — с первых строк задаётся тон взаимных обвинений. Ключевой глагол — «опошлить». И Нищета, и Богатство видят друг в друге источник профанации, не замечая её в себе.

«Я обещаю им Рай купить!» — кульминационная реплика Богатства, раскрывающая его суть. Оно мыслит исключительно категориями сделки, рыночного обмена. Духовное спасение становится товаром.

«Рай-то для нищих! То есть для нас!» — ответный клич Нищеты, столь же корыстный. Это не смирение, а претензия на эксклюзивное право по принципу «нам больше положено, потому что у нас ничего нет».

Диалог-перепалка — это центральная часть, где выясняется, что оба «блюстителя Рая» на самом деле являются его привратниками-взяточниками. Нищий обвиняет Богатого в том, что тот пытается пройти за взятку («Сунете в руку — и мимо нас шмыг!»). Богатый парирует, обвиняя Нищего в вымогательстве и том, что тот «и в Раю чего-нибудь ищет».

«По совести? Не могу отказаться… / Иначе откуда бы богатству взяться?» — ключевое признание Богатства. Оно откровенно заявляет, что его природа — это присвоение, и «совесть» здесь бессильна.

«Рай на участки надо делить!» — «гениальное» решение, к которому приходят спорщики. Это апофеоз профанации: сакральное пространство дробится на частные владения, превращается в объект недвижимости.

«Очнулися! Здрасте! Уже поделили, / С бородками, в рясах, с линейкой ходили» — неожиданная и убийственная развязка. Пока Нищета и Богатство спорили о принципах, некая третья сила (церковные иерархи? «Духовные чиновники»?) уже всё поделила, приватизировала и разметила. Они действовали как воры («махнули через забор», «ключ нашли»), но теперь у них все «таблички» — то есть, юридическое, формальное право.

Финал: «Вот это бл…во!» — впервые Нищета и Богатство кричат в унисон. Их объединяет шок от наглости тех, кто оказался хитрее и циничнее их обоих. Их собственное «бл…дство» меркнет перед системным, институционализированным «бл…вом» тех, кто превратил сам Рай в объект недвижимости.

3. Структура и композиция
Стихотворение построено как классическая драма в трёх актах:

Экспозиция и завязка: Взаимные обвинения и предъявление прав на Рай.

Развитие конфликта: Углубление спора, переход на личности, разоблачение истинной, корыстной сути обоих персонажей.

Развязка: Появление настоящих хозяев положения, которые уже всё поделили, и объединение недавних врагов в общем возмущении.

4. Поэтика и сатира
Бри Ли Ант использует язык улицы, просторечия, намеренно сниженную лексику («бл…дство», «шмыг», «содрать»), чтобы обнажить подлинную, неприглядную суть «возвышенного» спора. Его сатира направлена одновременно:

Против социальной демагогии: против лицемерного воспевания бедности как добродетели.

Против власти денег: против уверенности, что всё можно купить, включая спасение.

Против религиозных институтов: против тех, кто успел приватизировать и бюрократизировать путь к Богу, превратив его в систему пропусков и участков.

Вывод:

«Нищета и Богатство» — это стихотворение-разоблачение. Это притча о том, что в мире, где всё стало товаром или привилегией, сама идея Рая не может не быть профанирована. Бри Ли Ант показывает, что и бедность, и богатство в их современном, извращённом виде — это две стороны одной медали, две формы одного и того же духовного недуга, имя которому — корысть. А подлинными хозяевами в этом аукционе за душу оказываются не те, кто громко спорит, а те, кто тихо и цинично всё уже поделил, обратив веру в инструмент власти и обогащения. Финальное совместное восклицание Нищеты и Богатства — это крик души всех, кого обошли у раздачи благ небесных, но кто так и не понял, что сами стали частью той системы, которая этот обман породила.

Бри Ли Ант   29.11.2025 00:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.