Хвала тебе, божественная Рифма!..

Хвала тебе, божественная Рифма!    
До твоего рожденья, кроме ритма
И стоп, определяющих размер,
Тебя не знали – даже сам Гомер.

Виновны были в этом не поэты –
Была бы им рифмовка не с руки,
И в том, что им не шли на ум сонеты,
Виновны их чуднЫе языки.

Уж такова тех языков природа:
Почти что все слова мужского рода
Кончались в греческом, на -os и -is :
К примеру: фаллос, Эрос, Адонис!

В латыни были окончанья тоже
(Такой у римлян был, наверно, вкус!)
Как в эллинском, вернее, с ними схожи:
На месте -os латынь имела -us.

К чему идти далёко за примером –
Вот для строки подходят нам размером
Слова, излишен коих перевод,
Ведь anus, penis знает весь народ!..

И потому не подошла б рифмовка
Гомеру и Вергилию... Клянусь:
Читать и слушать было бы неловко
На стыках строк все эти -os и -us.

Но варвары, что римлян разгромили,
Латынь усвоив, страшно исказили
Её, отрезав -is и –us от слов,
И получилась куча языков:

Французский, каталонский, провансальский
(На юге Франции ещё он жив),
Румынский, итальянский, португальский –
Латынь они прорвали, как нарыв.

Но варвары – лишь молодость планеты,
И появились и у них поэты,
Входящие в объятьях Музы в транс.
И первым пал в объятья те Прованс.

Его язык, певучий, словно русский,
Теперь живёт во Франции без прав,
Его теснит насильственно французский –
Парижский, хоть гнусав он и картав.

И странствующий Рыцарь в час скитаний
(В Провансе приключений он искал!),
Почуял массу схожих окончаний,
Когда он песню Даме сочинял.

И стал их сочетать он, как угодно:
От -is и -us ведь речь давно свободна!
То перворифма на земле была –
Перекликались чувств колокола!..

И юный Рыцарь, небу благодарный,
Чтоб не услышать от прелестной «Нет!»,
(Ведь всем известно: женщины коварны!)
Ей чудный сочинил первосонет.

Зачем он рамки тесные сонета
Избрал? – Тот нежной сетью был поэта:
На рифм игру он Даму заманил
И западню ажурную закрыл!

А после, приложив к груди ловушку,
Открыл он Даме сердце, как дворец,
И в нём увёз прекрасную подружку
Крылатых рифм неведомый творец.

Его коллеги, конные Амуры,
(По-провансальски просто – «трубадуры»,
«Искатели» (конечно же – любви!),
Все песни стали рифмовать свои.

Те рифмы прочно строки оседлали
(Ведь рыцари учили их езде!)
И мир стихов навек завоевали,
И покоряют души дам везде.

Хвала тебе, таинственная Рифма!
Нет на тебе священной Музы грифа
«Секретно», но в самой тебе – секрет:
Ты так проста, что весь в трудах – поэт…


26 апреля 2011 г.
Москва.


Рецензии
Константин Фёдорович! Ваша поэтическая лекция мне понравилась.
Спасибо!

Петр Анатольевич Полетаев   23.01.2012 00:59     Заявить о нарушении
Я очень рад, Пётр Анатольевич! Спасибо Вам!

Константин Фёдорович Ковалёв   23.01.2012 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.